Роль бюджетного планирования и прогнозирования в обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 15:20, реферат

Описание работы

В данном реферате рассматривается механизм распределения бюджетных расходов на образование и здравоохранение. Бюджетирование данных отраслей является проблемой для нашей страны, так как бюджет социальной сферы напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны.
Достижение этого, требует выполнения ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы и безусловное выполнение государством своих обязательств.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Бюджетное финансирование образования 4
3. Бюджетное финансирование здравоохранения 11
4. Заключение 18
5. Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

- материальную базу образовательных учреждений — кубатуру зданий, занимаемые площади, приборы и оборудование, используемые в образовательном процессе, инвентарь и пр.;

- другие необходимые показатели.

Источниками для получения  этих данных являются формы ста-тистического наблюдения, нормативные документы, данные бухгалтерской отчетности.

Определение потребности  в средствах для расходов, связанных с содержанием материально-технической базы образовательных учреждений, осуществляется, как правило, на базе аналогичных расходов предыдущего года с учетом изменения цен и тарифов на соответствующие услуги. Потребление ресурсов определяется параметрами материальных объектов образовательного учреждения или установленными лимитами потребления, а также нормативами и санитарными нормами, установленными для расчета количества потребляемого ресурса: тепла, электроэнергии, воды, газа и др., необходимых для нормального функционирования учебного заведения.

В результате проведения расчетов определяется так называемая нормативная или базовая потребность образовательных учреждений в бюджетных средствах. Поскольку реальное финансирование обычно отличается от потребности, причем — в меньшую сторону, то рассчитанная величина используется в качестве базы распределения бюджетных средств. Бюджетные средства на обеспечение соответствующих расходов по отдельной статье расходов распределяются между учебными заведениями пропорционально рассчитанной базовой потребности в средствах по этой статье расходов.

 

 

 

 

2. Бюджетное финансирование здравоохранения.

 

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь.

Медицинская помощь в  государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Самой большой проблемой  здравоохранения в современных  условиях является – финансирование. Основной сложностью является не расчет потребности в финансировании, а нахождение средств на существование и умение просуществовать на выделенные средства. В современной России сложилась бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения.

К источникам финансирования относятся:

1. Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления;

2. Средства обязательного  медицинского страхования;

3. Средства добровольного  медицинского страхования:

4. Средства предприятий;

5. средства населения,  за оказанные медицинские услуги;

6. Благотворительная  помощь.

Источники финансирования учреждений здравоохранения представлены на рисунке 1.

 

 

 




 

 

 

Рисунок 1.  - Источники финансирования учреждений здравоохранения

 

Все источники финансовых средств разделяются и должны регулироваться соответствующими нормативными актами и положениями.

Правительство Российской Федерации, субъекты Федерации, местная  администрация определяют порядок  формирования и использования денежных средств.

Модель финансовых потоков  в здравоохранении можно представить в соответствии с рисунком 2.



 




 


 


 



 

 

Рассмотрим более подробно бюджетное финансирование здравоохранения.

Бюджетное финансирование в здравоохранении представляет собой основной источник средств  некоммерческой медицинской деятельности, осуществляется государством или иным собственником учреждения здравоохранения на основании сметы расходов

В условиях рыночной экономики  медицинские учреждения финансируются  из нескольких источников. Среди них  – бюджетные ассигнования на неработающее население, средства на целевые государственные программы, средства обязательного медицинского страхования, другие средства (благотворительность и др.).

В настоящее время  частично сохраняется порядок планирования расходов на здравоохранение, действовавший до появления системы медицинского страхования. Он предусматривает составление смет расходов медицинских учреждений, сводных смет расходов на здравоохранение к проекту территориального бюджета, разработку расчетных показателей финансирования. Составление индивидуальной сметы медицинского учреждения осуществляется исходя из нормативов расходов в расчете на единицу объема выполненных работ и показателей объема работы каждого подразделения: среднегодового количества коек, количества койко-дней, среднегодового числа должностей медицинского и административно-хозяйственного персонала,  количества поликлинических посещений и т.д. Например, по амбулаторно-поликлинической помощи (примерно 12 посещений в год), а по стационарной помощи – по среднегодовому количеству коек.

Смета расходов медицинского учреждения включает следующие статьи:

1. фонд заработной  платы, устанавливающийся в соответствии  с Единой тарифной сеткой по  оплате труда работников бюджетной  сферы ( составляет 60% затрат на  содержание медицинских учреждений);

2. начисления на заработную  плату в размере 39-40%;

3. расходы на медикаменты  в стационарах (по норме расхода  койко-день) и на бесплатную и  льготную выдачу медикаментов.

