Система доходов бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование доходной части бюджета РФ.
Исходя из вышесказанного, можно определить следующие задачи данной работы:
- рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность;
- рассмотреть доходы бюджетов разных уровней, их виды
- выявить основные направления бюджетной политики в сфере доходов;

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 4
1.1 Экономическая сущность и виды доходов бюджетов
1.2 Доходы бюджетов разных уровней 13
2. Бюджетная политика. 23
2.1. Основные направления бюджетной политики в сфере доходов. 23
2.2 Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ 27
Заключение. 33
Список используемой литературы 35
Приложение 1 36

Файлы: 1 файл

на сайт.docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

Снижение ненефтегазовых доходов федерального бюджета в  процентах к ВВП в 2013 - 2015 годах  по отношению к 2012 году связано, в  основном, с прогнозируемым уменьшением  поступлений от взимания ввозных  таможенных пошлин и вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары (за исключением углеводородного сырья). Уменьшение прогноза указанных доходных источников федерального бюджета обусловлено  снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин и средних  ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи  с вступлением Российской Федерации  во Всемирную торговую организацию.

К 2015 году планируется рост расходов федерального бюджета в  номинальном и в реальном выражении

Прогноз доходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы произведен на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации  и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 26 апреля 2012 года.

Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы, представлены в таблице 1.1.

Прогноз доходов сформирован  с учетом предлагаемых к принятию изменений в налоговое законодательство, с учетом одобренных Правительством Российской Федерации Основных направлений налоговой политики на 2013 - 2015 годы, и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, касающихся внешнеэкономической деятельности и вступающих в действие с 1 января 2013 года

Изменения в совокупности приведут к снижению по сравнению  с действующими условиями прогнозного  объема доходов федерального бюджета  в 2013 году на 190,3 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2014 году - на 186,4 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2015 году - на 100,0 млрд. рублей (0,1% к ВВП). При этом в результате изменения  налогового законодательства поступления  от отдельных видов налогов и  сборов федерального бюджета увеличатся в 2013 году на 28,6 млрд. рублей, в 2014 году - на 113,9 млрд. рублей, в 2015 году - на 324,1 млрд. рублей.

Основная часть прогнозируемых доходов (более 90%) будет обеспечена поступлениями по налогу на добавленную  стоимость (33 - 35%), таможенным пошлинам (32 - 33%), налогу на добычу полезных ископаемых (18%) и акцизам (5 - 6%).

 

2.2 Проблемы распределения и  использования доходов бюджета  в РФ

Важнейшую роль в процессе распределения  и использования доходов в  любой стране играют финансово-кредитная  система, система ценообразования  и ряд других экономических инструментов. Ведущее положение в указанном  процессе при этом занимает бюджетно-налоговая  система. Именно через государственную  бюджетную систему распределяется, перераспределяется и используется стоимость ВВП (выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг и национального богатства). При первичном распределении чистого национального продукта (национального дохода), как части стоимости ВВП, образуются доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доходы лиц, работающих по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента; ссудный (банковский) процент предпринимателей и вкладчиков и др. На основе дальнейшего перераспределения указанных доходов через налоги и неналоговые платежи мобилизуются значительные финансовые ресурсы в централизованные фонды государства (государственный бюджетный фонд, государственные внебюджетные фонды).

Как центральное и ведущее звено  финансовой системы страны, государственная  бюджетная система служит в руках  государства в качестве важного  экономического инструмента регулирования  макроэкономических пропорций путем  перераспределения через нее  денежных средств между отраслями  экономики, производственной и непроизводственной сферами, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения  и т. д. Чем выше уровень централизации доходов в государственной бюджетной системе, тем выше роль государства и государственного регулирования в экономике, социальной сфере и других сферах общественной жизни. Благодаря высокой доле участия в распределении и использовании стоимости ВВП у государства появляются большие финансовые возможности для обеспечения требуемых обязательств перед обществом и гарантий социальной защиты населения.

