Российская модель бюджетно-налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Интересы преодоления экономического кризиса в нашей стране и вывода отечественной экономики на траекторию быстрого, устойчивого и высококачественного роста диктуют необходимость выдвижения бюджетно-налогового регулирования на центральное место в системе инструментов экономической политики российского государства. Известно, что, если монетарная политика отчетливо проявляет свой потенциал в условиях инфляционного перегрева экономики, то нерешенность задач антикризисного регулирования объективно выдвигает на авансцену ее фискальные регуляторы и делает финансовый блок правительства ведущим субъектом управления страной.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования российской модели бюджетно-налоговой политики…………………………………………………….6
1.1. Место современной России в спектре вариантов бюджетно-налогового регулирования…………………………………………………………..6
1.2. Формирование либеральной модели бюджетно-налоговой политики РФ……………………………………………………………………………………10
1.3. Перспективы развития бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации…………………………………………………………….16
Глава 2. Российская модель бюджетного федерализма: конкуренция или кооперация?..............................................................................................................22
2.1. Общая характеристика признаков и основных принципов построения моделей бюджетного федерализма………………………………………………..22
2.2. Анализ российской модели бюджетного федерализма……………....26
2.3. Модернизация бюджетно-налоговых взаимоотношений региона и федерального центра……………………………………………………………….32
Глава 3. Анализ бюджетно-налоговой политики как инструмента государственного регулирования рыночной экономики России в современных условиях……………………………………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………….….46

Файлы: 1 файл

Бюджетная и налоговая политика.doc

— 456.50 Кб (Скачать файл)

Степень трансформации налоговых ресурсов в налоговые доходы бюджета зависит от эффективной институциональной организации экономической системы, определяющей особенности проводимой налоговой политики, налоговых усилий региональных властей, оптимизации налоговых платежей хозяйствующими субъектами. Региональная экономическая политика предполагает использование различных финансовых инструментов, оказывающих влияние на развитие налоговых систем субъектов РФ и условия трансформации налоговых ресурсов в налоговые доходы регионального бюджета. К этим инструментам можно отнести определение состава региональных налогов, установление предельных налоговых ставок или их диапазона, порядка и сроков уплаты, предоставление возможности вводить налоговые льготы на территории региона и др. При этом бюджетная политика государства, как правило, не учитывает различий в социально-экономическом положении различных регионов, их сложившуюся специализацию и уровень накопленного производственного потенциала [10].

В современных условиях налоговые полномочия субъектов РФ включают их право вводить или не вводить на своей территории региональные налоги, установленные НК РФ, вводить дополнительно льготы по региональным налогам, устанавливать ставку по региональным налогам в пределах ставок, определенных НК РФ, порядок и сроки уплаты региональных налогов, а также снижать ставку по федеральным налогам, в части, зачисляемой в региональный бюджет. Аналогично формируются налоговые полномочия местных органов власти. Ограниченная самостоятельность регионов определяет особые принципы ведения налоговой политики:

- региональное налогообложение в соответствии с установленными компетенциями;

- сбор налогов на соответствующей территории и контроль за ним; специальная нормативно-законодательная база, дополненная региональной компонентой и обеспечивающая эффективное функционирование региональной налоговой системы;

- инициативы по повышению стимулирующей функции налогообложения и мотивации активности налоговых органов [8].

Существующая дифференциация российских регионов по природно-климатическим и географическим условиям, уровню социально-экономического развития, налоговому потенциалу не позволяет сформировать доходы бюджетов каждого уровня за счет собственных налоговых источников. Расчеты ученых показывают, что даже при условии зачисления всей суммы собираемых на соответствующей территории налогов в доходы исключительно бюджетов субъектов Федерации нельзя обеспечить сбалансированность и самостоятельность всех без исключения российских регионов. В силу указанной дифференциации в России невозможно создать такую систему разделения налогов на федеральные, региональные и местные с зачислением их в соответствующие бюджеты, которая максимально удовлетворяла бы интересы всех бюджетов по уровням бюджетной системы. Поэтому одной из главных задач модернизации существующей модели бюджетно-налоговых отношений является совершенствование методических подходов к определению пропорций распределения налогов по уровням бюджетной системы. Эти подходы должны основываться на использовании групп показателей, характеризующих налоговый потенциал конкретного региона, достигнутый в нем уровень жизни, эффективность налогового администрирования и др. Поэтому модернизация российской модели бюджетно-налоговых отношений предопределяет необходимость и целесообразность трансформации целого ряда основополагающих принципов формирования и реализации финансовой политики государства, функционально ориентированных на обеспечение условий расширенно- воспроизводственного развития региональных экономик.

