Роль и значение государственного бюджета в экономике страны в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы РФ, как важнейшего элемента финансовой системы общества, и выделить ее основные доходы и расходы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;

Содержание работы

Введение
Глава I Роль и значение государственного бюджета в экономике
страны в условиях рыночных отношений
1.1Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации ……………………………………………………………………..……4
1.2 Принципы бюджетной системы ………………………….……………….....8
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения ……………………………….............................................13
Глава II Характеристика отдельных уровней бюджетной системы
2.1 Федеральный бюджет …………………………………………….………..…19
2.2 Местные бюджеты ………………………………………………………..…...24
Глава III Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения
3.1 Основа межбюджетных отношений………………………………………..26
3.2 Исполнение и контроль бюджета в Российской Федерации……….………29
Заключение ……………………………………………………………………….32
Список используемых источников и литературы ………………………..……

Файлы: 1 файл

передел курсовая.docx

— 71.95 Кб (Скачать файл)

                                              Содержание

   

                                                                                                                                           Стр.

    Введение 

    Глава I Роль и значение государственного бюджета в экономике

    страны  в условиях рыночных отношений 

     1.1Понятие и  особенности бюджета и бюджетной  системы в Российской      Федерации ……………………………………………………………………..……4

     1.2 Принципы  бюджетной системы ………………………….……………….....8

     1.3 Доходы и  расходы государственного бюджета,  их сбалансированность и       проблемы исполнения ……………………………….............................................13

    Глава  II Характеристика отдельных уровней  бюджетной системы 

   2.1 Федеральный бюджет …………………………………………….………..…19

   2.2 Местные бюджеты  ………………………………………………………..…...24

    Глава  III Межбюджетные отношения: современная  ситуация, проблемы и пути их  решения 

     3.1 Основа межбюджетных  отношений………………………………………..26

    3.2 Исполнение и контроль бюджета в Российской Федерации……….………29

    Заключение ……………………………………………………………………….32

    Список используемых  источников и литературы ………………………..…….34

 

  

   

    Введение

 В настоящее время  Российская Федерация находится  в процессе экономического становления.  Поэтому, очень важно правильно  и грамотно создавать нормативно-правовую  базу экономическим отношения  и структурам экономического  регулирования государства. Одним  из механизмов регулирования  является бюджетная система государства  и включенный в нее государственный  бюджет.

    Государственный  бюджет, занимает центральное место  в финансовой системе любого  государства, имеющий силу закона  финансовый план государства  (роспись доходов и расходов) на  текущий (финансовый) год. Новый  Бюджетный кодекс Российской  Федерации (БК РФ) определяет бюджет  как "форму образования и  расходования фонда денежных  средств, предназначенных для  финансового обеспечения задач  и функций государства и местного  самоуправления".

Таким образом, государственный  бюджет, являясь для государства  средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

    Экономические  и политические реформы, проводимые  в России с начала девяностых  годов, не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и в первую очередь бюджетную  систему Российской Федерации.

    В настоящее  время государственная бюджетная  система РФ состоит из трех  звеньев:

    - федерального  бюджета;

    - 21 республиканского  бюджета, 55 краевых и областных  бюджетов, городских бюджетов Москвы  и Санкт - Петербурга, 10 бюджетов автономных округов, бюджета Еврейской автономной области;

    - около 29 тысяч  местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

    Очевидно, что  успех экономического реформирования  в нашей стране в большей  степени зависит от того, в  каких направлениях пойдет преобразование  финансовой системы общества, насколько  бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени.

    Актуальность выбранной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики.

     Целью  данной курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы РФ, как важнейшего элемента финансовой системы общества, и выделить ее основные доходы и расходы.

    Для достижения  поставленной цели необходимо  решить ряд конкретных задач:

     - исследовать  основные черты и принципы  бюджетной системы Российской  Федерации; 

     - разобраться  в принципах бюджетной системы; 

     - рассмотреть  доходы и расходы государственного  бюджета, их сбалансированность  и проблемы исполнения;

     - изучить  характеристику отдельных уровней  бюджетной системы.   

 

 

 

 

 

 

 

  Глава I   Роль и значение государственного бюджета в экономике

    страны  в условиях рыночных отношений.

1.1. Понятие бюджетного  устройства и бюджетной системы  РФ

 

Понятие "бюджетное устройство" (союзный бюджет, бюджеты союзных  республик, местные бюджеты), содержащееся в Основном Законе (Конституции) СССР 1924 г. было коренным образом изменено лишь в 1991 г., когда государство перешло к построению рыночной экономики. В тот период далеко не все республики располагали достаточными закрепленными источниками собственных доходов для сбалансированного функционирования бюджетов. В связи с этим бюджетное законодательство было кардинально пересмотрено в целях обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами всех расходов бюджетов нижестоящих уровней.

В научной литературе отмечается, что бюджетное устройство в федеративном государстве приобретает особую значимость, поскольку является отражением принципа федерализма в государственном устройстве и показывает состав бюджетной системы, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджетов каждого уровня бюджетной системы.

Для бюджетного устройства унитарных государств характерно, как правило, наличие двух уровней: центральный бюджет и местные бюджеты.

Структура и состав бюджетной  системы обусловлены формой государственного устройства, сложившейся системой взаимоотношений  на основе распределения властных полномочий между центром и территориальными образованиями (ст. 10 БК РФ).

