Платные услуги в социальной сфере в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Главной особенностью социальной сферы является сочетание платного, бесплатного и льготного получения услуг социального назначения. В ряде отраслей объем предоставляемых платных услуг ограничивается государством
И в заключении можно сделать следующие выводы:
- социально-потребительский комплекс является материально-вещественной основой для реализации активной социальной политики государства;
- его деятельность, развитие невозможно без государственного регулирования;
- его развитие способствует пополнению доходной базы бюджетов всех уровней, что увеличивает источники финансовых ресурсов, идущих на социальные нужды;
- в конечном счете, развитие социально-потребительского комплекса ведет к повышению уровня и качества жизни населения и экономическому росту.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. Состав, содержание и динамика расходов на социальную сферу………..5
2. Механизм хозяйствования учреждений непроизводственной сферы и источники их финансирования…………………………………………………10
3. Особенности бюджетного планирования расходов на социальную сферу……………………………………………………………………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…..18

Файлы: 1 файл

кср 5.docx

— 90.60 Кб (Скачать файл)

Расходы консолидированного бюджета, средства Фонда соцзащиты  населения по отраслям социальной сферы, расходы на жилищное строительство  с учетом субсидий на жилищно-коммунальные услуги и транспорт составили  около 60% от всех бюджетных назначений. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 55,1 трлн. руб., в том числе на образование – 22,5 трлн. руб., здравоохранение – 17,4 трлн. руб.

      Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 75,9 трлн. руб., что на 4,6% меньше (в реальном выражении), чем в январе-сентябре 2012 г.

На расходы социальной направленности (разделы «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», «Образование», «Социальная политика») направлено 15,8 трлн. руб., или 20,9% расходов республиканского бюджета. Трансферты местным бюджетам составили 31,7% в структуре всех расходов.

            Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2012 году, %

        Темпы роста объемов услуг, оказанных населению организациями всех форм собственности независимо от ведомственной подчиненности, в 2012 составили:

  • по услугам связи - 123,5%;
  • транспортным - 100,1%;
  • медицинским - 107,6% ;
  • образования - 103,2%;
  • банков - 192,4% ;
  • жилищно-коммунальным - 104% ;
  • культуры - 114,3%
  • физической культуры и спорта - 119,1% ;
  • туристско-экскурсионным - 126,2% .

      Это значит, что платные услуги рассматриваются как источник роста валового внутреннего продукта, пополнения государственного бюджета, создания новых рабочих мест, а в конечном итоге - повышения качества жизни населения.

       В 2012 году в полном объеме профинансированы зарплаты, пенсии, стипендии и другие трансферты населению, а также расходы на питание, медикаменты и другие нужды. В то же время, с учетом объективных обстоятельств исполнения доходной части бюджета наложено определенное ограничение на финансирование непервоочередных расходов, связанных с приобретением оборудования, проведением текущего и капитального ремонтов и др. В условиях кризиса перед отраслями социальной сферы поставлена задача добиться максимально возможного экономического и социального эффекта от каждого вложенного бюджетного рубля. 
       Он добавил, что социальная сфера - не только потребитель бюджетных средств, но и источник пополнения государственного бюджета. Доходы республиканского бюджета превысили расходы на 1,3трлн. руб. (0,3% ВВП).       

       Проведение такой работы не идет в разрез с государственными обязательствами по доступности социальных услуг, повышению уровня и качества жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Механизм хозяйствования  учреждений непроизводственной  сферы и источники их финансирования

 
       Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.). 
        К непроизводственной сфере следует отнести здравоохранение, образование, пассажирский транспорт, культуру, искусство и т. д. В настоящее время финансовые ресурсы социально-культурных учреждений формируются из следующих источников: средств бюджета; внебюджетных средств. 
       Экономика и организация бюджетных учреждений пока практически не затронуты рыночными реформами. За последние годы в основном имели место лишь процессы адаптации к сокращению бюджетного финансирования. Поэтому в этой сфере имеются весьма значительные резервы, по меньшей мере, повышения эффективности использования государственных средств, а порой и прямой их экономии. 
       Существующая система управления финансами бюджетных учреждений включает в себя составление сметы учреждения, утверждение ее распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств и исполнение сметы в пределах лимитов бюджетных обязательств, ежемесячно доводимых до учреждения. 
       В целом сложившаяся система управления финансами бюджетных учреждений сохранила многие черты советской централизованной системы планирования и нормирования, которая функционировала в условиях стабильных, слабо дифференцированных по регионам (регулируемых) цен и оплаты труда. Поэтому приходится учитывать новые условия: самостоятельность уровней бюджетной системы, свободное рыночное ценообразование и углубившуюся региональную дифференциацию.       Изменчивость и нестабильность экономических условий сделали неизбежным увеличение роли органов муниципальных образований и непосредственно бюджетных учреждений в бюджетном процессе. 
       За счет средств бюджета финансируется деятельность учреждений по оказанию бесплатных услуг в соответствии с показателями планов социально-экономического развития. Причем не допускается замена бесплатных услуг платными (имеется в виду их оптимальное сочетание). 
       Объем бюджетных ассигнований определяется по нормативу бюджетного финансирования, который устанавливается по показателю, в наибольшей степени характеризующему конечный результат деятельности учреждения (число учащихся в школах, количество пролеченных больных в больницах, число детей в детских дошкольных учреждениях, количество врачебных посещений в поликлиниках и др.), т. е. размер финансирования поставлен в зависимость от результатов работы учреждения, организации.                             