Таким образом, хотелось бы отметить, что модернизация российской модели налогового федерализма в России требует кардинального пересмотра подходов к разграничению не только налоговых полномочий между различными уровнями бюджетной системы, но и иного подхода к определению расходных функций различных бюджетов. В этой связи представляется целесообразным:

1. Расширить перечень  налогов, находящихся в ведении  субъектов РФ и местных органов  власти и формирующих их доходную  базу;

2. Сформировать систему  долгосрочных нормативов отчислений от федеральных налогов, остающихся в распоряжении субъектов Федерации;

3. Распределять налоговые  поступления с учетом социально- экономических норм и нормативов, а также региональной специфики  субъектов Федерации (т.е. возможность асимметричного подхода в целях бюджетного регулирования); реорганизовав, таким образом, механизм бюджетно-налоговых взаимоотношений, можно добиться значительного повышения доли собственных доходов в региональных и местных бюджетах и повысить тем самым их самостоятельность, а также реальную отдачу от налогового потенциала региона.

 

Глава 3. Анализ бюджетно-налоговой политики как инструмента государственного регулирования рыночной экономики России в современных условиях

Бюджетно-налоговая политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов. Эта тема очень актуальна сегодня, так как от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Система налогов и сборов, уровень государственных расходов, распределение бюджета государства служит механизмом экономического воздействия на уровень ВНП, ВВП и национального благосостояния, также служит достижением эффективного общественного производства, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса.

Федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Тяжелое положение экономики предопределяет фискальную политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на стимулирование производства, на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой, - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления фискальной политики.

В последнее время прослеживается тенденция к усилению роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

В настоящее время, бюджетная политика должна стать важным инструментом восстановления сбалансированного развития, играя тем самым важную роль в снижении инфляции.

Главной целью бюджетной политики является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Десятилетний период рыночных преобразований в России позволяет выработать четкий взгляд на направление реформирования финансовой системы. Сегодня экономика России находится в той фазе развития, когда производство не достигло еще уровня полной занятости. Следовательно, задача государственного регулирования должна заключаться не в ограничении совокупного спроса, а в стимулировании его расширения.

На протяжении всего периода реформ допущен ряд фундаментальных ошибок в формировании налоговой стратегии государства. Оказались не учтены особенности объекта реформирования – экономики России [14].

Допущенные просчеты во многом могут быть оправданы тем, что проблемы перехода от плановой экономики к регулируемому рыночному хозяйству являются наименее разработанными.

Вхождение российской экономики в фазу рыночных отношений отмечено резким усилением инфляционных тенденций. Многократный рост цен выдвинул в число первоочередных задач разработку и реализацию антиинфляционных мер как основы формирования благоприятного производственного и инвестиционного климата. Данный период привел к резкому обострению бюджетных средств и увеличению дефицита государственного бюджета, что объективно вынудило государственные органы управления повышать налоги. Однако в сложившихся условиях и высокие налоговые ставки не могут решить проблему дефицита бюджетных средств, а способны лишь окончательно подорвать финансовые стимулы предприятий.

 Ужесточение налоговой  политики, сопровождавшееся становлением  жесткой бюджетной системы финансирования, – постоянное направление деятельности экономических органов на протяжении переходного периода (в то время как страна нуждалась в обратном). В настоящий момент фискальная ориентация налоговой системы по-прежнему является важнейшим препятствием для экономического оживления и роста деловой и инвестиционной активности.

Вместе с тем, Россия столкнулась с дефицитом бюджета (табл. 4).

Таблица 4.

