Социально-экономическое значение бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.
Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 111.75 Кб (Скачать файл)

Источник: Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1902 г., СПб., 1903. С.37-45; Там же. Вып. 1915 г. Пг., 1915. С.36-38.

Таблица 4. Структура расходной части государственного бюджета России в 1900 и 1913 гг. (млн. руб.)

Статьи расходов

Расходы

1900

1913

сумма

процент к общему итогу

сумма

процент к общему итогу

Непроизводительные расходы:

1) Военные расходы

483

25,6

965

28,5

2) Расходы по государственному  долгу:

       

а) по железнодорожным займам

112

5,9

142

42

б) по займам на«общие государственные потребности»

205

10,8

282

8,3

Итого платежи по займам

317

16,7

424

12,5

в том числе платежи за границу

130

6,7

183

5,4

3) Расходы на содержание  полицейско-административного аппарата

151

7,9

295

8,7

4) Расходы по сбору  налогов

187

9,8

297

8,8

5) Прочие расходы

40

1,6

23

0,6

Всего непроизводительных расходов

1168

61,8

2004

59,1

Производительные и социально-культурные расходы

1) Вложения в государственные  имущества и предприятия

572

30,2

1108

32,7

2) Бюджетные вложения  в частный сектор

104

5,6

98

29

3) Расходы на просвещение

34

1,8

143

4,3

4) Прочие расходы

11

0,5

30

0,9

Всего производительных и социально-культурных расходов

721

38,2

1379

40,9

Итого

1889

100

3383

100


 

Источник: Таблица составлена Ю.Н. Шебалдиным по данным «Отчетов государственного контроля» за 1900 и 1913 гг. (Пг.: Шебалдин Ю.Н. Государственный бюджет царской России в начале XX в. (Исторические записки. Т.65. М., 1959. С. 190).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие бюджетной  системы России в 1917-1990 гг.

В течение всего периода революции и гражданской войны с 1917 по 1920 гг. шло непрерывное разрушение экономики, падение промышленного и сельскохозяйственного производства.

В результате Октябрьской революции, начавшейся Гражданской войны и интервенции экономика страны была почти полностью разрушена. Ликвидация международных торговых связей привела к тому, что Россия оказалась полностью оторванной от международного рынка. Гражданская война шла вдоль основных транспортных (железнодорожных, водных, гужевых) магистралей, что крайне затрудняло продуктообмен города и деревни. Произошло резкое падение промышленного производства. Промышленность работала в основном на военные цели. В стране был товарный голод. Валовая продукция промышленности страны в 1920 г. составила 20% от уровня 1913 г. Особенно сильно пострадала крупная промышленность. Ее валовая продукция в 1920 году составляла 12% от уровня 1913 г.

Валовое производство мелкой промышленности сократилось до 44% от уровня 1913 г. Грузооборот всех видов транспорта в 1920 году составил 17% от 1913 года [2], а без учета воинских грузов и нужд самой дороги всего 12%.

Произошло значительное сокращение сельскохозяйственного производства. В 1921 г. валовая продукция сельского хозяйства составила 67% от уровня 1913 г., причем в гораздо большей степени, в 2,5 раза сократилась товарность сельскохозяйственного производства.

После революций и войн на Россию обрушилась новая беда - голод зимы 1921-22 годов. В городах голодало 20% населения. Одной из причин была жестокая засуха в Поволжье. Но главная причина была в отсутствии каких-либо продовольственных резервов и в продразверстке. Весной 1920 года у многих крестьян был конфискован даже семенной фонд. В результате голода погибло не менее 5 млн. человек, в т.ч. около 1 млн. крестьян.

