Совершенствование планирования налоговых доходов федерального бюджета федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Так, в настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности, сельского хозяйства и многое другое. А значит, за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Именно поэтому данная тема является актуальной.Цель работы – изучение и разработка научной концепции по совершенствованию методов планирования налоговых доходов.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ…………………………………………….…...5
1.1 Сущность, цели и виды планирования налоговых поступлений федерального бюджета РФ……………..…………………………………….5
1.2 Методы планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………………………..19
2. Анализ планирования налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ……………………………………………………………………………26
2.1 Анализ существующей системы планирования налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ.………………………………..26
2.2 Предложения по повышению эффективности механизма планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ…………..30
Заключение………………………………..……………………………….…39
Список литературы…………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Совершенствование налоговых доходов РФ.docx

— 143.67 Кб (Скачать файл)

 

В России в настоящее  время в структуре доходов  федерального бюджета основная масса - налоговые доходы (свыше 90%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.

Поступления налога на прибыль  организаций в 2011 году составили 255,0 млрд. рублей, что на 31% больше, чем в 2010 году, а относительно уровня 2009 года – меньше в 3 раза.

Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2011 году поступило 1 328,7 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в 2010 году, а относительно уровня 2009 года поступления выросли в 1,3 раза.

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2011 году поступило 55,2 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2010 году, а относительно уровня 2009 года поступления выросли в 1,4 раза.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в 2011 году составили 113,9 млрд. рублей и выросли относительно 2009 года на 39%, а относительно уровня 2009 года – снизились на 9 процентов.

Налога на добычу полезных ископаемых в 2011 году поступило 1 376,6 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 266,8 млрд. рублей, газа горючего природного – 85,1 млрд. рублей, газового конденсата – 9 млрд. рублей.

По сравнению с 2010 годом поступления НДПИ в 2011 году выросли до 42,9%, что обусловлено повышением цены на нефть и оказалась выше показателя предыдущего года на 3,7%, а относительно уровня 2009 года – ниже на 1,3%.

 

 

 

2.2 Предложения по повышению эффективности механизма планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ

Методы планирования - это методы подготовки плановых альтернатив или, по меньшей мере, одного варианта плана для утверждения лицом или органом, принимающим решение.

Методы подготовки одного или нескольких вариантов планов различают по используемым методам составления этих планов, методам и срокам возможной реализации планов, объектам планирования.

Подобно прогнозированию, планирование может основываться на эвристических и математических методах. Среди математических методов исследования операций особое место занимают методы оптимального планирования.

 

Невзирая на множество  способов и методов планирования и прогнозирования бюджетных  доходов, они являются, как правило, результатом усовершенствования известных  и достаточно распространенных общих  подходов к прогнозированию, в том  числе путём органического сочетания  нескольких методик, которые Россия должна учитывать.

В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой  системы в эффективную систему  налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления  налоговой политики:

- создание стабильной  и ясной налоговой системы;

- формирование  стимулов к повышению собираемости  налогов;

- создание благоприятных  условий для повышения эффективности  производства;

- укрепление доходной  части бюджета.

В основе разработки проекта федерального бюджет на 2011 г. и на период до 2010 г. лежали достигнутые  в 2000-е годы результаты бюджетной  политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.

Разработка параметров федерального бюджета в предыдущие годы была апробирована в форме финансового  плана, опыт которого был реализован на трехлетний период - 2011-2010 гг.

В соответствии с  Федеральным законом от 24.07.2010 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов  федерального бюджета утвержден  в размере 6 644,4 млрд. руб.

Прогнозируемое  изменение величины основных макроэкономических показаний в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика.- 2010.- № 2.- С. 28.

Так, с 2011 г. должен быть изменен порядок налогообложения  доходов организаций, полученных в  виде дивидендов. Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций предусмотрено  по дивидендам, полученным при стратегическом участии российской организации  в российской или в иностранной  организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия  предлагается установить в виде доли участия организации не менее 50%, при обязательном выполнении условия, согласно которому такая доля в абсолютном выражении будет составлять не менее 500 млн. руб.

