Сущность финансово-бюджетного федерализма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определила задачи:
1. Изучить понятие бюджетного федерализма
2. Рассмотреть принципы бюджетного федерализма
3. Раскрыть все достоинства и недостатки федерализм
4.Рассмотреть основные модели бюджетного федерализма за рубежом
5.Проанализировать бюджетный федерализм в России в настоящее время

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА .5
1.1.ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА……………………………5
1.2. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА …………………………7
1.3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ФИНАНСОВО- БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА………………………………………………………..………12
2.1.ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА ЗА РУБЕЖОМ………………………………………………………………………12
2.2. МОДЕЛЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА США………………..……15
2.3. МОДЕЛЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА ГЕРМАНИИ……………..17
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВО- БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В РОССИИ………………………………………………………………………….20
3.1. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ....................................................................................................................20
3.2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ……………………….22
3.3. ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА МЕЖДУ МОДЕЛЯМИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.94 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава 1.Сущность финансово-бюджетного федерализма .5

1.1.ПОНЯТИЕ бюджетного федерализма……………………………5

1.2. Принципы бюджетного федерализма …………………………7

1.3. Достоинства и недостатки бюджетного федерализма………………………………………………………………….9

ГЛАВА 2. Модели финансово- бюджетного федерализма………………………………………………………..………12

2.1.оСНОВНЫЕ МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА ЗА РУБЕЖОМ………………………………………………………………………12

2.2. модель бюджетного федерализма США………………..……15

2.3. модель бюджетного федерализма германии……………..17

ГЛАВА 3. финансово- Бюджетный федерализм в РОссии………………………………………………………………………….20

3.1. Бюджетный федерализм в России в настоящее время....................................................................................................................20

3.2. Актуальные проблемы бюджетного федерализма в России и пути его совершенствования ……………………….22

3.3. Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………31

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из основных характеристик федеративного  государства является соответствие базовых направлений экономической  политики, как в действиях федерального правительства, так и в действиях  правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских условиях, - задача более чем непростая. Для обеспечения  этого потребуется создание такой  системы федерализма, которая способна эффективно учитывать интересы политических представителей как федеральных, так  и региональных органов власти.

Поэтому неудивительно, что множество  дискуссий, так или иначе, затрагивает  сложную проблему федерализма и  разделения политических и финансовых полномочий между Федерацией и ее субъектами. В настоящее время  ведутся различные переговоры на тему развития бюджетного федерализма  и межбюджетных отношений в России.

Взаимодействия между  центром и регионами - бюджетный  федерализм - становится все более  актуальным вопросом. В последние  годы существенно возросла ответственность  субъектов и органов местного самоуправления за обеспечение социальных гарантий на их территориях.

Целью данной курсовой работы является изучить сущность финансово- бюджетного федерализма.

Цель работы определила задачи:

1. Изучить понятие бюджетного федерализма

2. Рассмотреть принципы бюджетного  федерализма

3. Раскрыть все достоинства и  недостатки федерализм

4.Рассмотреть основные  модели бюджетного федерализма  за рубежом

5.Проанализировать бюджетный  федерализм в России в настоящее  время

6.Выявить  основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом.

В ходе исследования применялись как общенаучные  методы исследования (наблюдение, логический и структурно-функциональный анализ, комплексность, аналогия), так и специальные  приемы и процедуры (сравнение и  обобщение, выборка и группировка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Сущность финансово-бюджетного федерализма

 

1.1.ПОНЯТИЕ бюджетного федерализма

 

 Понятие «бюджетный федерализм» первоначально появилось в зарубежной экономической литературе и употреблялось для характеристики бюджетных систем и федеративных, и унитарных государств, отличавшихся высоким уровнем децентрализации государственной власти, но различия между федеративными и унитарными государствами становятся все менее чётким. В первых идут процессы централизации, во вторых - децентрализации. Но нецелесообразно считать подлинно федеративными межбюджетные отношения, складывающиеся в унитарных государствах, так как независимо от степени децентрализации в них отсутствует субфедеральный уровень государственной власти, дополняющий государственные полномочия федерального центра и в ряде случаев составляющий ему конкуренцию по их выполнению.

Суть бюджетного федерализма проявляется через эффективную систему межбюджетных отношений. В свою очередь, межбюджетные отношения представляют собой единый взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс, с одной стороны, распределения расходных полномочий между различными уровнями власти, а, с другой - распределение доходных полномочий и финансовой помощи между звеньями бюджетной системы. Поэтому целесообразно рассматривать во взаимосвязи понятия «межбюджетные отношения» и «бюджетный федерализм».

Любая модель бюджетного федерализма, будучи формой организации межбюджетных отношений, основывается на трех главных  составляющих, которые являются условиями  ее эффективного функционирования: во-первых, на четком разграничении полномочий между всеми уровнями власти по расходам; во-вторых, на наделении соответствующих уровней власти достаточными для реализации этих полномочий фискальными ресурсами; в-третьих, на сглаживании вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью системы бюджетных трансфертов с тем, чтобы обеспечить на всей территории страны некий стандарт государственных услуг.

Одной из центральных проблем упорядочения бюджетной системы страны и взаимоотношений  Федерации и регионов является проведение в жизнь принципа бюджетного федерализма. Существует множество определений  термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений, бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных  взаимоотношений органов власти и управления различных уровней  на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия  называет бюджетным федерализмом принцип  построения бюджетных отношений, который  позволяет в условиях самостоятельности  каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого  ее субъекта и органов местного самоуправления.  

