Пожарные рукава

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Под эксплуатацией пожарных рукавов понимается их использование для выполнения оперативных задач, техническое обслуживание, ремонт, учет и хранение.

Файлы: 1 файл

3.docx

— 38.71 Кб (Скачать файл)

 

На напорных рукавах, кроме  заводской, должна наноситься маркировка их принадлежности к рукавной базе или пожарной части. На рукавах, эксплуатируемых  на рукавных базах, маркируется их порядковый номер (рис .13).

 

 

 

№ - рукава

 

 

рис.13 маркировка напорного  рукава.

  

 

 

 

На рукавах, являющихся принадлежностью  пожарной части, маркировка (рис. 14) состоит  из дроби, где в числителе указывается  номер пожарной части, в знаменателе  порядковый номер рукава.

 

 

 

Рис. 14 Маркировка напорного  рукава (не прилагается)

 

 

 

Маркировка наносится  на расстоянии 500—1000 мм от каждой соединительной головки несмываемой не осыпающейся  краской красного цвета по трафарету, высота цифр должна быть 60 мм.

 

Рукава с навязанными  головками подвергаются гидравлическим испытаниям в соответствии с п .3.5. 3. настоящей инструкции.

 

 

3.5. Обслуживание рукавов , находящихся в эксплуатации

 

 

 

3.5.1. Оттаивание (отмочка)

 

Доставленные на рукавную базу (пост) или в часть использованные на пожаре или учении рукава должны полностью оттаять в теплом помещении. Для этого может быть использована ванна с водой, рис. 15 Чтобы ускорить процесс оттаивания, ванна закрывается сверху крышками и в нее подается горячая вода. Эта же ванна используется для отмочки загрязненных рукавов.

 

 

 

Рис.15 Ванна оттаивания (отмочки) рукавов

 

 

 

3.5.2. Мойка

 

После оттаивания или отмочки  рукава подаются на мойку. Мойке должны подвергаться все типы напорных рукавов. Рукавомоечная машина, рис.16, устанавливается, как правило, на торце ванны. Для заправки рукава в машину необходимо открыть крышку, развести моющие щетки, через входное окно вставить рукав, привести метки в рабочее положение, закрыть крышку, открыть клапан подачи воды и включить электропривод щеток. В случае сильного загрязнения рукав пропускается через рукавомоечную машину несколько раз до полного удаления грязи.

 

 

 

рис .16 рукавомоечная машина

  

 

 

  

 

Концы рукавов, примыкающие  к головкам, моются вручную веткой.

 

3.5.3. Испытание и сушка

 

При испытании всасывающего рукава на герметичность один конец  его подсоединяют к источнику  давления, другой закрывают заглушкой, имеющей кран для выпуска воздуха. При открытом кране рукав медленно заполняется водой до полного удаления воздуха из него, кран закрывают и постепенно повышают давление в рукаве до указанного в табл. 2 значения испытательного давления в соответствии с диаметром и группой рукава, и выдерживают рукав при этом давлении 10 мин. На рукаве не должно быть разрывов, просачивания воды в виде росы и местных вздутий, а также деформации металлической спирали.

 

Таблица 2

 

 

диаметр рукава, мм 

Испытательное давление, МПа, для рукавов

 

группы 1 

группы 2

 

. До 75

 

75 и выше 

0,3 +0,03

 

0,2 + 0,02 

1,0 + 0,1

 

0,75 + 0,08

 

 

 

 

Для испытания рукавов  на герметичность при вакууме  один конец рукава подсоединяют к  вакуум-линии с мановакуумметром, другой заглушают. Создают в рукаве вакуум, равный (о,08±0,01) МПа, перекрывают вакуум-линию и выдерживают рукав при этом разрежении в течение 3 мин. Падение разрежения в рукаве за это время не должно превышать 0,013 МПа. В процессе испытаний на наружной поверхности рукава не должно быть сплющивании и изломов. После испытания внутреннюю полость рукава просматривают на свет. Рукав, выдержавший испытание, не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслаивания.

 

Обнаружить отслоение  внутреннего слоя резины осмотром рукава бывает весьма сложно, так как слой резины при снятии разрежения занимает первоначальное положение. Однако отслоение  и перекрытие проходного сечения  рукава при разрежении можно определить по некоторым внешним признакам. Так, при попытке забрать воду из водоема, вакуумметр показывает высокое  разряжение, но вода в насос не поступает.

 

Рукава, не выдержавшие испытаний, бракуют. На забракованные новые  рукава и рукава, вышедшие из строя  ранее 2 лет с момента их ввода  в эксплуатацию в пределах гарантийного срока хранения, равного 3,5 года с  момента изготовления, составляют акт  и направляют рекламацию изготовителю для замены. Находящиеся в эксплуатации всасывающие рукава испытывают при  проведении ТО-1 пожарного автомобиля.

