Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:23, реферат

Описание работы

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и ,как следствие, увеличения национального дохода .

Содержание работы

Введение 3
1 Социальная политика современного государства 4
1.1 Государственная политика занятости и ее эффективность 4
1.2 Социальная защита населения – суть и пути достижения 8
2 Обеспечение занятости 13
2.1 Обеспечение занятости на начальном становления рынка 13
2.2 Стратегия и методы функционирования социальной экономики 16
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 2

Файлы: 1 файл

социальная политика государства Реферат - копия.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

        - проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации3.

        Проблема  социальной защиты населения по разному  решается в рамках той или иной социально-экономической формации, конкретной страны. Для обеспечения такой защиты государство должно прежде всего в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

        Рядом с государством, социальную защиту обеспечивают предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники - их профсоюзные  организации.

        В системе социальной защиты населения  самым важным элементом выступает  социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование осуществляется путем удержаний из заработной платы и прибыли в одинаковом размере. Средства из этих фондов направляются специальными советами, в  которые входят представители трудящихся и предпринимателей.

        Важным  звеном социальной защиты населения  являются программы трудоустройства  и переквалификации При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы хотят на эти меры около 30 млрд. долларов. Государство тратит на реализацию программ переквалификации большую часть средств.

        В общенациональном масштабе современное  государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста продуктивности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других странах4.

        Одним из элементов социальной защиты населения  является правовое регулирование наемного труда, которое осуществляется путем законодательного установления минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка совершения коллективных договоров по отношению к условиям труда, оплата рабочей силы, социального страхования, отпусков и т.д.

        За  базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют  основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых  семей разного типа (с одним  ребенком, двумя и др.). К этому  набору в разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного автомобиля и др.

        Наиболее  общими критериями бедности являются безработица и инфляция, уровень которых характеризуют степень бедности. Суммарная величина этих показателей в США называется “индексом убогости”. Так, если индекс безработицы составляет 2%, а индекс инфляции - 1000%, то “индекс убогости”- 1002%.

        Основным  критерием бедности является уровень доходов, который приходится на одного человека. Общим критерием бедности является структура потребления семей, например, доля затрат на еду. В США, например, к числу бедных в конце 80-х годов относились те семьи, которые тратили ан потребление третью часть семейного бюджета. Общий уровень бедности в той или иной стане определяется показателем доли числа бедных людей в общей численности населения от 15 лет и старше. Сама бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который существует в виде жизненного (или физиологического) минимума и социального минимума. Первый показывает удовлетворение только главных физиологических потребностей и основных услуг5.

        Другой, кроме этого, включает минимальные  духовные и социальные запросы.

        С минимальным уровнем заработной платы тесно связан критерий бедности.

        Важным  элементом программы социальной защиты населения является регулирование  заработной платы зависимо от сферы  деятельности и профессии, формы  собственности. Так, в развитых странах  Запада осуществляется прямое регулирование заработной платы в госсекторе. Специальным законодательством устанавливаются права и обязанности занятых в госаппарате, военнослужащих, выборных лиц. Как правило, в США и других странах Запада заработная плата в госсекторе ниже, чем в частном, но для работников и служащих первого существует значительно большая гарантия занятости, более высокие социальные выплаты и т.д..

        Зарплата  для наемных работников регулируется с помощью коллективных договоров  и тарифных соглашений. Более широкий круг вопросов регулируется коллективными договорами. У них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление дополнительного питания и др. Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения является индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она применяется во всех развитых странах.

     

2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ 

   2.1

Обеспечение занятости на начальном этапе становления рынка. 

        Самые первые шаги к рыночной экономике  ударили еще по одной сфере  относительного социального благополучия в прежней системе хозяйствования - по полной занятости.

        Проблема  эта исключительно сложна уже  тем, что затрагивает устои прежней экономической системы, исключавшей безработицу, во всяком случае, не скрытую привлечением избыточных работников. Важно отметить, что безработица, с которой мы начинаем сталкиваться  сейчас, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями  в предшествующем развитии народного хозяйства.                        

        Устранение  таких деформаций требует форсированного роста производства товаров народного  потребления, появления в этой области  новых предприятий, фирм. Здесь в  связи с высоким спросом  (и, значит, высокими ценами) должна больше повышаться и заработная плата.

        Поэтому в данной сфере в целом угроза безработицы должна отсутствовать. Предприятия же машиностроения, военно-промышленного  комплекса находятся в упадке.

