Содержание бюджетной политики и принципы ее разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Содержание работы

Введение 3
1. Содержание бюджетной политики и принципы ее разработки 5
2. Особенности бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных
образований 9
3. Эффективность механизма реализации бюджетной политики в области
доходов, расходов, межбюджетных отношений и сбалансированности
бюджетов 19
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

бюджетная система РФ.doc

— 56.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим структуру и динамику расходной части бюджета РФ за 2010 – 2014 гг.

Анализ абсолютного и относительного отклонения расходной части бюджета представлено в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Абсолютные изменения расходной части бюджета РФ за 2010 – 2014гг.

млрд.руб.

Наименование

2010

2011

2012

2013

2014

Абсолютное отклонение

2011

2012

2013

2014

Всего

4270

5463

5781

6549

7069

1193

318

768

520

Общегосударственные вопросы

639

808

829

900

963

169

21

71

63

Национальная оборона

666

822

509

567

596

156

-313

58

29

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

542

822

509

643

694

280

-313

134

51

Национальная экономика

339

497

702

790

529

158

205

87

-261

Жилищно-коммунальное хозяйство

39

53

55

56

52

14

2

2

-4

Охрана окружающей среды

6

8

9

10

11

2

1

1

1

Образование

202

278

307

314

340

76

29

6

26

Культура, кинематография и средства массовой информации

51

68

307

73

68

17

239

-234

-5

Здравоохранение и спорт

149

206

212

245

295

57

5

34

50

Социальная политика

205

216

271

343

397

10

55

72

54

Межбюджетные трансферты

1432

1844

2282

2423

2721

413

437

142

298


 

 

Таблица 2

Относительные изменения расходной части бюджета РФ за 2010 – 2015 годы., млрд.руб.

Наименование

2010

2011

2012

2013

2014

Относительное отклонение, %

2011

2012

2013

2014

Всего

4270

5463

5781

6549

7069

27,9

5,8

13,3

7,9

Общегосударственные вопросы

639

808

829

900

963

26,5

2,5

8,6

7,0

Национальная оборона

666

822

509

567

596

23,4

-38,1

11,3

5,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

542

822

509

643

694

51,8

-38,1

26,2

7,9

Национальная экономика

339

497

702

790

529

46,5

41,2

12,4

-33,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

39

53

55

56

52

36,4

2,9

3,2

-7,9

Охрана окружающей среды

6

8

9

10

11

27,8

15,2

9,4

7,4

Образование

202

278

307

314

340

37,9

10,5

2,1

8,4

Культура, кинематография и средства массовой информации

51

68

307

73

68

32,3

353,1

-76,2

-7,4

Здравоохранение и спорт

149

206

212

245

295

38,4

2,6

15,8

20,4

Социальная политика

205

216

271

343

397

5,0

25,7

26,5

15,7

Межбюджетные трансферты

1432

1844

2282

2423

2721

28,8

25,9

6,8

11,4


 

Анализ в таблицах 1 и 2 показал абсолютное увеличение общей суммы расходов бюджета Российской Федерации как за прошедшие годы, так и планируемый 2014 год.

В 2011 году увеличение расходов произошло по всем статьям бюджета. Наибольшее увеличение произошло по статьям: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - в сумме 280 млрд.руб. или на 51,8%, «Общегосударственные вопросы» - в сумме 156 млрд.руб. или на 26,5%, «Национальная оборона» - 156 млрд.руб. или на 23,4% и «Национальная экономика» - 158 млрд.руб. или на 46,5%.

В 2011 году наряду со снижением общем суммы прироста расходов с 1193 млрд.руб. в 2011 до 318 млрд.руб. в 2012 году по двум статьям произошло снижение расходов: по статье «Национальная оборона» на 313 млрд.руб. или на 38,1% и по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 313 млрд.руб.или на 38,1% По всем остальным статьям наблюдается рост расходов, при этом самый большой рост в размере 41,2% произошел по статье «Национальная экономика».

В 2013 году произошло снижение расходов по статье «Культура, кинематография и средства массовой информации» в сумме 234 млрд.руб. или на 76,2% меньше, чем в 2013 году.

Особенностью бюджета 2014 года является снижение расходов на финансирование национальной экономики на 261 млрд. руб. или на 33,1%, что свидетельствует о сокращении участия правительства Российской Федерации в развитии реального сектора экономики. Небольшое снижение также намечено по статьям «Жилищно-коммунальное хозяйство» в сумме 4 млрд.руб. или на 7,9% и «Культура, кинематография и средства массовой информации» - в сумме 5 млрд.руб. или на 7,4%.

Рассмотрим структуру расходов бюджета за 2010-2014 годы в таблице 3.

Таблица 3

Структуру расходов бюджета РФ за 2010-2014 годы

Наименование

2010

2011

2012

2013

2014

Структура, %

2010

2011

2012

2013

2014

Всего

4270

5463

5781

6549

7069

100

100

100

100

100

Общегосударственные вопросы

639

808

829

900

963

15,0

14,8

14,3

13,7

13,6

Национальная оборона

666

822

509

567

596

15,6

15,0

8,8

8,7

8,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

542

822

509

643

694

12,7

15,0

8,8

9,8

9,8

Национальная экономика

339

497

702

790

529

7,9

9,1

12,1

12,1

7,5

Жилищно-коммунальное хозяйство

39

53

55

56

52

0,9

1,0

0,9

0,9

0,7

Охрана окружающей среды

6

8

9

10

11

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

Образование

202

278

307

314

340

4,7

5,1

5,3

4,8

4,8

Культура, кинематография и средства массовой информации

51

68

307

73

68

1,2

1,2

5,3

1,1

1,0

Здравоохранение и спорт

149

206

212

245

295

3,5

3,8

3,7

3,7

4,2

Социальная политика

205

216

271

343

397

4,8

3,9

4,7

5,2

5,6

Межбюджетные трансферты

1432

1844

2282

2423

2721

33,5

30,8

35,8

39,8

44,2


 

Абсолютные изменения бюджета Российской Федерации привели к существенным изменениям в его структуре. За пять анализируемых лет снизился удельный вес таких статей как «Общегосударственные вопросы» - с 15,0 до 13,6%, «Национальная оборона» - с 15,6 до 8,4%, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - с 12,7 до 9,8%, «Национальная экономика» с 12,1% в 20088 году до 7,5%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» с 0,9 до 0,7%, «Культура, кинематография и средства массовой информации» - с 1,2 до1,0%,

В то же время в два раза увеличился удельный вес расходов на охрану окружающей среды – с 0,1 до 0,2%, на образование - с 4,7 до 4,8%, на здравоохранение и спорт - с 3,5 до 4,2%, на социальную политику – с 4,8 до 5,6%.

Новацией формирования доходной базы бюджетной системы Российской Федерации является утверждение на 2013 и плановый период 2013-2014 годов лишь общего объема доходов. Проведем анализ динамики этих доходов за 2010-2014 годы.

Таблица 4

Динамика доходов бюджета РФ

Год

Сумма, млрд.руб.

Изменение

Абсолютное

относительное

2010

5046,1

-

-

2011

6964,8

1918,7

38,0

2012

6644,4

-320,4

-4,6

2013

7465,4

821

12,4

2014

8090,0

624,6

8,4


 

Данные таблицы 4 показали, что если в 2011 году доходы бюджета были на 1919,7млрд.руб. больше, чем в 2010 году, то 2013 году они снизились на 320,4 млрд.руб. или на 4,6%, что связано в первую очередь с падением цен на нефть. Однако в 2013 году доходы были увеличены на 821 млрд.руб. или на 12,4%, а в 2014 году планируется увеличить доходы бюджета еще на 624,6 млрд.руб. или на 8,4%.

Исполнение федерального бюджета в 2014 г. осуществлялось в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014год». По данным Счетной палаты, доходы федерального бюджета за январь - сентябрь 2014 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного на девять месяцев 2014 года Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год». При этом расходы федерального бюджета составили 928903,6 млн. рублей, или 77,8 % от годового бюджета и 93,8 % - от задания, установленного бюджетной росписью на девять месяцев 2014 года.

Анализ основных характеристик федерального бюджета свидетельствует о резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. Если в 2012 году он составлял 18,6 %, то в 2012 году - 17,2 %, а в 2013 году - 13,5 процента. В январе - сентябре 20141 года удельный вес расходов федерального бюджета в объеме ВВП составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год». Причем в общем объеме расходов федерального бюджета возрастает доля процентных расходов, которая составила в январе - июне 2010 года 21,8 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год», в январе - сентябре 2014 года - 22,7 процента.

Несколько иная динамика доходов федерального бюджета. Если удельный вес доходов федерального бюджета в объеме ВВП в 2014 году составлял 15,1 %, в 2012 году - 14,9 %, а в 2014 году даже снизился до 11,9 %, то в 2013 году он составил 16,0 %, а в январе - июне 2014 года - 17,6 % при 15,4 %, представленных в расчетах к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год», в январе - сентябре 2014 года - 16,9 процента.

Остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2014 года на счетах по учету средств федерального бюджета составляли 173923,7 млн. рублей. В доходы федерального бюджета за январь - сентябрь 2014 года поступило 1106514,4 млн. рублей. Осуществлены заимствования в объеме 56241,6 млн. рублей. Все поступления, включая входящие остатки, заимствования, поступления от продажи имущества и реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, составили 1348647,3 млн. рублей. За счет этих средств исполнены расходы федерального бюджета в объеме 928903,6 млн. рублей, погашена основная сумма государственного долга в объеме 157360,5 млн. рублей, осуществлены расходы на пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней в сумме 3826,9 млн. рублей.

Доходы федерального бюджета, по данным Счетной палаты, в январе - сентябре 2010 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного на указанный период 2010 года Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год». Сверх утвержденного объема получено 222741,3 млн. рублей. Поступления в федеральный бюджет по налоговым доходам за январь - сентябрь 2014 года составили 1024947,3 млн. рублей, или 91,9 % от годовых бюджетных назначений, неналоговым доходам - 71853,9 млн. рублей, или 111,8 %, целевым бюджетным фондам - 9713,2 млн. рублей, или 69,9 процента.

Налоги и иные платежи, контролируемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, поступили в федеральный бюджет в сумме 667130,7 млн. рублей, что составляет 60,3 % от общего объема поступивших в январе - сентябре 2014 года доходов федерального бюджета, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации - 362533,2 млн. рублей (32,8 %), Министерством имущественных отношений Российской Федерации - 18082,8 млн. рублей (1,6 процента).

Информация о работе Содержание бюджетной политики и принципы ее разработки