 

Сушить всасывающие рукава следует до высыхания капельной  влаги, зимой в рукавных сушилках, летом на открытом воздухе, в тени. Температура сушки не должна превышать 50°С. Запрещается сушить рукава на отопительных батареях, котлах, крышах зданий и"на солнце". После испарения влаги рукава должны немедленно удаляться из сушилки.

 

Напорные рукава, предназначенные  для эксплуатации на передвижной  пожарной технике, в соответствии с  технической характеристикой насосов, применяемых на пожарных автомобилях, испытывают под давлением 1 МПа (10 кгс/см2), которому рукава подвергаются после каждого обслуживания, ремонта или при плановых проверках. Рукава на рабочее давление 3 МПа испытывают при рабочем давлении насоса автомобиля высокого давления.

 

Испытательное давление поддерживают в рукаве в течение времени, достаточного для осмотра рукава, но не более  трех минут.

 

Рукава из натуральных  волокон (льняные и льноджутовые) перед испытаниями заполняют  водой под давлением 0,2—0,4 МПа  и выдерживают в течение 5 минут.

 

Рукава, находящиеся под  действием испытательного давления, должны быть герметичны в месте навязки  их на соединительные головки. У рукавов 2 сорта допускается на длине 20 м  не более трех пылевидных свищей (высота пылевидного свища, направленного  вертикально вверх, не должна превышать 150мм). У рукавов 1 сорта свищи не допускаются. Льняные и льноджутовые рукава под испытательным давлением  после замочки не должны иметь  свищей, кроме пылевидных, в количестве: 1 сорт- не более трех, 2 сорт- не более пяти на длине 20 м.

 

Рукава, выдержавшие гидравлические испытания, подвергаются сушке, на новые  рукава заводят паспорта и передают в эксплуатацию. Находящиеся в  эксплуатации рукава испытывают после  каждого обслуживания и ремонта, а также два раза в год - при  сезонном обслуживании пожарной техники.

 

Для испытаний напорных рукавов  используется агрегат испытания, сушки  и талькирования (АИСТ), рис. 17.

 

 

 

 

 

 

 

рис .17 агрегат испытания, сушки и талькирования

  

 

пожарных напорных рукавов

 

 

 

Рукава наматывают на катушку  агрегата, для чего включается привод вращения катушки агрегата и открывается  вентиль для заполнения рукавов  водой, в процессе заполнения рукавов  водой воздух из них вытесняется  через воздушный клапан, при полном заполнении рукавов водой клапан автоматически закрывается. После  этого крышку агрегата закрывают, включают подсветку и в рукавах плавно повышают давление до испытательного. Через смотровые окна наблюдают за поведением рукавов. При обнаружении свищей катушку агрегата останавливают и отмечают места повреждения.

 

Если в рукаве произошел  разрыв, то давление снижают до нуля, отсоединяют его от остальных  рукавов, не удаляя из агрегата. Головки  рукавов, выдержавших испытание, соединяют, минуя отсоединенный рукав.

 

После испытания рукава подвергаются на этом же агрегате сушке. Воздух подогревается  до заданной температуры в электрическом  калорифере. По воздуховоду подогретый воздух подается через окна в сушильную  камеру, обдувает вращающуюся катушку  с намотанными на нее рукавами и насыщается при этом влагой. Одновременно внутренняя полость рукавов просушивается  путем продувки сжатым воздухом. Центробежный вентилятор отсасывает из верхней части  сушилки влажный воздух через  влагоотделитель - конденсатор.

 

Агрегат рассчитан на одновременное  обслуживание пяти рукавов диаметром 51 мм, или четырех диаметром 66 мм, или трех диаметром 77 мм, или двух диаметром 89 мм, или одного диаметром 150 мм.

 

После сушки латексированные рукава талькируются продувкой дозированного количества талька сжатым воздухом, не снимая их с катушки агрегата.

 

При неисправности или  отсутствии 'АИСТ' допускается производить  испытание рукавов с помощью  насоса пожарного автомобиля. Сушить рукава можно и в башенных, камерных и др. сушилках. Башенная сушилка (рис. 18) должна иметь калорифер или  другие приборы для подогрева  воздуха. Развешивать рукава для  сушки нужно равномерно по всему  сечению шахты. Плотность заполнения должна быть 10-15 рукавов на 1м. Подъем рукавов производится лебедкой.

 

 

 

 

рис. 18 схема башенной сушилки

  

 

1 - лебедка; 2 - короб для  отвода воздуха; 3 - шибер; 4 -трос; 5 - верхняя  решетка; 6 - ролик для подвески; 7 - рукав; 8 - сушильная камера; 9 - жалюзи; 10 - короб для подвода воздуха; 11 - шибер; 12 калорифер; 13 -трап для  стока воды

 

 

 

В камерных сушилках (рис. 19) рукава сушат свернутыми в свободную  скатку с зазорами 20-25 мм между витками.