С 1 января 2011 г. согласно Федеральному закону от 24.07.2010 г. № 198-ФЗ для всех налогоплательщиков (в том  числе для налогоплательщиков, исполняющих  обязанности налоговых агентов) налоговый период по налогу на добавленную  стоимость устанавливается как  квартал. Федеральный закон от 24 июля .2010 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период до 2010 года».- ст. 11. В настоящее время  согласно ст. 163 НК РФ налоговый период установлен как календарный месяц, а для налогоплательщиков (налоговых агентов), у которых ежемесячная сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 2 млн. руб. - как квартал.

Предусмотрена, ставшая  традиционной, ежегодная индексация ставок акцизов. Индексация коснулась  ставок по следующим видам подакцизных  товаров: алкогольной продукции (включая  вина), спирту и спиртосодержащей продукции, пиву, табачным изделиям и легковым автомобилям.

Кроме того, подготовлены поправки в части налогообложения  доходов физических лиц, которые  должны вступить в действие с 1 января 2011 г. Речь идет о снижении ставки налога на доходы физических лиц с 30% до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися  налоговыми резидентами РФ. При этом необходимо отметить следующее. Изменения  налогового законодательства в части  взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оказывают влияние на формировании е консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации. Это связано  с тем, что доходы от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет не поступают, несмотря на федеральный статус налога, а в полном объеме подлежат зачислению в консолидированные бюджеты  субъектов РФ с последующим распределением между региональными и местными бюджетами согласно нормативам, установленным  соответствующими статьями БК РФ.

По своей величине основными источниками доходов  федерального бюджета являются: налог  на добавленную стоимость, налог  на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.

Поступления НДС  в федеральный бюджет составят: Васильева  Л.А. Доходы федерального бюджета в 2011-2010 годах // Финансы.- 2010.- № 9.- С. 8.

В 2011 г. - 2168,5 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 872,3 млрд. руб.

В 2012 г. - 2797 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1006,4 млрд. руб.

В 2010 г. - 3221,7 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1149,4 млрд. руб.

При планировании поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, учитывались особенности расчета  налога, подлежащего уплате в бюджет, установленные налоговым законодательством.

В основном расчет поступлений НДС базируется на определении  размера следующих показателей: суммы налога (в 2011 г. - 16 101,7 млрд. руб.), исчисленного исходя из валового объема выручки налогоплательщиков и суммы  налоговых вычетов за соответствующий  период (общая сумма налоговых  вычетов в 2011 г. прогнозируется в  размере 14 860,6 млрд. руб.) При этом налоговые  вычеты объединены в группы по соответствующим  признакам.

Во-первых, это налоговые  вычеты, предъявляемые подрядными организациями  при проведении капитального строительства. Расчетная сумма налоговых вычетов  по указанной группе в 2011 г. определена в размере 270,2 млрд. руб.

Во-вторых, налоговые  вычеты по операциям, связанным с  внешнеэкономической деятельностью  налогоплательщиков. Сумма налоговых  вычетов в 2011 г. может составить 1 199,9 млрд. руб.; по операциям, связанным  с реализацией товаров на экспорт,- 672,1 млрд. руб.

В-третьих, самая  большая и разнообразная группа по своему составу - прочие налоговые  вычеты, суммы которых в 2011 г. может  составить 13 390,5 млрд. руб.

При расчете НДС  кроме налоговых вычетов, уменьшающих  поступление налога в бюджет, также  предусмотрены суммы, подлежащие возмещению в связи с применением специального налогового режима - «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Прогнозируемое в 2011 г. возмещение НДС при выполнении соглашений о разделе продукции оценивается в размере 6,7 млрд. руб.

В связи с изменением налогового законодательства и введением  поквартальной уплаты налога. В 2011 г. вероятны дополнительные потери в размере 228,7 млрд. руб.