        Такое положение образует базу для структурной  безработицы, характерной для нашей  преобразующейся экономики. И речь здесь, очевидно, идет о процессе  не только трудном и болезненном, но и весьма затяжном, поскольку устранение глубоких  структурных  перекосов  в короткие сроки нереально. Впрочем, и это устранение не снимет проблему безработицы  полностью. Последняя лишь обретет формы, характерные для зрелой рыночной среды, в которой высвобождение работников происходит прежде всего под воздействием реализуемых предложений научно-технического прогресса и интенсификации производства.              

        Далее, если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Вообще говоря, не может быть безработицы в том обществе,  где пусты полки магазинов: спрос на продукты и товары должен автоматически "всосать" высвобождающихся работников показали неготовность как государственных органов так и самих предприятий к решению проблемы.

        Отказ от установки на полную занятость  означает потерю важной социальной гарантии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Здесь требуется если не полное предотвращение такой потери (это невозможно), то, по крайней мере, ослабление порождаемых ею явлений.

        Необходим комплекс мероприятий, упорядочивающих процесс, не дающих безработице стать массовой, позволяющих эффективно вести переквалификацию работников, поддерживать их  в период поиска работы, активно создавать новые рабочие места и т.д.

        Снижение  капитальных вложений в государственном  масштабе (а оно неизбежно при "ни проблем финансовой мобилизации и ликвидации дефицитности бюджета) может быть несколько компенсировано энергичной инвестиционной политикой местных, региональных  властей.

        Сейчас  в первую очередь предполагается обеспечить компенсацию потерь в оплате труда. Речь идет  прежде всего о пособиях по безработице, выплате подъемных на новом месте жительства, выходных пособий т.п. Вопрос упирается в источники финансирования, в создание особых служб занятости, системы  переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.

        В настоящее время предприятия  выплачивают часть своих доходов  для формирования фонда занятости.. Эти отчисления, предполагается, будут  расходоваться преимущественно  на пособий по безработице работникам бюджетных учреждений, на переобучение кадров и содержание  служб занятости.

        Наиболее  перспективной и эффективной  представляется система экономических  льгот предприятиям, которые сами создадут у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают высвобождающих работников, переобучают их. В награду такие предприятия могут освобождаться  от части налогов, получать льготные инвестиции под прирост рабочих мест и другие предпочтения. Если же предприятие (любой формы собственности) выталкивает излишнюю рабочую силу, то сумма ее шести - двенадцатимесячното содержания должна вноситься в муниципальные органы, которые перераспределяют и переподготавливают высвобожденных людей. работодателя полезно ставить перед альтернативой: создавать новые рабочие места на   собственном предприятии или оплачивать содержание своих бывших рабочих. Именно такой    механизм, кстати, существует в Швеции, где, как и в Японии, безработица заметно меньше, чем в других государствах с развитой рыночной экономикой.

          В законодательстве некоторых  республик СНГ предусмотрено,  что суммы средств, затраченные  на профессиональную подготовку  и переквалификацию работников, вычитаются из налогооблагаемой  прибыли Есть надежды, что эта  мера скажется на процессах  преодоления массовой безработицы.

        Неверно  считать безработицу непременным  атрибутом рыночной экономики. Напротив, такой экономике, если исходить из самих  принципов ее функционирования, безработные  не требуются, поскольку они не  являются весомыми покупателями. Иная несколько картина становления рынка, но не оно само по себе вызывает незанятость. Последняя все  же, применительно к  нашим конкретным условиям, коренится в тех способах развития народного    хозяйства, которые не приемлют рынок и деформируют экономику произволом, противостоящим объективным экономическим законам. 

     

2.2 Стратегия и методы функционирования социальной экономики 

     

Рыночная экономика, которая основана на экономической  свободе хозяйствующих субъектов  независимо от формы собственности  их экономического привлечения к рациональному хозяйствованию, в значительной степени позволяет обществу реализовать сильные стороны товарного производства и рынка в интересах социально-экономического прогресса.

     

 Она создает  оптимальную (хотя и не абсолютно  наилучшую в экономическом и социальном плане) систему привлечения к эффективному, инициативному и ответственному экономическому поведению. В рыночной экономике последнее если и навязывается, то прежде всего экономическими методами. Люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и силы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относится к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности.

     

Одновременно  с этим рыночная экономика является довольно жесткой в социальном плане, она не допускает уравниловки и сдерживания,         исключает  возможность равного распределения доходов и богатства общества, и поэтому характеризуется хронической социальной нестабильностью.

     

 Рыночной  экономике свойственно нерациональное использование ресурсов, ярким проявлением которого являются экономические кризисы с их разорительным влиянием на созданные обществом производственные силы, увеличением неполного использования производственных мощностей и безработицы. Дорога к социальной экономике непростая и болезненная, она предусматривает разрешение комплекса кардинальных проблем:

Информация о работе Социальная политика государства