4. расходы на канцелярские  и хозяйственные нужды ( по норме расхода на одну койку в год) ;

5. расходы на питание  больных ( по норме расхода  на койко-день);

6. расходы на приобретение  оборудования и мягкого инвентаря  ( по дифференцированным нормам, в зависимости от профиля отделения);

7. командировочные расходы  в соответствии с действующими нормами;

8. расходы на капитальный  ремонт зданий ( на основе финансово-сметных  расчетов);

9. прочие расходы: оплата  летных часов санаторной авиации,  проведение культурно-массовых мероприятий  среди больных и др.).

При инфляции закладываемый  размер расходов корректируется на коэффициент инфляционных ожиданий.

Контроль за использованием выделенных средств медицинским  учреждениям проводится в форме  ревизий и тематических проверок. В сводном планировании расходов по районам, городам областного и  краевого подчинения, области (края) среди расчетных показателей финансирования используются следующие:

- цена конкретной медицинской  услуги, определяемая на базе  сметы расходов.

- оплата средней стоимости  пролеченного бального на основе  вредней стоимости лечения.

- оплата одного завершенного случая лечения на основе клинико-статистических групп или медикоэкономических стандартов. Стоимость лечения устанавливается по группам заболеваний, в рамках которых определяются одинаковые расценки за лечение.

- финансирование по  среднедушевому нормативу на работающее и неработающее население. Размер норматива зависит от возможностей территориальных бюджетов.

- Комбинация перечисленных  методов.

Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ) рекомендует  на охрану здоровья населения расходовать не менее 6-6,5 % от валового внутреннего продукта . Развитые страны Западной Европы , Япония расходуют на цели здравоохранения 8-10 % валового внутреннего продукта, а Соединенные Штаты Америки – свыше 13% ВВП. Расходы на здравоохранение в США в несколько раз превышают соответствующие расходы на оборону страны.

Проектом Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации», который был принят в  первом чтении еще в 1999 году, предусматриваются  расходы на здравоохранении в  размере не менее 5% от ВВП. Вероятно, в связи с тем, что нет реальной финансовой базы для исполнения этого закона, он не принят до сих пор, хотя основополагающие законодательные акты в области здравоохранения уже не отражают реалий современной действительности.

Государственные расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2012 году в приоритетном порядке будут направляться на мероприятия по улучшению репродуктивного здоровья, охрану материнства и детства, снижение уровня управляемых инфекций за счет вакцинации населения, и в первую очередь детей, стабилизацию социально обусловленных заболеваний.

На реализацию государственной  политики в здравоохранении направлены федеральные программы: «Предупреждение  и борьба с заболеваниями социального  характера», включающая подпрограммы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России», «Сахарный диабет», «Вакцинопрофилактика», «Анти- Вич/СПИД», «Дети России», в том числе подпрограмма «Безопасное материнство»; «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»; «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации». В условиях недостаточного финансирования здравоохранения все большее значение приобретает реализация целевых программ в области охраны здоровья населения. Программно-целевое управление позволяет не только концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять комплексный подход к решению наиболее актуальных проблем в здравоохранении на основе межотраслевого взаимодействия.

Федеральные программы  в области здравоохранения стимулируют участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении насущных проблем охраны здоровья населения на своих территориях на основе софинансирования или принятия и реализации собственных аналогичных программ. Механизм участия территориальных органов власти в медицинских целевых программах может реализовываться в рамках трехсторонних соглашений между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим можно говорить о стимулирующим характере федеральных целевых программ, способных привлечь дополнительные финансовые и материальные ресурсы для достижения особо значимых целей в области охраны здоровья населения.

В Ежегодном послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин отметил, что бюджетный  процесс нуждается в дальнейшем совершенствовании. Среди основных проблем было указано на отсутствие четкого разграничения расходных  полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы.

Исполнительная и законодательная  власть должны осуществить рационализацию расходов бюджета, сократить неэффективные  государственные (муниципальные) обязательства  и расходы, создать действенную  систему управления государственными расходами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данном реферате рассмотрена  роль бюджетного планирования и прогнозирования  на примере обеспечения конституционных  прав граждан на бесплатное образование  и медицину.

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного, общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь.

Медицинская помощь в  государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Данные права обеспечиваются государством в полной мере.

В заключении можно сделать  вывод о том, что государство  заботится о судьбе своих граждан, всячески способствует поддержанию и выполнению программ по реализации конституционных прав и свобод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Грищенко Н.Б. Здравоохранение и добровольное медицинское страхование: перспективы сотрудничества//Экономика здравоохранения, 2011,№4,с.9-11.

2. Ежегодное послание президента 2012 [Электронный ресурс] / режим доступа: http://nextrus.ru/archive/ejegodnoe-poslanie-prezidenta-2012.htm

3. Игнатов В.Г., Батурин Л.А. и др. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. –Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2011.-416 с.

4.Конституция Российской Федерации. Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный гимн РФ. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,  2012. – 63, [1] с.

5. Федеральный Закон  об образовании [электронный ресурс]/ режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php




Информация о работе Роль бюджетного планирования и прогнозирования в обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации