Страховые взносы во внебюджетные фонды и их значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Внебюджетные фонды являются одной из форм организации финансовых ресурсов, заключающейся в их перераспределении и использовании для финансирования определенных общественных потребностей.
Потребность в перераспределении бюджетных ресурсов возникает, когда данные ресурсы ограничены, особенно при сложном финансовом состоянии экономики. Благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов, средства госбюджета достаточно мобильны.
Однако в такой ситуации существует опасность урезания расходов на социальные потребности, поэтому достаточно важным является определение наиболее значимых участков и обеспечение их целевым направлением и использованием поступающих средств.

Файлы: 1 файл

контрольная НАЛОГИ.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)
  1. Страховые взносы во внебюджетные фонды и их значение.

Внебюджетные фонды  являются одной из форм организации  финансовых ресурсов, заключающейся  в их перераспределении и использовании  для финансирования определенных общественных потребностей.

Потребность в перераспределении бюджетных ресурсов возникает, когда данные ресурсы ограничены, особенно при сложном финансовом состоянии экономики. Благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов, средства госбюджета достаточно мобильны.

Однако в такой ситуации существует опасность урезания расходов на социальные потребности, поэтому достаточно важным является определение наиболее значимых участков и обеспечение их целевым направлением и использованием поступающих средств.

Одним из способов решения данной задачи является создание внебюджетных фондов с конкретным назначением: расширить источники государственного финансирования социальных нужд для обеспечения реализации конституционных прав граждан.

В зависимости от своего назначения, внебюджетные фонды могут быть экономическими – с целью аккумулирования средств для финансирования хозяйственных нужд, и социальными – для формирования страховых, пенсионных и прочих резервов с целью осуществления социальной защиты населения. По уровню управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов осуществляется:

  • влияние на процесс производства посредством финансирования, кредитования, субсидирования отечественных предприятий;
  • обеспечение природоохранных мероприятий;
  • оказание социальных услуг населению (выплата пенсий, пособий, финансирование социальной инфраструктуры);
  • предоставление займов, включая партнеров за рубежом.

Формирование и функционирование внебюджетных фондов находится в  ведении органов власти государства: центральных, республиканских, местных, и регламентируется законодательством. Источники формирования внебюджетных фондов в основном обуславливаются характером и масштабом поставленных перед ними задач, а так же экономическим и финансовым положением государства.

Имеется два пути создания внебюджетных фондов: выделение из бюджета расходов, имеющих особое значение, либо формирование внебюджетного  фонда для определенных целей  с собственными источниками доходов. Цель создания фонда обычно отражается в его названии.

Важнейшим материальным источником для большей части  государственных внебюджетных фондов является национальный доход. С целью  его перераспределения, в качестве способа мобилизации используются налоги и сборы, бюджетные средства и займы. Налоги и сборы устанавливаются законодательством.  

Особенности государственных  внебюджетных фондов:

  • строгая целевая направленность и планирование органами государственной власти;
  • финансовые средства из внебюджетного фонда могут использоваться для покрытия расходов государства, не включенных в госбюджет;
  • внебюджетные фонды в качестве источника формирования используют обязательные отчисления физических и юридических лиц;
  • взносы поступают в виде обязательных налоговых платежей, установленных государством;
  • средства фонда не подлежат изъятию для использования в целях, отличных от назначения данного фонда;
  • учет расходов фонда производится по распоряжению Правительства РФ или правления фонда.

На территории России действуют следующие внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Прочие внебюджетные фонды.

Для наглядности рассмотрим более подробно функционирование некоторых  социальных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд Российской Федерации является важнейшим социальным внебюджетным фондом, который предназначен для произведения выплат пенсий гражданам в соответствии с действующим законодательством.

Фонд выплачивает трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим и их семьям, различные пособия и выплаты определенным категориям лиц. Средства в данный фонд поступают из следующих источников:

  • страховые взносы работодателей и граждан;
  • средства федерального бюджета;
  • суммы различных финансовых санкций;
  • добровольные взносы юридических и физических лиц:
  • доходы от инвестирования свободных финансовых средств фонда;
  • иные источники, не запрещенные законодательством.

Пенсионный фонд РФ –  это самостоятельная финансово-банковская система, являющаяся органом государственного управления в области финансов пенсионного обеспечения. Средства, составляющие бюджет фонда, являются федеральной собственностью и не подлежат перераспределению в прочие бюджеты. Фонд подотчетен правительству федерации и ежегодно представляет информацию о своей деятельности в парламент.