Дефицит/профицит бюджета в 2007-2015 годах

 

Сегодня в некоторых отношениях ситуация в России лучше, чем во многих других странах. Мы имеем самый низкий среди стран «большой двадцатки» уровень государственного долга (лишь порядка 10 % ВВП), сохраняются средства в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Вместе с тем перед нами стоят очень серьезные среднесрочные и долгосрочные вызовы. Учитывая возможность ухудшения внешнеэкономических условий, нашей стране необходимо, с одной стороны, принять меры по увеличению доходов, а с другой – по сокращению расходов и повышению их эффективности.

Расходы бюджета из-за укрепления рубля и дополнительной поддержки регионов и компаний могут превысить запланированные. В результате к концу 2015 года от Резервного фонда может остаться чуть более 10%. Это требует принятия более широкой системы мер налогово-бюджетного характера.

Президент России Владимир Путин подписал новый скорректированный проект бюджета на 2015 год. Из-за снижения цен на нефть доходы бюджета снизятся на 2,5 трлн. рублей, в результате чего дефицит бюджета составит 2,7 трлн. рублей. Закрыть его правительство рассчитывает за счет средств Резервного фонда.

Как считает директор Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка Юлия Цепляева, в реальности правительству, возможно, придется потратить на покрытие дефицита бюджета гораздо больше. Главные причины — снижение нефтегазовых доходов из-за укрепления рубля и рост расходов на трансферты регионам [12].

В 2010-2013 гг. уже были приняты некоторые решения по увеличению государственных доходов. Выросли ставки социальных взносов, увеличилось изъятие природной ренты в газовом секторе, повышены ставки акцизов на алкоголь и табак (мера направлена на решение, в том числе, и социальных задач). В ближайшей перспективе в России планируется провести ряд дополнительных мер, направленных на дальнейшее увеличение доходов бюджетной системы. При этом основной упор предполагается делать на внутренних резервах налоговой системы.

Другая задача бюджетной консолидации связана с оптимизацией расходов. Для сохранения и повышения качества государственных услуг в условиях ограниченности ресурсов бюджетной системы правительство приступило к реализации амбициозной программы повышения эффективности бюджетных расходов. Ключевым пунктом программы служит переход от финансового обеспечения деятельности государственных учреждений к финансированию оказания государственных услуг.

Эффективная фискальная политика ведет к увеличению различных показателей уровня жизни населения, таких как ВВП, уровень инвестиций в экономике, реальные доходы населения, прожиточный минимум и т.д. Для анализа налогово-бюджетной политики нашего государства необходимо рассмотреть некоторые из них и выявить ее эффективность на данном этапе.

Например, 2013 год характеризовался снижением темпов роста российской экономики, прирост ВВП России составил 1,3% (рис. 3), что связано как со сложной ситуацией в мировой экономике, так и с замедлением темпов роста внутреннего спроса.

Рис. 3. ВВП России за 2009-2013 гг. [12]

 

Основной положительный вклад в рост ВВП внес потребительский спрос. При этом темпы его роста оказались ниже, чем в 2012 году. Другой показатель потребительского спроса – объем платных услуг населению – увеличился на 2,1% (3,7% в 2012 году). Данное замедление связано с замедлением роста доходов населения, а также снижением темпов роста розничного кредитования.

В 2013 году федеральный бюджет исполнен с дефицитом323,0 млрд. рублей или 0,5% ВВП (ниже запланированного – 0,8% ВВП).

Вместе с тем, сравнение показателей исполнения федерального бюджета в 2013 году с «первоначальными» показателями, установленными Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», демонстрирует, что поступление ненефтегазовых доходов уменьшилось на 454,5 млрд. рублей, с одновременным увеличением нефтегазовых доходов на 608,5 млрд. рублей - практически полностью за счет роста цены на нефть (закон – 97,0 долларов США за баррель, факт – 107,9 долларов США за баррель).

Таким образом, по результатам 2013 года вместо 982,0 млрд. рублей Резервный фонд пополнился только на 212,0 млрд. рублей и составил 3 071,9 млрд. рублей или 4,6% ВВП, а вместе с ФНБ – 8,9% ВВП [12].

Таким образом, по-прежнему сохраняется зависимость российской экономики от сырьевых доходов.

Целью бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов является обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.

Информация о работе Российская модель бюджетно-налоговой политики