Система социального обеспечения и социальной защиты населения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие и организация системы социального обеспечения и социальной защиты населения РФ.
Задачи:
1.Суть современного положения системы социального обеспечения в России
2.Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения
3.Порядок составления, предоставления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
4.Проблемы финансирования социальной сферы

Файлы: 1 файл

kursovaya1.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

Территориальный фонд осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями; накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования; организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов; совместно с органами Государственной налоговой службы РФ осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов; согласовывает с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию и т.п. Федеральный фонд финансирует целевые программы развития обязательного медицинского страхования, организацию подготовки специалистов, научно-исследовательские работы в области обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд разрабатывает и представляет на утверждение в органы государственной власти правила обязательного медицинского страхования на соответствующей территории, иные нормативные акты.[ Электронный ресурс;URL:http://бизнес-учебники.рф; Теория и методика социальной работы,2001]

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Федеральный фонд утверждает Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан, организует разработку нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию закона, изучает и обобщает практику применения нормативных актов и вносит предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных актов по вопросам медицинского страхования.

 В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования входят:

1. Налоговые  доходы:

А. Единый социальный налог - по ставке, установленной Налоговым  кодексом Российской Федерации в  части, зачисляемой в Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования;

Б. Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- Налога, взимаемого в  связи с применением упрощенной  системы налогообложения, - по нормативу  0,5 процента;

- Налога, взимаемого в  виде стоимости патента в связи  с применением упрощенной системы  налогообложения, - по нормативу  0,5 процента;

- Минимального налога, взимаемого  в связи с применением упрощенной  системы налогообложения, - по нормативу2  процента;

- Единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности - по нормативу  0,5 процента;

- Единого сельскохозяйственного  налога - по нормативу 0,2 процента.

2. Неналоговые доходы:

- Недоимки, пени и штрафы  по взносам в Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования;

- Доходы от размещения  временно свободных средств Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования;

- Штрафы, санкции, суммы,  поступающие в результате возмещения  ущерба.

3. Безвозмездные поступления:

- Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.

4. Прочие поступления.

Имущество Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Фонд вправе осуществлять приносящую доход деятельность. Доход такой деятельности, а так же доходы от использования имущества фонда поступают в распоряжение фонда и используются для реализации вложенных в фонд задач.[ Удалова, А.В. Право социального обеспечения: курс лекций. М.: Омега-Л. 2010]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Бюджеты  государственных внебюджетных фондов

В настоящее  время в РФ функционируют государственные  внебюджетные фонды социального назначения. Бюджеты этих фондов составляют часть бюджетной системы РФ.

В состав бюджетов государственных  внебюджетных фондов входят 1)Бюджеты  государственных внебюджетных фондов РФ и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов.

Бюджетами государственных  внебюджетных фондов являются:

- бюджет Пенсионного фонда  РФ (предназначенный для выплат  трудовых пенсий);

- бюджет Фонда социального  страхования (предназначенный для  финансирования расходов по социальному  страхованию): выплаты пособий по нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении детей; на период по уходу за ребенком до 1,5 лет; социальные пособия на погребение; оплата детского отдыха и т.д;

-бюджеты фондов обязательного  медицинского страхования(средства  этих фондов предназначенных для финансирования бесплатной медицинской помощи гражданам РФ)

Бюджетами территориальных  государственных внебюджетных фондов являются бюджеты фондов обязательного  медицинского страхования[Бюджетный кодекс РФ, Глава 17,ст.144]

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В случае внесения проекта бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с дефицитом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, внесенные Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, должны содержать показатели доходов и расходов в соответствии со статьями 146 и 147 настоящего Кодекса. Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики бюджетов, к которым относятся: прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде; предельный объем дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации и (или) источники его финансирования либо предельный объем профицита бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде. Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются: распределение расходов на очередной финансовый год и плановый период по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов; текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.[ Электронный ресурс;URL: http://base.garant.ru/12112604/19/ ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.  Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

- налоги на прибыль(доход), прирост капитала; 
- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; 
- налоги на совокупный доход; 
- налоги на имущество; 
- платежи за пользование природными ресурсами; 
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; 
- прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

- доходы от имущества,  нахогдящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; 
- доходы от продажи земли и нематериальных активов; 
- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; 
- административные платежи и сборы; 
- штрафные санкции, возмещение ущерба; 
- доходы от внешнеэкономической деятельности; 
- прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

- от нерезидентов; 
- от бюджетов других уровней; 
- от государственных внебюджетных фондов; 
- от государственных организаций; 
- от наднациональных организаций; 
- средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

В свою очередь подгруппы делятся  на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост  капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий  и организаций и подоходный налог  с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.[Электронный ресурс;URL: http://www.aup.ru/books/m86/4.htm ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 2)

 

Рис.2. Классификация расходов государственного бюджета РФ

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. .[Электронный ресурс;URL: http://www.aup.ru/books/m86/4.htm ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проблемы финансирования социальной сферы

Совершенствование механизма финансирования социальной сферы необходимо осуществлять комплексно, что невозможно без учета всех проблем, которые влияют на финансовый механизм в данной сфере. Условно существующие проблемы, влияющие на финансовый механизм, объединены в четыре крупные группы: историческо-психологические, политические, финансовые, институциональные.

К первой группе отнесены проблемы, связанные с восприятием населением проводимых реформ, которые объясняются  имеющимся опытом получения социальных услуг:

1) население,  особенно  возрастная его часть,  в настоящий  момент психологически  не готово  к переходу на новый механизм получения социальных услуг, поскольку на протяжении ряда поколений вырабатывалась привычка рассчитывать в данном вопросе на государство. Социальное обеспечение считается чем-то само собой разумеющимся;

2) привычка полагаться  на государство привела к тому, что население просто не видит социальных рисков, до тех пор пока они не наступят;

3) некоторая часть населения  не готова к приобретению социальных  услуг, даже не столько из-за  нехватки финансовых ресурсов, сколько  из-за отсутствия навыков и опыта осуществлять накопление или резервирование (страхование) средств для этих целей;

4) инертность  населения  как потребителя социальных  услуг  в обсуждении и влиянии   на выработку социальной и   финансовой политики органов   власти;

Информация о работе Система социального обеспечения и социальной защиты населения в РФ