Необходимо отметить, что в РФ распределение стоимости ВВП  и перераспределение доходов  происходило и по сей день происходит не только в интересах государства, но в пользу крупных частных корпораций в лице олигархов, криминальных и  полукриминальных структур. Такая ситуация, в свою очередь, предопределена тем, что, в условиях осуществления экономических  реформ 90-х без государственного контроля, наряду с легально-официальной  рыночной экономикой сформировалась коррупционно- теневая сфера экономики. Ее существование  препятствует обеспечению справедливого  распределения и использования  доходов как в целом по стране, так и по ее регионам [8].

В связи с образованием профицита  бюджета был образован в 2003 г. Стабилизационный фонд, реальная необходимость  создания которого остается под вопросом. Стабилизационный фонд – это нефтегазовые доходы, образующиеся за счет превышения фактических цен на нефть и  газ над базовыми, а также все  остальные доходы, связанные с  недоучетом инфляции и темпов экономического роста при планировании доходов  федерального бюджета (включая остатки  средств федерального бюджета). Среди  перечисленных доходов при этом доминируют нефтегазовые, которые выделяются и планируются отдельно. Вместе с  тем средства Стабилизационного  фонда со дня его образования (2003 г.) и золотовалютные резервы Банка России были все время заморожены, т. е. не использовались для финансирования отечественной экономики, социальной и других сфер страны под предлогом угрозы инфляции. Вместо того, чтобы за счет части средств Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов ЦБ РФ формировать отдельный бюджет развития страны, обеспечивающий инновационную и инвестиционную деятельность, указанные денежные активы были размещены в долговых обязательствах (в ценных бумагах) западных стран под сравнительно низкий доходный процент, т. е. для обслуживания их экономики. Фактически в стране были упущены реальные шансы использования сверхдоходов, полученных от продажи на мировом рынке природно-сырьевых ресурсов по высоким ценам, для развития реального сектора отечественной экономики, решения острых социальных проблем, обеспечения роста производства товаров и оказания услуг, соответственно и снижения уровня инфляции [10].

Одним из базовых критериев оценки оптимальности и справедливости процессов распределения и использования  доходов в любом государстве  является степень социализации общества через характеристику состояния  качества жизни населения (индекс развития человеческого потенциала). Последнее  конкретно выражается в таких  показателях, как уровень жизни (уровень  доходов) населения, образованность, пенсионная обеспеченность, средняя продолжительность  жизни и пр. В этом отношении в современной России сложилась весьма парадоксальная ситуация, заключающаяся в том, что до кризиса, при имевшихся высоких макроэкономических и финансовых уровнях развития, страна по многим показателям качества жизни населения продолжала с большим отрывом отставать от многих стран мира. И эта тенденция наблюдается по сей день. Так, по уровню жизни населения Россия находится на 67-м месте, средней продолжительности жизни – на 119-м месте в мире. Получается, что сам по себе рост экономики и увеличение доходов российского государства еще не является гарантом повышения качества жизни населения, как это имеет место во многих социально- ориентированных странах мира.

В силу неэффективности государственного регулирования процессов распределения  и использования доходов в  современной России имеет место  вопиющая несправедливость в перераспределении  денежных средств, имущества и национального  богатства между социальными  группами населения.

Первопричина неэффективности  госрегулирования по обеспечению оптимального и справедливого распределения  доходов в современной России кроется в проводимой государством налоговой политике. Создание новой налоговой системы в условиях рыночных отношений и перестройка механизмов перераспределения доходов в пользу богатых (олигархов) создали множество экономических и социальных проблем, наиболее острой из которых, как отмечалось выше, является чрезмерное социальное расслоение общества.