Федеративные государства  характеризуются трехзвенной бюджетной  системой:

1) федеральный (государственный)  бюджет;

2) бюджеты субъектов Федерации;

3) местные (муниципальные)  бюджеты.

Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам  и расходам в вышестоящие бюджеты. Федеративным бюджетным системам присуща  высокая степень самостоятельности  территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов  и принципов.

В ст. 6 БК РФ закреплено определение бюджетной системы Российской Федерации: основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система России, как и любая бюджетная система  федеративного государства, является многоуровневой, т.е. состоит из нескольких звеньев или уровней:

1) федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов Российской Федерации;

2) бюджеты субъектов Российской  Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в  том числе:

а) бюджеты муниципальных  районов, городских округов, внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и  сельских поселений (ст. 10 БК РФ).

К местным бюджетам относятся  и бюджеты закрытых административно-территориальных  образований.

В условиях федеративного  государства бюджетная система  является объединением относительно самостоятельных  бюджетов разных уровней. С одной  стороны, такая конструкция создает  стимулы для развития каждой отдельной  территории, а с другой - при наличии  центрального звена (федерального бюджета) сохраняется возможность координации  развития отдельных субъектов и  Федерации в целом.

Несмотря на самостоятельность  каждого из бюджетов в Российской Федерации, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно  проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов, которое  осуществляется путем распределения  между бюджетами определенных доходных источников, создания и использования  определенных фондов внутри бюджета.

Роль бюджетов различных  уровней бюджетной системы Российской Федерации определяется тем, что  они выступают центральными звеньями финансовой системы государства. Через  бюджет государство организует перераспределение  финансовых потоков между сферами  общественной жизни. Бюджет представляет собой важнейший инструмент достижения приоритетов финансовой политики государства  посредством аккумулирования и  последующего распределения средств, поддержания стабильной макроэкономической ситуации (как на федеральном, так и на региональном и местных уровнях власти).

Именно бюджет должен и  может обеспечить увеличение объема финансовых ресурсов, необходимых для  реализации его функций, в том  числе социально-экономических задач, которые в совокупности должны быть направлены на устойчивое развитие экономики  страны в целом, ее отдельных регионов и территорий муниципальных образований. В научной литературе отмечается, что каждый бюджет тесно взаимосвязан со всеми звеньями финансовой системы  Российской Федерации и именно через  него осуществляется финансовая политика государства.

Следует отметить, что в  ходе развития государства менялись состав, структура бюджета и бюджетной  системы, принципы их построения, объемы финансовых поступлений.

В процессе подготовки новой Конституции РФ признавалась необходимость разработки и включения в ее состав содержательных предписаний о принципах межбюджетных отношений. В составе парламентского проекта новой Конституции были вошедшие в Конституцию РФ 1993 г. положения, относящие к ведению Российской Федерации: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Бюджетная система Российской Федерации до 1998 г. функционировала  в условиях отсутствия систематизированного бюджетного поля. Принятый 31 июля 1998 г. БК РФ стал одним из основополагающих документов, регламентирующих бюджетное устройство государства. Отметим, что изначально при обсуждении концепции проекта БК РФ существовало несколько подходов к его построению.

Первый вариант предполагал построение БК РФ в форме кодифицированного документа на основе уже действующих федеральных законов, регулирующих определенные бюджетные правоотношения.

Второй вариант определял его построение в виде общей части, отражающей общие принципы бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации и последующую разработку федеральных законов, регулирующих отдельные бюджетные правоотношения.

Третий вариант предусматривал создание единого законодательного акта, регулирующего общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы страны, порядок регулирования межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства России.

Важным этапом развития бюджетной  системы в России можно считать  принятие Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг. (одобрена распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. N 467-р) <1>. Документ, в частности, указывает, что субъекты Российской Федерации должны стремиться к увеличению собственных доходов и переходу из категории субъектов Российской Федерации с низким уровнем бюджетной обеспеченности в категорию с более высоким уровнем бюджетной обеспеченности.

Ежегодно Президент РФ подписывает бюджетные послания. В частности, в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 23 июня 2008 г. <1> отмечается необходимость усиления роли бюджета в стимулировании роста экономии и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу.

В настоящее время также  разрабатывается ряд ключевых документов, призванных определить направления  развития бюджетного федерализма на ближайшие годы. Это проект Основных направлений бюджетной политики на 2009 - 2011 гг., в которых подчеркивается необходимость усиления роли бюджета  в стимулировании долгосрочного  роста экономики и повышении  уровня жизни населения, и проект Бюджетной стратегии до 2023 г. В  указанных документах наряду с БК РФ будут реализованы основные принципы функционирования бюджетной системы Росси.

 

1.2. Принципы бюджетной  системы Российской Федерации  

                   

Принципы бюджетной системы  Российской Федерации являются основными, исходными положениями, правилами  деятельности для всего бюджетного устройства России как федеративного  государства. Принципы - это основополагающие идеи, на которых базируется устройство всей бюджетной системы. Перечень принципов  бюджетной системы определен ст. 28 БК РФ. Раскроем их основное содержание.

Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений (ст. 29 БК РФ).

Принцип разграничения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление, в соответствии с законодательством Российской Федерации, доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов, бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Информация о работе Роль и значение государственного бюджета в экономике страны в условиях рыночных отношений