Систематизация законодательства: значение и общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Систематизация законодательства – это деятельность по приведению источников права в единую согласованную систему.

Необходимость систематизации обусловлена огромным массивом нормативных актов, многие из которых устарели или практически не действуют. Этот процесс характерен для всех государств.

^ Основные виды:

I. Учет – сбор правовой информации необходимой субъекта права для его деятельности. Чаще всего неофициальные учреждения. Например, библиотечный, оргбюро, поисковые системы (консультант+)

Файлы: 1 файл

систематизация законодат.docx

— 19.84 Кб (Скачать файл)

Систематизация  законодательства: значение и общая  характеристика

 
Систематизация  законодательства – это деятельность по приведению источников права в единую согласованную систему. 
 
Необходимость систематизации обусловлена огромным массивом нормативных актов, многие из которых устарели или практически не действуют. Этот процесс характерен для всех государств. 
 
^ Основные виды: 
 
I. Учет – сбор правовой информации необходимой субъекта права для его деятельности. Чаще всего неофициальные учреждения. Например, библиотечный, оргбюро, поисковые системы (консультант+) 
 
II. Классические виды: 

  1.  
    Инкорпорация (упорядочение) – внешнее упорядочивание нормативного материала, без внесения в него каких-либо изменений. Итогом инкорпорации является создание различных сборников НПА. 

 
Черты: носит официальный и неофициальный характер;  
 
Субъекты: гос.органы, общественные организации, частные лица;  
 
Не затрагивает нормативного содержания акта;  
 
Нормативные акты инкорпорируются в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом. 

  1.  
    Консолидация (укрупнение) – объединение НПА близкого содержания без их изменения. 

 
Черты:  

  •  
    правотворческий прием; 
  •  
    проводится только правотворческим органами и лишь в отношении принятых ими актов; 
  •  
    объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты.
  1.  
    Кодификация (переработка) – это процесс существенной переработки законодательства или его отраслей. Результат кодификации – принятие нового нормативного акта. 

 
Черты:  

  •  
    вид правотворчества, т.к. объект – нормы права; 
  •  
    осуществляется только компетентными государственными органами, на основании конституционных или других полномочий; 
  •  
    производится периодически, ее результаты рассчитаны на длительный срок;
  •  
    вносит элемент новизны в правовое регулирование;
  •  
    связана с крупными социальными преобразованиями.

^

52.Инкорпорация  законодательства: понятие и виды. Свод законов государств

 
Инкорпорация (упорядочение) – внешнее упорядочивание нормативного материала, без внесения в него каких-либо изменений.  
 
Итогом инкорпорации является создание различных сборников НПА. 
 
^ Виды инкорпорации: 
 
I. В зависимости от объема охватываемого нормативного материала: 

  1.  
    генеральная (полная) – в собрание включаются или все законодательства страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ
  2.  
    частная (частичная) – собрания и сборники нормативных актов составляются по определенным вопросам, сфере гос. деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и др. признакам

 
II^ . По субъектам осуществления: 

  1.  
    Официальная (упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих НПА. Издаваемые этими органами сборники законодательства носят официальный характер.
    1.  
      Хронологическая. При этой форме упорядочения НПА производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.
    2.  
      Предметная или систематическая. Представляет собой упорядочение действующих НПА по предметному признаку, т.е. по отраслям права.
  2.  
    Официозная (полуофициальная) – это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание, а потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.
  3.  
    Неофициальная. Внешняя обработка законодательства, которая производится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

 
Виды инкорпоративных  актов:  

  •  
    Сборники
  •  
    Бюллетени (МИД)
  •  
    Вестники (ВС)
  •  
    Собрания (законодательства РФ)
  •  
    Своды (законов)

 
Свод законов это полное официальное  систематизированное собрание действующих  НПА общественного значения. Например, свод законов Юстиниана, Российской империи, СССР, США. 
 
В РФ 02.95 принято решение о создании Свода законов, но его пока нет. 
^

53.Консолидация  нормативно-правовых актов

 
Консолидация (укрупнение) – это объединение нормативно-правовых актов близкого содержания без изменения их содержания в один более крупный акт.  
 
Черты:  

  •  
    правотворческий прием; 
  •  
    проводится только правотворческим органами и лишь в отношении принятых ими актов; 
  •  
    объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный НПА, который имеет собственные официальные реквизиты.

 
Пример: Положение «О государственных наградах РФ» (собраны все звания и награды за 20 лет), ФЗ «О памятных датах военной истории России».  
 
Характерна для западного (английского естественного права, во Франции, в странах построенных по европейской системе) 
 
Значение: укрупнение зачастую разрозненных нормативных предписаний, что рассматривается полезным и необходимым с точки зрения упорядочения и применения. 
 
^

54.Кодификация  и ее виды

 
Кодификация (переработка) – это процесс объединения нормативно-правовых актов с существенной переработкой законодательства или его отраслей.  
 
Результат кодификации – принятие нового нормативного акта.  
 
^ Виды кодификации: 

  1.  
    Всеобщая. Принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства – все законодательство подвергается изменениям.
  2.  
    Межотраслевая – Гражданский Кодекс.
  3.  
    Отраслевая. Охватывает законодательство той или иной отрасли права, например, гражданский, трудовой, уголовный кодексы и т.д.
  4.  
    Специальная (комплексная). Включает акты той или иной подотрасли, института или однородного комплекса законодательства (налоговый, лесной, таможенный кодексы и т.д.)

 
^ Виды кодификационных актов: 

  1.  
    Основы законодательства – основополагающие принципы и нормы, направленные на регулирование соответствующих законодательных отраслей или институтов и призванные обеспечить связь и согласованность их норм.
  2.  
    Кодекс – НПА, содержащий совокупность норм, которыми детально и всесторонне осуществляющих правовое регулирование соответствующего комплекса общественных отношений.
  3.  
    Устав – НПА регулирующий определенную сферу гос. деятельности.
  4.  
    Положения – НПА, определяющий порядок образования, правовой статус и организацию деятельности гос. органов, организаций и учреждений.
  5.  
    Правила – НПА, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности
  6.  
    Регламенты – НПА, содержащие процедуры деятельности гос. органов и организаций.

Информация о работе Систематизация законодательства: значение и общая характеристика