Проблемы бюджетного дефицита и проблемы государственного долга в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:05, реферат

Описание работы

Бюджетный дефицит — это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетными дефицитами, однако качество дефицита может быть различным.

Файлы: 1 файл

Проблемы бюджетного дефицита и проблемы государственного долга в Российской Федерации.docx

— 26.52 Кб (Скачать файл)

Проблемы бюджетного дефицита и проблемы государственного долга  в Российской Федерации

    Бюджетный дефицит — это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетными дефицитами, однако качество дефицита может быть различным. Так, дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества. Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. Наконец, дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

В этом случае дефицит — явление  чрезвычайно тревожное, требующее  принятие не только срочных и действенных  экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих  политических решений.

    Причинами бюджетного  дефицита могут быть:

  • низкая эффективность общественного производства, его спад;
  • нерациональная структура бюджетных расходов (крупные государственные инвестиции, огромные военные расходы и др.);
  • массовый выпуск «пустых денег»;
  • оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;
  • неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики.

Любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить  дефицит бюджета. При выработке  стратегии борьбы с бюджетным  дефицитом целесообразно руководствоваться  следующими принципами.

1. Бюджетный дефицит — зло,  но еще большим злом для  экономики и финансов страны  является мнимое его устранение  путем чисто математических операций, так как в этом случае вместо  «лечения» экономики ее болезнь  переходит в скрытые формы,  бороться с которыми гораздо  труднее.

2. Баланс бюджета и даже превышение  бюджетных доходов над расходами  не следует рассматривать в  качестве неотъемлемой черты  здоровой, динамично развивающейся  экономики. Мировой опыт убедительно  показывает, что на отдельных  этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит.

3. Величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой  опыт, не должна превышать предельно  допустимый размер, определяемый 2—3% валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего  предельно допустимые размеры,  требует осуществления таких  мер, которые привели бы к  его быстрейшему сокращению.

4. Для преодоления бюджетного  дефицита необходимо оздоровление  самой экономики, так как без  обеспечения динамизма в ее  развитии и реально ощутимой  эффективности невозможно добиться  финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры  ни применялись при этом.

    Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться такие способы, как государственные займы; ужесточение налогообложения; эмиссия денег. В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов. Сюда относятся:

а) изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля; 

б) более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;

в)резкое сокращение государственного финансирования; прекращение правительственной помощи иностранным государствам;

г) снижение военных расходов;

д) сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

е) запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами; 

ж) привлечение в страну иностранного капитала.

    Государственный  долг. Сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки за этот же период образует государственный долг. Различают внутренний и внешний государственный долг: государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом — обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим.

Капитальный долг представляет собой  всю сумму выпущенных и не погашенных государством долговых обязательств и  гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг — это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляет предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. В России согласно существующим уровням государственной власти различают государственный долг Российской Федерации и долг субъектов РФ. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, формируют муниципальный долг.

Государственный долг Российской Федерации  состоит из задолженности прошлых  лет и вновь возникающих долговых обязательств. При этом долговые обязательства  СССР включаются в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

    Управление государственным  долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов и выпуску новых. В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

  1. удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально- экономического развития;
  2. минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг;
  3. сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
  4. поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственных ценных бумаг;
  5. достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;
  6. обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплата процентов по ним;
  7. диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
  8. координация действий федеральных органов, органов субъектом федерации и местного самоуправления на рынке государственных долговых обязательств.

    Стратегическое и оперативное управление государственным долгом. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов. Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ их принимают, а Президент РФ и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают. Ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам — участникам СНГ; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

По представлению Правительства  РФ Государственная Дума утверждает программу государственных внешних  заимствований и предоставляемых  Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства РФ. Президент РФ и Правительство РФ разрабатывают и утверждают социально-экономические программы, которые напрямую могут затрагивать различные аспекты развития государственного долга. Например, своим постановлением от 13 августа 1997 г. № 1003 Правительство РФ утвердило Программу сокращения дефицита федерального бюджета на 1998—2000 годы. Программа нацелена на ограничение негативного влияния бремени обслуживания государственного долга на экономический рост и регулирующие возможности государства на финансовом рынке.

Оперативное управление государственным  долгом осуществляют Правительство  РФ и его специальный орган  — Министерство финансов РФ (Минфин России), а также ЦБ РФ и Внешэкономбанк. Эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и (осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий, осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом. Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции решают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ. При этом они исходят из норм, заложенных в федеральном законодательстве.

    Обслуживание государственного долга. Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляет ЦБ РФ, а внешнего долга — Внешэкономбанк. Эти банки проводят свою работу на основе специальных соглашений с Минфином России. Обслуживание государственного долга субъекта РФ осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств

Расходы федерального бюджета на погашение  и обслуживание государственного долга  Российской Федерации

Показатели

Год

1995

1997

1999

2000

2002

2004

2005

2006

2007

2008

Расходы федерального бюджета, млрд руб.

275,2

500,0

674,0

1029,2

2054,2

2698,4

3514,3

4284,8

5986,5

7570,5

Расходы на погашение и обслуживание госдолга, млрд руб.

27,9

118,5

162,6

257,8

229,6

204,7

208,3

172,8

143,1

153,3

В % к расходам федерального бюджета

10,1

23,7

24,1

25,0

14,4

7,6

5,9

4,0

2,4

2,0

В % к ВВП

1,8

4,7

3,6

3,5

2,1

1,2

1,0

0,6

0,4

0,4


    Рефинансирование государственного долга. В условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Методы управления государственным  долгом. В управлении государственным  долгом используются такие меры, как  конверсия, консолидация, обмен облигаций  по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Под конверсией понимается изменение  доходности займов как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения доходности государственных ценных бумаг. Под консолидацией займов понимается изменение их сроков, обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Эта мера эффективна, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых полноценных деньгах. Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам.

Информация о работе Проблемы бюджетного дефицита и проблемы государственного долга в Российской Федерации