Кроме того, при  прогнозировании НДС учитывается  корректирующий коэффициент, который  отражает средний уровень собираемости, сложившийся за предыдущие годы.

Вместе с тем, в 2011 г. возможны дополнительные поступления  до 329,0 млрд. руб. в связи с уплатой  налога по результатам контрольных  мероприятий, проводимых налоговыми органами. Багиров А.В. Возвращение блудного дефицита // Российская бизнес-газета.- 2010.- №5.- С. 7.

При расчете НДС, уплачиваемого при вывозе товаров  на таможенную территорию РФ, в качестве базового показателя принимается прогнозируемый на среднесрочную перспективу объем  импорта из стран дальнего зарубежья, стран-участников СНГ и Республики Беларусь, который корректируется на сумму ввозимых товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

Доход федерального бюджета от уплаты налога на прибыль  организаций, планируемые на трехлетний период, должны составить: в 2011 г. - 534.5 млрд. руб., в 2012 г. и 2010 г. 587,6 млрд. руб. и 645,1 млрд. руб. соответственно.

В 2011 г. сумма налога на прибыль по обычным видам деятельности, подлежащего зачислению в федеральный  бюджет, определена в размере 456,0 млрд. руб. Налог по иным видам доходов (облагаемых по ставке 20%, 15 % и 9%) может  составить 52,3 млрд. руб. А с учетом уровня собираемости налога, ожидаемые  поступления могут составить  примерно 9% от прогнозируемого объема.

Кроме того, в 2011 г. возможны потери бюджета в связи  с изменением налогового законодательства - применения ставки в размере 0% по доходам, полученным в виде дивидендов российскими  организациями, при стратегическом участии в российской или иностранной  организации, выплачивающей дивиденды. Нетреба П. Налоги ждут бюджетного послания президента. // Комерсантъ.- 2010.- №34/П.- С. 3.

Вместе с тем, ожидаются дополнительные поступления  в результате повышения эффективности  работы налоговых органов (в части  контроля за соблюдением налогоплательщиками  налогового законодательства) и улучшения  администрирования налога.

Поступления от уплаты НДПИ на среднесрочный период планирования ожидаются: в 2011 г. - 868,5 млрд. руб., в 2012 г. - 851,9 млрд. руб., в 2010 г. - 849,9 млрд. руб. Васильева  Л.А. Доходы федерального бюджета в 2011-2010 годах // Финансы.- 2010.- № 9.- С. 10.

Сложность прогнозирования  НДПИ заключается в том, что налогообложению  подлежит весьма широкий спектр по своему видовому составу добываемых полезных ископаемых.

Утверждение федерального бюджета на три года в форме  закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ  по сравнению с перспективным  финансовым планом, который по своему правовому статусу является в  большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные  проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений  бюджетной политики, мер государственной  поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность  органов власти за выполнение возложенных  на них функций. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2010.- № 4.- С. 3.

С другой стороны, при утверждении характеристик  федерального бюджета в форме  закона, к качеству организации бюджетного процесса предъявляются более высокие  требования, в том числе, к стабильности государственной политики и ее ориентации на решение стратегических задач социально-экономического развития, достоверности макроэкономического прогнозирования. В первую очередь, необходима высокая степень уверенности в стабильности экономических условий, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Значительная степень зависимости доходных источников федерального бюджета от мировой конъюнктуры, по крайней мере, в ближайшее время, создает достаточно высокие риски выполнения параметров, заложенных в федеральном бюджете.

 

 

Выполненная курсовая работа позволяет сделать следующие  основные выводы.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных  перечислений.

К налоговым доходам  относятся предусмотренные налоговым  законодательством Российской Федерации  федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также пени и  штрафы.

Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый  период происходит снижение удельного  веса.

Значительное место  в системе налоговых доходов  федерального бюджета занимают и  налоги на пользование природными ресурсами.

В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел  рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых  органов.

Информация о работе Совершенствование планирования налоговых доходов федерального бюджета федерального бюджета РФ