Ретроспективный анализ денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данного курсового проекта является изучение теоретического материала по теме «Система планов предприятия».
При написании данного курсового проекта были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомиться с понятием - план как центральное звено управления предприятием;
2. Рассмотреть структуру планов;
3. Изучить виды и элементы системы планирования;
4. Провести анализ системы планирования в ОАО «РЖД».

Файлы: 1 файл

Дубровский.docx

— 50.28 Кб (Скачать файл)

Денежно-кредитная политика тесно увязана с бюджетной  политикой. В Основных направлениях отмечается, что проводимая в России жесткая бюджетная политика позволяет сдерживать наращивание выпуска инфляционных денег в экономику. В рамках совместного заявления Правительства и: Банка России было заключено соглашение об отказе с 1 января 1995 г. от использования прямых кредитов ЦБ РФ для финансирования дефицита федерального бюджета. В результате, если в 1994 г. дефицит федерального бюджета на 73,7% был профинансирован за счет кредитов Банка России, то в 1995 г. основу финансирования дефицита бюджета (55,7%) составили доходы от продажи государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ и др.).

В области валютной политики как части денежно-кредитной политики происходил поиск необходимого компромисса  между укреплением рубля и  поддержкой экспорта. Это привело  к введению в июле 1995 г. коридора колебания валютного курса, что снизило валютные риски, в значительной степени определяющие уровень и динамику инфляционных ожиданий.

В Основных направлениях денежно—кредитной  политики на 1996 г. определены следующие  ориентиры единой государственной политики (на конец 1996 г.):

Номинальный ВВП, трлн. руб.       2 300

Реальный ВВП, % к предыдущему  году     100

Среднемесячные темпы  прироста цен, %            1,9 
Индекс потребительских цен, декабрь 1996 г. к декабрю 1995 г., %     125

Дефлятор ВВП          144

Денежная масса М2, трлн. руб.      283—295

Среднемесячные темпы  прироста М2, % 2,9—3,3

Темпы прироста М2 за год, %        42—48

В основу разработки этих ориентиров на 1996 г. положен прогнозный вариант  целей макроэкономической политики, предложенный Правительством и предполагающий, что при снижении среднемесячных темпов инфляции до 1,9% удастся остановить производственный спад. Достижение этих целей требует активного и эффективного участия государства в ходе воспроизводственных процессов, институциональных изменений в экономике, совершенствования налогового законодательства и т.д.

Банк России сохраняет  ограничительные принципы денежной политики с целью снижения инфляции, т. е. продолжает проведение жесткой денежно-кредитной политики. В связи с этим операции ЦБ основываются на контроле целевых показателей по денежной базе, которая включает наличные деньги в обращении и в кассах коммерческих банков, средства в фонде обязательных резервов и остатки на корреспондентских счетах банков в Банке России.

В результате отказа от прямого  кредитования Правительства и приоритетных отраслей экономики ЦБ получил возможность  оказывать воздействие на резервы  банков через рыночные инструменты, для чего используются операции Центрального Банка на различных сегментах денежного рынка. Финансирование бюджетного дефицита продолжено за счет неэмиссионных источников  - путем заимствований на рынке.

В Основных направлениях денежно-кредитной  политики на 1996 г. предусмотрена такая  задача ЦБ, как сдерживание спроса на наличные деньги, для достижения которой должны быть приняты меры по укреплению банковской системы и повышению к ней доверия граждан. Это должно способствовать привлечению денежных средств населения во вклады и сокращению уровня инфляции.

Валютная политика развивается  в русле общей денежно-кредитной  политики, проводимой Банком России. Основные ее задачи в 1996 г.:

проведение стабильного  обменного курса в соответствии с целями сдерживания инфляции;

установление пределов колебаний  валютного курса на определенный период;

сглаживание резких краткосрочных  колебаний в конъюнктуре рыночного спроса и предложения на иностранную валюту;

Направление денежно-кредитной  политики Банка России.

 
С 1992 года денежно-кредитная политика Банка России направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение  устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления  позитивных структурных сдвигов  в экономике. 
 
В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Банком России, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы. С 1996 года приоритеты политики в денежно-кредитной сфере сместились в направлении увеличения реального предложения денег в экономике при дальнейшем снижении среднемесячных темпов инфляции. В целом за 1997 год денежная масса (М2) в реальном выражении увеличилась на 17,4% против 10% в 1996 году. В 1998 году денежная масса (агрегат М2) должна возрасти за год на 22-30% при инфляции не более 10% и росте ВВП до 2%. 
 
Одним из признаков устойчивого насыщения экономики деньгами стало закрепление сформировавшейся в 1996 году тенденции замедления скорости обращения денег. Средняя скорость обращения М2 составила 8,7 в 1996 году и 7,9 в 1997 году. В 1998 году должны сохраниться основные предпосылки для дальнейшего замедления скорости обращения денежной массы. 
Представим диаграмму(диаграмма 1) , отражающую динамику изменения ставки рефинансирования Банка России, построенную по данным публикуемым на официальном электронно-информационном сервере Банка Росии. 
 