После национализации промышленности товарооборот стал натуральным, денежное обращение было практически ликвидировано. В 1918-20 гг. был полностью разрушен свободный рынок. Государство стремилось заменить денежный оборот организованным обменом и распределением продуктов. Производилось директивное снабжение госпредприятий ресурсами. Торговли фактически не существовало, она была заменена заготовкой и распределением сельскохозяйственных продуктов и промышленных изделий по твердым ценам или бесплатно. Этих продуктов было недостаточно даже для покрытия минимальной потребности населения. Нормировались и оптовые, и розничные цены.

Весь рыночный товарооборот сводился к нелегальной базарной торговле вещами и продуктами. С вольным рынком и рыночными отношениями велась борьба. Торговля преследовалась и перешла на нелегальное положение, что вызвало рост "подпольной" спекуляции. Также было распространено "мешочничество", когда горожане ездили по деревням и обменивали там промышленные товары на продукты питания. Недостаток продовольствия вызвал с конца 1917 г. усиленный рост цен на продовольствие.

Продукты изымались принудительно. Крестьяне были вынуждены все излишки, а чаще всего и часть самого необходимого, сдавать государству без всякого эквивалента, т.к. промышленных товаров почти не было. В 1918-1920 гг. происходили массовые выступления крестьян. От продразверстки уклонялись также путем сокрытия зерна, перевода зерна в самогон и другими способами. У мелкотоварного сельского хозяйства не было стимула сохранять производство на имеющемся уровне, тем более расширять. Недостаток тяги, рабочей силы, изношенность инвентаря приводили к сокращению производства.

Абсолютное количество сельского населения с 1913 по 1920 г. почти не изменилось, но процент трудоспособных в связи с мобилизациями и результатами войны заметно понизился с 45% примерно до 36 %. Площадь запашек сократилась за 1913-1916 гг. на 7 %, а за 1916-1920 гг. - на 20,3 % [7 ]. Производство ограничивалось лишь собственными потребностями, стремлением обеспечить себя всем необходимым. В Средней Азии практически прекратилось выращивание хлопка, вместо этого стали сеять хлеб. На Украине резко сократились посевы сахарной свеклы. Это вело к снижению товарности сельского хозяйства, т.к. свекла и хлопок - высокотоварные культуры. Сельское хозяйство стало почти полностью натуральным.

Вплоть до 1921 г. экономическая и политическая жизнь страны проходила в соответствии с политикой "военного коммунизма", политикой полного отказа от частной собственности, рыночных отношений, абсолютного контроля и управления со стороны государства. Управление было централизовано, предприятия и учреждения на местах не имели никакой самостоятельности. Это явление получило название "главкизм" и "центризм". Но все эти кардинальные изменения в экономике страны были введены стихийно, не были спланированы и жизнеспособны. Такая жесткая политика лишь усугубляла разруху в стране. Это было время топливных, транспортных и других кризисов, падения промышленности и сельского хозяйства, нехватки хлеба и карточного распределения продуктов.

В стране был хаос, постоянно происходили стачки и манифестации. В 1918 г. было введено военное положение. Для выхода из создавшегося в стране после войн и революций бедственного положения необходимо было произвести кардинальные социально-экономические изменения. Политика "военного коммунизма" была "политикой командования в осажденной крепости". "Военный коммунизм" своей стихийностью и экстремизмом подходил для периода революции и гражданской войны, но начинать восстановление экономики при нем было невозможно. Для выхода из сложившейся ситуации советская власть пошла на компромисс и провозгласила "новую экономическую политику", сочетавшую директивное управление с рыночной самоорганизацией экономики.

Аналогии с экономическим кризисом 90-х годов.

Экономический кризис 90-х годов удивительно совпадает по многим показателям с хозяйственной разрухой революции и гражданской войны. За пять лет начала 90-х годов, так же, как и за пять лет с 1917 по 1921 гг., национальный доход сократился в два раза, еще в большей степени упало промышленное производство, на треть сократился выпуск сельскохозяйственной продукции (см. табл. 2). Неумелое управление и реформирование экономики может иметь такой же разрушающий эффект, как несколько войн и революций.