Для бюджетного федерализма характерно:

- самостоятельность бюджетов разных  уровней (закрепление за каждым  уровнем власти и управления  собственных источников доходов  и права самостоятельно определять  направления их расходования; недопустимость  изъятия дополнительных доходов,  неиспользованных или дополнительно  полученных средств в вышестоящие  бюджеты; право на компенсацию  расходов, возникающих в результате  решений, принятых вышестоящими  органами власти и управления; право предоставления налоговых  и иных льгот только за счет  собственных доходов и т. д.),

- законодательное разграничение  бюджетной ответственности и  расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами  власти и управления;

- соответствие финансовых ресурсов  органов власти и управления  выполняемым ими функциям (обеспечение  вертикального и горизонтального  выравнивания доходов нижестоящих  бюджетов);

- нормативно-расчетные (формализованные)  методы регулирования межбюджетных  отношений и предоставления финансовой  помощи;

- наличие специальных процедур  предотвращения и разрешения  конфликтов между различными  уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных  решений по вопросам налогово-бюджетной  политики.

Реализация концепции бюджетного федерализма основана на сочетании  двух взаимодополняющих тенденций - конкуренции между региональными  органами на рынке социальных услуг  и выравнивании условий этой конкуренции  и обеспечении на всей территории страны общенациональных минимальных  стандартов.

Таким образом, бюджетный федерализм - одно из сложнейших направлений экономических  реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений.

1.2. Принципы бюджетного федерализма

Федерация как форма государственного устройства с юридической точки  зрения - это единое государство, объединяющее в своем составе территории субъектов, представляющих собой самостоятельные  государственные образования, обладающих публичной властью в отношении  тех вопросов, которые не относятся  к компетенции федеральной публичной  власти.

Принцип федерализма переносит  свою сущность на бюджетную деятельность государства. Основной целью развития бюджетного федерализма является установление четкого разграничения расходных  и доходных полномочий, позволяющих  обеспечить финансовую самостоятельность и ответственность региональных и местных органов власти, повышение их заинтересованности в эффективном управлении финансами, поддержку экономического развития территорий, проведение структурных реформ.

В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное  установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон - федеральных  и региональных органов власти и  управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения  бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы.[]

Первым и основным является принцип  достаточной необходимости федерального регулирования, согласно которому в  сфере конкурирующей законодательной  компетенции Федерация имеет  право законодательства, в том  случае если есть особая необходимость  в федеральном законодательном  регулировании в целях обеспечения  единообразных условий на территории Федерации или сохранения правового  и экономического единства в общегосударственных  интересах.

Вторым принципом является принцип  альтернативы, согласно которому, федеральные  законы по предметам совместного  ведения должны, кроме специально закрепленных случаев, содержать возможные  варианты решения возникающего вопроса, при этом один из которых должен быть выбран на уровне субъекта.

Третьим принципом является принцип  позитивного обязывания, согласно которому при разграничении полномочий по предметам совместного ведения  нужно выделять те полномочия субъектов, которые они обязаны выполнять  за счет своих бюджетных средств  и за которые должны нести конституционно-правовую ответственность.[ Рябов Е.В. Принципы разграничения полномочий по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Проблема правосубъектности: современные интерпретации. Материалы научно-практической конференции. Выпуск 5. Самара. 2007. С.171.]

К четвертому принципу можно отнести  принцип бюджетной обеспеченности полномочий, в соответствии с которым  за бюджетами субъектов РФ на постоянной основе должен быть закреплен объем  доходных источников в соответствии с предметами ведения.

Вышеуказанные принципы разграничения  полномочий нуждаются в соответствующем  правовом закреплении.

Государственная целостность федеративного  государства и обеспечение его  суверенитета в значительной мере зависят  от создания согласованных и гласных  финансовых отношений между федеральным  центром и субъектами Федерации. Решающим условием эффективного функционирования федеративного государства является разработка рациональной системы бюджетных  отношений между уровнями власти, которая способна обеспечить соответствие между доходами и расходами и  быть одинаково справедливой с точки  зрения разделения финансового бремени  для всех субъектов Федерации, а  внутри самих субъектов - для всех составляющих ее образований.

 

1.3. Достоинства и недостатки бюджетного федерализма

 

Федерализм как форма государственного устройства и унитарная форма  государственного устройства обладают рядом достоинств и недостатков.

Достоинства федерализма заключаются  в следующем:

1. Федерализм предусматривает на  национальном уровне сочетание  внешнего единства и внутреннего  разнообразия. Нижестоящие государственные  образования могут различаться  по неким факторам, которые будут  способствовать свободным внутренним  перемещениям населения в те регионы, условия существования в которых больше отвечают их внутренним потребностям.

2. Федеральная форма устройства  государства позволяет населению  активно участвовать в политической  жизни.

3. Благодаря значительному количеству  суверенных единиц, входящих в  состав федерации, правительство  каждой из них проводит свою  политику, направленную на достижение  удовлетворённости общества. Каждый  регион стремится упрочить свое  положение, а это порождает  конкуренцию, ведущую к поиску  и принятию необходимых решений.

4. Для контроля населением за  осуществлением государственных  функций возникает необходимость  существования прямой и прозрачной  отчетности.

Недостатки федеративного бюджетного устройства:

1. Возможно возникновение нерационального  повторения функций и полномочий, в то же время часть функций  может остаться неохваченной  ни одним из уровней управления.

Информация о работе Сущность финансово-бюджетного федерализма в России