 

Сушить рукава следует  согласно инструкции по эксплуатации для каждого типа сушилки.

 

 

 

 

 

 

  

 

рис. 19 схема камерной сушилки  с электрокалорифером

  

 

1 - двери камеры; 2 - замок; 3 - направляющая планка; 4 - рычаг  перекидного клапана; 5 - термометр; 6 - рычаг привода заслонок; 7,8,9,13 - воздуховоды; 10 - мягкая вставка; 11 -электродвигатель; 12 - вентилятор; 14 - перекидной клапан; 15 - кожух; 16 - калорифер; 17 - щит управления; 18 - кабель; 19 - камера.

 

 

 

При отсутствии рукавных сушилок  рукава следует сушить:

 

- вне помещения при  температуре воздуха +20 Си выше  при относительной влажности  не выше 80%. Рукава развешиваются  или раскладываются на решетчатый  наклонный стеллаж. При этом  они должны быть надежно защищены  от прямого действия солнечных  лучей и осадков;

 

- в помещениях с достаточно  нагретым воздухом или с теплоизлучающими приборами. Рукава располагаются также, как и в сушилках или на решетчатых стеллажах, на расстоянии не менее 1 м от теплоизлучающих приборов, в обоих случаях продолжительность сушки не должна превышать 24 часов.

 

Запрещается сушить рукава непосредственно  на отопительных батареях и котлах, на крышах зданий, а также не допускается  подвешивать рукава для сушки  на металлических и неокрашенных предметах.

 

 

 

3.5.4. Скатка и перекатка

 

Скатка рукавов в одинарную  или двойную скатки производится после их сушки. Для скатки может  быть использовано приспособление, изображенное на рис .20.

 

Рукав наматывается на нижнюю катушку в одинарную скатку до середины длины, отмеченную на нем поперечной полосой, а затем средней частью помещается в вилку верхней катушки, которая скатывает рукав в  двойную скатку: один конец с барабана сушильного агрегата или с пола, другой - с нижней катушки.

 

В одинарную скатку рукав  наматывается всей длиной на нижнюю или  верхнюю катушки.

 

При необходимости перекатки  рукава на новую складку это можно  сделать при помощи того же приспособления.

 

 

 

 

 

рис .20 приспособление для  скатки и перекатки рукавов

 

 

3.6. Ремонт пожарных рукавов

 

3.6.1. Ремонт всасывающих  рукавов

 

Всасывающие рукава следует  ремонтировать, если они не соответствуют  требованиям испытаний, а также  при наличии механических повреждений (проколы, абразивный износ, смятие спирали) и других неисправностей.

 

При ослаблении натяжения  хомутов, крепящих рукава к всасывающим  головкам, они подтягиваются с  помощью ключа и контрятся  гайкой.

 

При потере герметичности  и внешних повреждениях ремонтируют  рукава одним из способов, в зависимости  от характера повреждения:

 

а) наклеиванием заплат на наружную поверхность рукава клеевыми составами;

 

б) вулканизацией сырой  резиной.

 

Наружная поверхность  рукава, изношенная на глубину до проволочной  спирали, ремонтируется наложением кольцевых или ленточных заплат из прорезиненного полотна с помощью  обувных клеев (например, клеи "Ропид-5" ТУ 201-28-39-88, УР-2 ТУ 201 РСФСР 109-79 или другие) или любой технической ткани, приклеиваемой с помощью хлориновой ткани.

 

Ремонт рукавов, получивших повреждение в виде сквозных проколов и порезов длиной до 10 мм, производится наложением заплат на наружную поверхность. Места вокруг прокола на поверхности  рукава зачищаются и обезжириваются бензином или другим растворителем. Вырезаются заплаты из прорезиненного полотна или вулканизованной  резины толщиной 1,5-2,0 мм диаметром 50-60 мм или прямоугольной формы размером 60х60 мм со скругленными углами, зачищаются и обезжириваются. На зачищенное место  поверхности рукава и заплату  наносится по одному тонкому слою клея, дается выдержка 10-12 мин на его  высыхание до "отлила', после чего заплата вручную или с помощью  держателя наклеивается на подготовленное место и прижимается усилием  от руки в течение 1-2 мин.

 

Несквозные проколы (порезы) заполняются клеем, наносится слой клея вокруг прокола и на заплату  из резины или прорезиненного полотна  и заплата приклеивается аналогично изложенному выше.

 

Ремонт сквозных разрывов требует вскрытия стенки рукава с  наружной стороны путем последовательного  вырезания и удаления слоев, составляющих стенку. При этом последующие слои вырезают ступеньками, соблюдая порядок, при котором каждый нижележащий  слой вырезается на ширину и длину, большую вырезанной части вышележащего слоя. Для удобства работы верхние  слои стенки рукава по мере вырезки  негодных участков отгибают вверх. После  этого поврежденный участок рукава сушат и подготавливают к ремонту.

Информация о работе Пожарные рукава