Табл.2. Изменения за пятилетия в Российской экономике.

 

1921/1916 гг.

1995/1990 гг.

Национальный доход

0,5

0,5

Валовая продукция промышленности

0,3

0,4

Валовая продукция с/х

0,7

0,7

Обесценение рубля

104

104


 

 

Важно выделить общие причины кризисов.

1. Накапливавшаяся в течение  предшествующего длительного периода  несостоятельность правительства  в условиях невозможности его  замены. Правительства Людовика XVI, Николая II и дряхлеющего Политбюро  ЦК постепенно утрачивали контроль  над экономической ситуацией, не  были способны вырабатывать сколько-нибудь  эффективные решения, теряли моральное  доверие.

2. Внезапный приход к  власти совершенно новых лиц, которые уверенно знают (прочтя  несколько книг или просто  веря в провидение), как следует  изменить общественное устройство  дабы решить все проблемы. Это  и молодые, порой экстерном выучившиеся  юристы, лидеры французской и  русской революций, жаждущие на  практике применить не очень  ясные и для самих авторов  теоретические схемы. Это и российское  правительство "завлабов", члены которого гордо носили звания кандидатов и докторов почти не существовавшей после 20-х годов в России экономической науки.

3. Расстройство финансов  и денежного обращения. К 1990 году  окончательно осложнилось финансовое  положение России. Избыток наличных  и безналичных денег привел  к расстройству денежного обращения. Покупательная способность рубля  начала катастрофически падать. В 1991 г. и в дальнейшем кризис  финансов продолжал усугубляться. Постоянно увеличивающийся разрыв  между государственными доходами  и расходами привел к дефициту  госбюджета, к росту внутреннего  государственного долга, к росту  эмиссии и обесцениванию денег. К концу 1991 года дефицит госбюджета  составил 26% ВНП [4]. Для покрытия этого  дефицита использовалась главным  образом эмиссия.

Финансовый кризис повлек за собой кризис потребительского рынка. Увеличение денежной массы, обесценивание рубля и фиксированные цены в 1990-1991 гг. стали причиной тотального дефицита продовольственных и непродовольственных товаров (в т.ч. товаров повседневного спроса), роста черного рынка. В 1990 г. был всплеск ажиотажного спроса, вызванный общей нестабильностью в стране и надвигающейся денежной реформой. Почти все бытовые и хозяйственные товары исчезли из свободной продажи и реализовывались путем распределения. Свободная продажа товаров ограничивалась талонной системой, нормированием отпуска и другими мерами. С 1 января 1992 г. отпустили цены и они стали стремительно нарастать. В продаже появились товары по недоступно высоким ценам. Начались кризисы неплатежей, наличности, нарастание дефицита, отсрочки выплат зарплат и пенсий и другие эффекты, свидетельствующие о продолжающемся развале денежной системы.

 

 

 

 

4. Структура бюджетной  системы РФ на современном  этапе

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней (рис. 1).:

– первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

– второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

– третий уровень – местные бюджеты.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Рис. 1. Бюджетная система РФ.

Федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, из которого финансируются общегосударственные программы. Федеральный бюджет принимается государственной Думой, одобряется Президентом РФ и Советом федерации, за его исполнением следят Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ.

Каждый регион (субъект РФ) принимает и исполняет свой собственный бюджет для того, чтобы обеспечить выполнение государственных функций на своей территории. В бюджетном процессе на региональном уровне принимают участие законодательные и исполнительные органы власти региона.

Кроме федерального и регионального уровней власти на всей территории Российской Федерации в муниципальных образованиях осуществляется местное самоуправление. Муниципальными образованиями в Российской Федерации считаются муниципальные районы, городские округа, городские и сельские поселения, а также внутригородские территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). Муниципальные образования имеют свои бюджеты, предназначенные для выполнения задач местного самоуправления.

Информация о работе Социально-экономическое значение бюджета