Структура Пенсионного  фонда гарантирует текущие и  чрезвычайные выплаты пособий в  масштабах всей страны в различных  ситуациях, например, выплату пенсий при резком увеличении числа пенсионеров  в результате стихийных бедствий; повышение размера выплачиваемых пенсий при резких скачках цен и т.д.

Фонд обязательного  медицинского страхования РФ (ФОМС) так же является социальным внебюджетным фондом. Средства из данного фонда  направляются в страховые компании, работающие на основе лицензий и подбирающие медицинские учреждения, способные оказать действительную эффективную помощь застрахованным гражданам на бесплатной основе.

Фонд производит финансирование различных медицинских программ, развитие медицины и научных исследований в этой области, оплату лечения и т.д. Формирование средств фонда происходит за счет ассигнований и страховых взносов за своих работников организаций любых форм собственности и видов деятельности, а так же органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих лиц (детей, пенсионеров и т.д.). В результате все граждане получают гарантированный объем медицинских услуг, включая скорую помощь.

Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС РФ) создан для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами. ФСС РФ обеспечивает:

  • страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: выплата пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, единовременных пособий при постановке на учет в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении, ежемесячных пособий по уходу за ребенком;
  • страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;
  • обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;
  • оплата родовых сертификатов.

Кроме социальных, могут  создаваться и действовать государственные  внебюджетные фонды иного назначения – экономического. Экономические внебюджетные фонды создаются федеральными, региональными либо местными органами власти для финансирования расходов государства по отдельным бюджетным статьям и консолидируются в составе бюджета государства для обеспечения более полного контроля за поступлением и целевым использованием средств данных фондов.

Состав экономических внебюджетных фондов непостоянен и связан с  необходимостью финансирования развития определенных направлений и секторов экономики, социальной сферы, а так  же охраны окружающей среды. За последние годы в состав бюджетов входили следующие фонды:

  • Федеральный фонд сохранения биологических ресурсов;
  • Экологические фонды разных уровней (федеральные, территориальные);
  • Фонд развития таможенной системы РФ;
  • Государственный фонд борьбы с преступностью.

Внебюджетные фонды  освобождаются от уплаты налогов и пошлин по основным направлениям своей деятельности.

В 2009 году был принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [6], в соответствии с которым единый социальный налог с 1 января 2010 был заменен страховыми взносами напрямую в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды - Федеральный и Территориальные - обязательного медицинского страхования.

2010 год был переходным периодом, в течение которого сохранялась действующая ставка взносов, то есть 20 % в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, и 3,1% - в фонды обязательного медицинского страхования. С 2011 года ставка страховых взносов возросла до 34% - 26% направлялось в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, 5,1% - в фонды - федеральный и территориальный - обязательного медицинского страхования. С 2013 года по Закону они составляют 22% от годового заработка работника в пределах 568 тысяч рублей по каждому месту работы. Также установлен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10%.

Согласно вышеупомянутому  закону, плательщики страховых взносов  делятся на две категории:

  • юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Объектом обложения  страховыми взносами для плательщиков, относящихся к первой категории, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. При этом объектом обложения страховыми взносами для юридических лиц, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Не относятся к объекту  обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, и договоров, связанных с передачей в пользование имущества. В качестве примера таких договоров можно привести договоры купли-продажи или аренды.

Законом установлен довольно широкий перечень выплат физическим лицам, на которые страховые взносы не начисляются (ст.9 № 212-ФЗ). В частности, взносами не облагаются государственные пособия и компенсационные выплаты (связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников; а также ряд других).

Также законом установлены  льготные категории плательщиков, которые  уплачивают страховые взносы по значительно  более низким тарифам. К ним, в  частности, относятся сельскохозяйственные товаропроизводители, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и ряд других.

Помимо страховых взносов, установленных законом 212-ФЗ, в Фонд социального страхования также  уплачиваются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Порядок их уплаты установлен федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ (с последующими изменениями) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [4]. Базой, на которую начисляются данные взносы, также является фонд заработной платы и приравненные к ней выплаты. Тариф страховых взносов ежегодно устанавливается федеральным законом, исходя из класса профессионального риска, соответствующего уровню производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившемуся по основному виду экономической деятельности страхователя (с учетом ряда скидок и надбавок). Сейчас минимальный тариф страховых взносов «от несчастных случаев» установлен в размере 0,2%.

Информация о работе Страховые взносы во внебюджетные фонды и их значение