Одной из негативных сторон российской налоговой системы является ее ориентация на косвенные методы налогообложения. Так, около 70% налоговых поступлений  в федеральный бюджет составляют косвенные налоги в виде налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов  и таможенных пошлин. Эти налоги, включаемые в цены реализуемых товаров  и продукции, а также в тарифы на услуги и работы, выступают в  качестве ценообразующих элементов, вызывающих, в свою очередь, повышение указанных  цен и усиление инфляционных процессов. Косвенные налоги выполняют в  основном фискальную функцию, т. е. являются более надежными, сравнительно стабильными, не зависящими от инфляции источниками пополнения доходов государственного бюджета. Поскольку конечными плательщиками косвенных налогов выступают конечные потребители, население и государственные бюджетные учреждения, то при взимании этих налогов снижаются реальные доходы прежде всего наименее обеспеченной части населения. Оплата косвенных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает государственной казне, т. е. эти налоги регрессивные по своей сути. Не трудно также заметить, что оплата косвенных налогов приводит к сокращению платежеспособности спроса потребителей, соответственно и объемов производства, реализации и потребления товаров, работ и услуг, что в конечном счете влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Кроме того, поскольку конечными плательщиками косвенных налогов по бизнесу являются также предприятия-производители, то указанные налоги отрицательно влияют на финансовое состояние этих предприятий, что часто заставляет их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от которой государство не получает вообще никаких налогов. Все это говорит о том, что косвенные налоги не только не стимулируют, но и сдерживают развитие производства [6].

По этому поводу следует также  отметить, что некоторыми учеными  и специалистами предлагается отменить НДС или снизить его основную налоговую ставку до 16% и даже до 12% с целью повышения экономических  стимулов у предприятий-производителей к развитию производства. Если до недавнего  времени это считалось возможным, т. к. в случае отмены НДС или снижения его ставки выпадающие доходы бюджета можно было компенсировать за счет сверхдоходов, полученных в результате повышения цен на мировом рынке по продаже (экспорту) нефти, газа и пр., то сегодня, при падении цен на эти энергоносители и существующем финансовом кризисе, вышеотмеченные предложения, как нам представляется, уже становятся труднореализуемыми.

Нездоровая ориентация налоговой  системы РФ проявляется также в том, что доходы государственного бюджета формируются не столько за счет налогов от природных ресурсов, налогов на имущество, на прибыль, на землю, на капитал и других прямых налогов, как это имеет место в большинстве стран мира, сколько за счет налогов на потребителя и на труд.

Важной составляющей госрегулирования процессов распределения и использования  доходов является система ценообразования. В условиях рыночных отношений в  России создана сеть естественных монополий, породившая систему корпоративного ценообразования, неподконтрольную государству  и обществу. В результате цены растут галопирующими темпами, такое явление  как высокий уровень инфляции стало для страны постоянным. Поскольку  высокий уровень инфляции обусловлен безудержным ростом цен на продовольствие и тарифы на коммунальные услуги, то в рамках оптимизации государственной  антимонопольной политики следует  добиваться замораживания цен внутри страны прежде всего на топливо, электроэнергию и газ. Кроме того, государство должно принять административные и правовые меры по декриминализации товаропроводящей сети, т. е. по ликвидации организованных преступных и мафиозных групп, контролирующих продовольственные рынки в городах. Вместе с тем нельзя забывать, что одними административными мерами проблему снижения цен, как и уровня инфляции, не решить. Реальный и магистральный путь снижения цен на потребительские товары – это обеспечение в первую очередь устойчивого развития производства – увеличения объемов продукции сельского хозяйства, промышленности и других отраслей реального сектора отечественной экономики.

 

Заключение.

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы  страны. Отражая содержание процессов  производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую  форму образования и использования  основного централизованного фонда  денежных средств государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято  называть бюджетным устройством. Бюджетная  система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой.

Доходы бюджета создают  не только материальную основу существования  самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для  выполнения основной части возложенных  на государство функций. Доходы бюджета  необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния  на уровень доходности социальных групп  и виды деятельности. Взимание доходов  позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений  использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру  конечного потребления. Доходы бюджета  способны воздействовать на хозяйственную  активность, на объемы выпускаемой  продукции и техническое оснащение  производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

Регулирующие возможности  бюджетных доходов, однако, имеют  определенные пределы. Высокий уровень  изъятия денежных средств у предприятий  и населения ведет к падению  хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой  продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального продукта.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  в процессе формирования основного  общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений  выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения  в бюджет, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с действующим в  стране бюджетным и налоговым  законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения  стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения.

Процесс преобразования бюджетной  системы - сложный, длительный, порой  весьма болезненный. Тем не менее  начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит  будущее всей российской экономики.

Информация о работе Система доходов бюджетной системы РФ