Отметим, что до конца 92 года механизм рефинансирования в практике экономического регулирования Банка России отсутсвовал. Банк России пытался влиять на процентные ставки КБ путем регулирования обьема и цены централизованных кредитов, что отвечало требованиям задачи антиифляционного регулирования. Однако путем простого увеличения ставок достич поставленной цели антиифляционного рагулирования не удалось. 
 
Наметившаяся в 1996 году тенденция снижения общего уровня процентных ставок получила дальнейшее развитие в 1997г. и начале 1998 г. (повышение ставки рефинансирования в ноябре 1997 года и феврале 1998 года носило антикризисный и кратковременный характер),чо тражает диаграмма 1 , отражающая динамику изменения ставки рефинансирования Банка России( построенна по данным публикуемым на официальном электронно-информационном сервере Банка Росии). 
 
 
Диаграмма 1. 
 
 
 
Проводимая с середины 1995 года курсовая политика Банка России, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления Банком России границ допустимых изменений обменного курса рубля обеспечила предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997гг. Достигнутый прогресс в области финансовой стабилизации впервые позволил установить в 1997 году границы валютного коридора на весь год.  
 
Учитывая возросшую степень интеграции России с мировыми финансовыми рынками и следуя курсу на предсказуемость и преемственность политики, Банк России принял решение о переходе от практики установления краткосрочных ограничений на изменение курса российского рубля к определению среднесрочных ориентиров его динамики. В качестве такого ориентира как минимум на 1998 - 2000 гг. определен центральный курс 6,2 рубля за 1 доллар США с допустимыми отклонениями от него в пределах 15% в обе стороны. В 1998 году Банк России будет стремиться к сохранению среднего значения обменного курса рубля на уровне 6,1 за 1 доллар США.(см Диаграмму 2 построенна по данным публикуемым на официальном электронно-информационном сервере Банка Росии) 
 
Диаграмма 2. 
 
 
Ряд-1 Нижняя граница 
 
Ряд-2 Верхняя граница 
 
11.11.97 С 1 января 1998 г. на трехлетний период (1998-2000 гг.) устанавливается центральный обменный курс на уровне 6,2 рубля за один доллар США (после деноминации), возможные отклонения не могут превышать 15%. 
В целях защиты и обеспечения устойчивости рубля, повышения привлекательности накоплений в национальной валюте, сдерживания процесса перетока свободных средств на покупку иностранной валюты, Банк России осуществляет политику дальнейшего выравнивания нормативов обязательных резервов по всем привлеченным средствам (в рублях и иностранной валюте) путем снижения нормативов по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации с одновременным увеличением норматива по привлеченным средствам в иностранной валюте. Банк России намерен также продолжить политику, направленную на снижение общего уровня обязательных резервных требований по мере увеличения спроса на деньги со стороны экономических агентов. (см Гистограмму 3, построенна по данным публикуемым на официальном электронно-информационном сервере Банка Росии) 
Гистограмма 3. 
 
^ Норматив обязательных резервов по привлекаемым банками средствам в рублях и иностранной валюте. 
 
 
Ряд 1 - по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно. 
 
Ряд 2 - по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно. 
 
Ряд 3 - по срочным обязательствам свыше 90. 
 
Ряд 4 - по текущим счетам в иностранной валюте

 

 

Монетарная политика, проводимая Банком России в 90 - е годы. [1]

Государственная монетарная политика проводится через Центральный банк России, который осуществляет эмиссию денег, регулирует платежи и резервы коммерческих банков. С разной степенью успешности Центральный банк России проводит операции на открытом рынке, определяет величину учетной ставки, изменяет уровень резервной нормы. [2]

Монетарная политика Банка России в 90 - е годы. [3]

Проводя монетарную политику, центральный банк стремится обеспечить благоприятные условия экономического роста и преследует совершенно конкретные цели: регулирование темпов экомического роста, смягчение циклических колебаний на рынках товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платежного баланса. [4]

Роль монетарной политики, ставшей возможной благодаря плавающим курсам валют, была достаточно ясной, в частности, в контексте значительного дефицита федерального бюджета США в начале 1980 - х годов, вызывавшего опасения резкого роста инфляции. [5]

В монетарной политике акцент первоначально был сделан на тар-гетировании показателей денежной массы. Однако к началу 90 - х годов правительство убедилось в том, что контроль над ее ростом осуществлять чрезвычайно трудно. Инструментом борьбы с инфляцией избран обменный курс фунта, который был привязан к стабильной немецкой марке. [6]

Денежно-кредитная / монетарная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. [7]

В целом монетарная политика сводится к регулированию кредитной эмиссии коммерческих банков. [8]

Во-вторых, жесткая монетарная политика, проводимая при высоких уровнях кредитных ставок, как это происходило с середины 1993 г.. [9]

Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, однако достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита. Поэтому в большинстве стран данный инструмент монетарной политики применяется в исключительных случаях. [10]

При проведении монетарной политики финансовые органы должны следить за теми параметрами, которые они могут контролировать, а не за теми, которые им неподвластны. [11]

За проведение монетарной политики отвечает центральный банк страны. Список центральных банков интересующих нас государств приведен в таблице. [12]

К инструментам монетарной политики относятся находящиеся в распоряжении центрального банка стандартные механизмы управления денежным предложением: обязательные минимальные резервные требования для коммерческих банков, учетная ставка дисконтирования, операции на открытом рынке. ПОЛИТИКА ФИНАНСОВАЯ ( фискальная, бюджетная), важнейшая составная часть общей экономической политики государства; включает все государственные мероприятия по организации финансовой системы, мобилизации и использованию финансовых ресурсов с целью обеспечения жизнедеятельности государства, благосостояния страны, эффективной работы ее экономического механизма, а также выполнения задач внутренней и внешней политики, стоящих перед государством. [13]

Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг ( а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку ( выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно восполнять свои резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. [14]

2. Анализ денежно-кредитной  политики ЦБ России 1992-2000 гг.

2.1 Инструменты денежно-кредитной  политики ЦБ РФ

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по  операциям Банка России;

2) нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке  России (резервные требования);

3) операции на открытом  рынке;

4) рефинансирование банков;

5) валютное регулирование;

6) установление ориентиров  роста денежной массы;

7) прямые количественные  ограничения./2/

2.2  Денежно-кредитная политика переходного периода

С 1992 года – с начала радикальных  рыночных реформ – денежно-кредитная  политика Банка России была направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий  для осуществления позитивных структурных  сдвигов в экономике.

Однако на первом этапе  этих реформ денежная политика характеризовалась  неконтролируемой денежной эмиссией, осуществлявшейся сразу двенадцатью  Центральными банками рублевой зоны вслед за неконтролируемым ростом цен  в целях поддержания платежного оборота. В результате денежная эмиссия, проводившаяся в форме наличных денег и прямых кредитов под отрицательный  реальный процент от Центрального банка  привилегированным коммерческим банкам, концентрировалась в сфере валютных спекуляций и не оказывала ожидавшегося влияния на рост денежного предложения  в производственной сфере. Развернувшаяся вследствие мгновенной либерализации  цен инфляция издержек обусловила выгодность валютных спекуляций и отток капитала из производственной сферы. Денежная накачка  лишь частично смягчала рост неплатежей и не могла в этих условиях предотвратить  «вымывание» капитала из производственной сферы, его переток в сферу финансовых спекуляций главным образом на валютном рынке. Это влекло за собой соответствующее изменение пропорций в системе денежного обращения. Начиналась дезинтеграция экономики, ее распад на автономно функционирующие сферы: спекулятивно-финансовую и производственную.

В 1992 г. денежная эмиссия выросла  в 17 раз, в то время как средства на счетах предприятий, граждан и  местных бюджетов - в 13 раз, чистая прибыль  в промышленности - в 11 раз, а чистая прибыль в финансово-кредитном  секторе - в 34 раза. /5/

Объявление в середине 1992 г. главной целью денежно-кредитной  политики подавление инфляции хоть и  выглядело как кардинальный сдвиг  к жесткой денежной политике, но не изменило ее суть. Само подавление инфляции пытались осуществить исключительно  путем сжатия денежной массы, рассматривая экономику страны в соответствии с концепцией "черного ящика". Хотя было доказано, что ведущим  фактором быстрого роста цен была инфляция издержек, денежные власти пытались бороться с инфляцией издержек сокращением  денежного предложения и отказываясь  от регулирования цен. Закономерным результатом этой явно неадекватной политики стало не столько снижение инфляции, сколько сжатие производства и сокращение реальных доходов населения.

В экономике усиливались  дезинтеграционные процессы. Вследствие гиперинфляции и перетока капитала в спекулятивную сферу возник дефицит собственных финансовых ресурсов предприятий. Параллельно сжатию производственной сферы начал бурно развиваться финансовый рынок. Оборот по продажам на биржевом фондовом рынке в 1993 г. достиг 2,05 трлн. руб., из них 1,45 трлн. руб. составляли денежные ресурсы. В августе 1994 г. впервые за все время существования ММВБ объем продаж долларов превысил экспортные поступления за месяц. В 1993 г. Минфин совместно с Центральным банком России приступил к выпуску ГКО (в 1993 г. эмиссия составила 240 млрд. руб., а к концу 1994 г. достигла 20,5 трлн. руб.). Доходность операций на финансовом рынке была огромной (таблица 1), практически уникальной по мировым меркам, в то время как рентабельность выпуска продукции в производственной сфере быстро снижалась. /5/    

Информация о работе Ретроспективный анализ денежно-кредитной политики