Понятие бюджетного дифицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

Понятие бюджетного дефицита (БД) выражает планируемую или складывающуюся фактически величину превышения расходов над доходами. БД возникает в тех случаях, когда предложение денег не соответствует реальной экономической ситуации. То есть, развитие экономики отстаёт от потребностей общества. БД в небольших размерах присутствует практически во всех странах. Однако если размер БД превышает определённые нормативы, в финансовой системепоявляется напряжение. Согласно Федеральному закону РФ о бюджете, общий размер дефицита федерального бюджета (ФБ) Российской Федерации не может быть больше нефтегазового дефицита ФБ. Величина дефицита бюджета какого-либо субъекта РФ не должна превышать 15% общего установленного объёма бюджета данного субъекта.

Файлы: 1 файл

Понятие бюджетного дефицита.docx

— 16.99 Кб (Скачать файл)

Понятие бюджетного дефицита (БД) выражает планируемую  или складывающуюся фактически величину превышения расходов над доходами. БД возникает в тех случаях, когда  предложение денег не соответствует  реальной экономической ситуации. То есть, развитие экономики отстаёт  от потребностей общества. БД в небольших  размерах присутствует практически  во всех странах. Однако если размер БД превышает определённые нормативы, в финансовой системепоявляется напряжение.

Согласно Федеральному закону РФ о бюджете, общий размер дефицита федерального бюджета (ФБ) Российской Федерации не может быть больше нефтегазового дефицита ФБ. Величина дефицита бюджета какого-либо субъекта РФ не должна превышать 15% общего установленного объёма бюджета данного субъекта. Утверждённый объём безвозмездных поступлений при этом не учитывается. Что касается местного бюджета, то его дефицит должен быть не более 10% от общего объёма годового дохода, не учитывая безвозмездные поступления и поступления налоговых доходов согласно дополнительным нормативам. Бюджеты субъектов Российской Федерации и Министерства обороны могут предусматривать увеличение БД на сумму планируемой реализации муниципального и государственного имущества.

Пока БД ФБ находится  на уровне 3% ВВП, государство в состоянии  своевременно его погашать.

БД финансируется  из таких источников:

- кредиты международных  финансовых учреждений;

- кредиты банков (коммерческих);

- доходы от эмиссии ценных бумаг.

Для погашения БД не разрешается использовать следующие  источники:

- внеплановое повышение  налогов (за исключением таможенных  пошлин);

- кредиты Центробанка  и приобретение ЦБ государственных ценных бумаг в процессе их размещения.

90-е годы были  характерны тем, что размер  БД Федерального бюджета России доходил до 40% его расходной части (около 17% ВВП). В первой половине 2000-х годов за счёт высоких доходов от продажи газа и нефти вместо БД возник бюджетный профицит в размере 20-25% расходной части (доходы превысили расходы). В настоящее время (с 2009 года) величина БД ФБ находится на уровне 7% ВВП (25% расходов).

Свойства бюджетного дефицита:

1. БД является  достаточно сложной финансово-экономической  категорией, связанной с ограничением  потребностей госсектора экономики  и уравновешиванием потребностей  и возможностей бюджетов всех  уровней;

2. БД выступает  в качестве важнейшего критерия  эффективности взаимодействия государственных  структур с одной стороны и  банковской системы, социальной  и производственной сфер, фондового  и внешнего рынков с другой;

3. БД – это  один из параметров бюджетной системы, выражающий соотношение расходов и доходов и показывающий потребности в поиске дополнительных источников финансирования государственных расходов. Когда БД отсутствует, у государства появляется излишек финансовых ресурсов – профицит бюджета. В случаях равенства сумм расходов бюджета и его доходов возникает ситуация, называемая бюджетным равенством.

Функции бюджетного дефицита (профицита):

- Перераспределительная. С помощью показателей БД очень удобно регулировать денежные средства государства и направлять их на нужные цели сверх финансовых пропорций, установленных ранее;

- Фондообразующая.  БД даёт возможность формировать  добавочные фонды бюджетных средств и перераспределятьденежные потоки между всеми звеньями финансовой системы;

- Стимулирующая.  У государства и всех прочих  субъектов экономической деятельности  появляется заинтересованность  в эффективном использовании  средств госбюджета;

- Контрольная. Показатели  БД облегчают государству осуществлять  свои контрольные функции по приведению финансовых возможностей и потребностей в сбалансированное состояние.

Принцип формирования и исполнения бюджета, которой состоит  в равновесии бюджетных расходов и их источников финансирования, называется сбалансированностью бюджета. Этот принцип даже при наличии бюджетного дефицита помогает удерживать баланс между объемом расходов и величиной бюджетных поступлений. Если бюджетная сбалансированность отсутствует, то равновесие теряется. Когда расходы перерывают доходы, бюджет становится неисполнимым. То есть, несбалансированный бюджет заведомо фиктивен.

Сбалансированность  бюджета обеспечивает функционирование всех уровней властной структуры. Несбалансированность бюджета ведет к сбоям в  системе финансирования, порождает  неплатежи в народном хозяйстве. Поэтому сбалансированность важна  для РФ в периоды кризиса.

Лучший вариант  сбалансированного бюджета обеспечивает разработка бюджета без дефицита. Если бюджет все равно получается с дефицитом, придется прибегать  к заимствованиям.

Методы, которыми достигается  сбалансированность бюджета, делят  на две группы (одни применяются  при использовании бюджета, другие – в период формирования). К первой группе методов относят: выявление  и мобилизацию резервов повышения  доходов бюджета, лимитирования бюджетных расходов, адекватное распределение доходов расходов между разноуровневыми бюджетами, построение в целом оптимальной системы регулирования бюджета и оказания помощи между разными уровнями бюджета. Сбалансированность бюджета подразумевает также планирование расходов, сокращение масштабов госсектора экономики, жесткую экономию средств, использование бюджетных заимствований.

Когда бюджет уже  в фазе исполнения, методы таковы: процедура  санкционирования расходов, соблюдение лимитов бюджетных обязательств, определение сроков расходов, механизм блокировки расходов бюджета.

Доводят сбалансированность бюджета до совершенства методами оптимизации  системы бюджетного финансирования, проведения контроля за целевым и  экономным расходованием средств, оказания финпомощи бюджетам других уровней, использование бюджетных резервов и т.п.

Влияют на сбалансированность бюджета на стадии исполнения - методы оперативной регуляции бюджетных  потоков(обеспечивают маневрирование средствами) и механизм сокращения расходов бюджета (для непредвиденных расходов).


Информация о работе Понятие бюджетного дифицита