Причины возникновения, социально-экономические последствия и методы покрытия дефицита федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 09:10, реферат

Описание работы

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным собранием РФ как закон.[дробозина]

Файлы: 1 файл

Причины возникновения.docx

— 148.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сыктывкарский Государственный  Университет»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Причины возникновения, социально-экономические последствия и методы покрытия дефицита федерального бюджета»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 425 гр.

Яйцева Е.И.

Проверила: Ладанова Л.А.

 

 

 

 

Сыктывкар 2011 

Причины возникновения, социально-экономические последствия  и методы покрытия дефицита федерального бюджета.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной  системы. Он выражает экономические  денежные отношения, опосредующие процесс  образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным собранием РФ как  закон.[дробозина]

Бюджетный дефицит- превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Федеральный бюджет с 2010 по 2014 г. [фз]

показатели

2010

2011

2012*

2013*

2014*

Доходы, тыс.р.

8 305 414 366,8

11 121 000 000

11 779 855 206,0

12 705 859 982,0

14 091 831 089,0

Расходы, тыс.р.

10 117 454 466,6

11 121 000 000

12 656 443 993,1

13 730 605 307,4

14 582 949 963,6

Дефицит, тыс.р.

1 812 040 099,8

0

876 588 787,1

1 024 745 325,4

491 118 874,6


*-прогнозируемые данные

Также мы можем увидеть данные разных лет в сравнении:

4

 

 

Основные причины бюджетного дефицита:

1. Возникновение чрезвычайных  обстоятельств (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия).

2. Низкая эффективность  общественного производства; высокий  удельный вес сбытовых предприятий,  в их общем количестве.

3. Нерациональная структура  бюджетных расходов.

4. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

5. Некомпетентность руководства  государства, его неумение держать  под контролем финансовую ситуацию  в стране.

6. Большие затраты на  удержание силовых структур.

7. Предоставление бесплатной  помощи другим государствам.

8. Невозможность получения  долгов от других государств.

9. Переход от командно-административной экономике к рыночной.

10. Неудовлетворительная  работа государственных служб,  в компетенцию которых входит  сбор налогов и других отчислений.

11. Коррупция в государственном секторе.

12. Необходимость совершения  в особо больших размерах государственных  вкладов (инвестиций) в экономику.

13. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

14. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных  расходов велик. Эти обязательства  накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой  и затрагивает интересы различных  групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Социально-экономические  последствия бюджетного дефицита

Современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. А это, вполне вероятно, может  привести к росту государственного долга. Государственный долг- это  общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом  всех дефицитов, которые имели место  в стране. Увеличивающийся государственный  долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета.

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий  государственный долг в какой-то момент привести к банкротству нации? Накладывает ли долг бремя на будущие  поколения? Чтобы ответить на эти  вопросы, необходимо рассмотреть две  составляющие общего государственного долга - внутренний и внешний.

Внутренний долг - долг государства  населению страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население - государственный  долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных  облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой  утечки покупательной способности  для страны в целом. Таким образом, внутренний долг не является средством  перемещения экономического бремени  с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства  в доходах за счет перераспределения  дохода в пользу держателей государственных  облигаций.

Может ли внутренний долг каким-то образом привести к банкротству  правительства, лишив его возможности  выполнять финансовые обязательства? Ответ - «тоже нет». Во-первых, нужно  отметить, нет никаких причин, которые  заставляли бы сокращать внутренний долг, не говоря уже о необходимости  его полной ликвидации. На практике, как только подходит ежемесячный  срок платежа по каким-то частям долга, правительство не изыскивает средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил, - правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Кроме этого, правительство может использовать такие рычаги, как налогообложение и эмиссия денег. Увеличение налогов является тем способом, который есть у государства для получения достаточных доходов для выплат процентов по долгу. Банкротство правительства также сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно оплатить не только проценты по долгу, но и погасить всю сумму долга. Конечно, это будет иметь инфляционный эффект, но зато банкротства правительства точно не будет.

Внешний долг - задолженность  государства гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов  и суммы основного долга требует  в данном случае передачи части реального  выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство  может перенести реальное экономическое  бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.

Это связано с так называемым «эффектом вытеснения» частных  инвестиций. “Эффект вытеснения”  связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия кредитных денег и  выпуск государственных займов. Что  касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в  сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных  займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного  процесса. Каким образом? Выпуск государственных  ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок  отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. А сокращение инвестиций может привести к тому, что последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом [5].

Однако надо отметить, что  «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости  и ограниченности ресурсов. А вот  в экономике с недоиспользованными  ресурсами подобная политика в сочетании  с соответствующей денежной политикой  скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

Рост процентных ставок имеет, в свою очередь, следующие последствия. Так, высокий ссудный процент, установленный  в США в середине 80-х годов, вызвал значительный отток капиталов  из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время  США поглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира. Таким образом, растет внешний долг США. Плюс к этому  рост спроса на высокодоходные американские ценные бумаги вызвал рост общемирового спроса на доллары.

Подобный рост международной  ценности доллара оказывает значительное депрессивное воздействие на экспорт  США: американские товары становятся слишком  дорогими для иностранных покупателей. Сокращение же чистого экспорта оказывает  сдерживающее воздействие на экономику, увеличивает уровень безработицы [4].

Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, нужно оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным.

1. Дефицит может быть  связан с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики. В этом  случае он отражает не кризисное  течение общественных процессов,  а государственное регулирование  экономической конъюнктуры, стремление  обеспечить прогрессивные сдвиги  в структуре общественного производства.

2. Дефициты возникают  в результате чрезвычайных обстоятельств  (войны, крупные стихийные бедствия  и т.п.), когда обычных резервов  становится недостаточно и приходится  прибегать к источникам особого  рода.

3. Дефицит может отражать  кризисные явления в экономике,  ее развал, неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства  держать под контролем финансовую  ситуацию в стране. В этом случае  он -- явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.[5]

2. СПОСОБЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

2.1 Монетизация дефицита: эмиссия денежных средств

В экономических системах с фиксированным количеством  денег в обращении правительство  располагает традиционными способами  покрытия дефицита бюджета - это государственные  займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий  увеличение денежной массы в обращении, это собственное производство денег, или «сеньораж» (печатанье денег).

Однако «сеньораж» сегодня не принимает форму простого печатания денег (это слишком явно связано с усилением инфляции). В настоящее время этот процесс реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Следует заметить, что эти операции должны иметь незначительный размер, тогда особо пагубных последствий они не несут. Но, если правительство чрезмерно полагается на механизм «сеньоража» как средства оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро (в соответствии с мультипликатором денежного предложения), порождая тем самым рост инфляции. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным  предприятиям по льготным ставкам или  в форме отсроченных платежей.

Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители  заранее увеличивают цены, чтобы  застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции. 
Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным Банком или же накапливаются, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

В переходных экономиках монетизация  дефицита государственного бюджета  обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний  долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового  финансирования также практически  исчерпаны, что часто является главной  причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию [6].

Информация о работе Причины возникновения, социально-экономические последствия и методы покрытия дефицита федерального бюджета