Норматив выполняет функцию цены на услуги, оказываемые учреждением, и должен покрывать издержки по оказанию данного вида услуг, т. е. обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат, формирование средств на выплату заработной платы, создание материально-технической базы, а также социальное развитие и материальное стимулирование коллектива. Таким образом, бюджетные ассигнования перестали быть обычным возмещением затрат по смете учреждения, так как их величина определяется не затратами по смете, а ценой произведенных услуг, оцениваемых по установленным нормативам. 
       Такие нормативы должны быть научно обоснованными, отражать общественно-необходимые затраты по оказанию соответствующих услуг и ориентироваться на высокое качество. Однако разработка таких нормативов в республике не производилась, поскольку в условиях дефицита бюджета профинансировать расходы, рассчитанные по научным нормативам, не представлялось возможным. Поэтому в практике бюджетного планирования используются расчетные нормативы бюджетного финансирования, исчисленные на основании данных о фактических затратах прошлых лет. 
       Научно разработанные нормативы могли бы играть роль ориентира в определении объема финансовых ресурсов для организации деятельности учреждения. Разница между нормативной величиной финансирования и возможностями бюджета могла бы определять размер недостающих средств, компенсировать которые могут внебюджетные источники, выполняя при этом функцию дофинансирования. 
      Потребность в нормах и нормативах сохраняется и в условиях рыночной экономики. Именно рынок заставит руководителей нормировать элементы собственных затрат, анализировать их целесообразность и эффективность, чтобы выдержать условия конкуренции. 
      Внебюджетные ресурсы учреждения, организации непроизводственной сферы формируются из собственных и приравненных к ним средств, а также привлеченных. К собственным относятся средства, полученные от оказания платных услуг населению, выполнения работ по договорам с предприятиями, организациями, выполнения социальных заказов, выручка от реализации продукции, проценты банка за пользование временно свободными денежными средствами организации и др. 
      Привлеченные — это добровольные взносы населения, средства, поступающие из общественных фондов, денежные средства и материальные ценности других предприятий, организаций. 
      В настоящее время объем внебюджетных ресурсов и направления их использования определяются в отдельной смете внебюджетных средств. 
      Расширение платных услуг, связанных с основной деятельностью, не должно вызывать сокращения бесплатных услуг, финансирование которых осуществляется из бюджета. Отраслевые министерства, ведомства регламентируют виды услуг, которые учреждения, организации могут оказывать за плату. 
      При решении вопроса о видах и объеме услуг, оказываемых населению за плату, необходимо исходить из их роли в обеспечении воспроизводства рабочей силы. Жизненно важные для населения услуги должны оказываться бесплатно и финансироваться из государственного бюджета. 
      Новый механизм хозяйствования предусмотрел систему экономического стимулирования результатов деятельности коллектива. Учреждения, организации непроизводственной сферы смогли образовать поощрительные фонды (материального поощрения, производственного и социального развития), размер которых зависит от конечных результатов деятельности. 
      Одновременно были значительно расширены права руководителей учреждений. Они самостоятельно определяют численность штатов, устанавливают должностные оклады и надбавки к ним в пределах образованного по нормативу фонда оплаты труда (заработной платы). 
      Таким образом, с совершенствованием механизма хозяйствования в условиях развития рыночных отношений изменяются формы и методы финансирования учреждений, организаций непроизводственной сферы.     Появляется реальная возможность привлечения и использования собственных средств для тех предприятий, организаций и учреждений, которые ранее находились на полном или частичном бюджетном финансировании. 
      Ряд предприятий, организаций, осуществляющих свою деятельность на принципах неполного хозрасчета, переходит на самофинансирование и полный хозрасчет, основанный на коммерческой деятельности: например, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, учреждения культуры, такие, как театры, театры-студии и др. 
      Меняется и метод предоставления бюджетных ассигнований учреждениям и организациям, получающим дотации из бюджета. Если ранее сумма дотации определялась как разница между доходами и расходами по смете учреждения, организации, то сейчас бюджетные средства выдаются на покрытие разрыва между величиной нормативных затрат, рассчитанных на объем предоставляемых услуг, и фактическими расходами по реализации этих услуг. 
      Таким образом, перестройка механизма хозяйствования в непроизводственной сфере, развитие товарно-денежных отношений, возможность зарабатывать собственные средства путем оказания платных услуг позволили перейти от чисто бюджетного финансирования учреждений и организаций, состоящих на бюджете, к смешанной форме финансирования, основанной на частичном хозрасчете, а в отдельных случаях — на полный хозрасчет. 
      Это дает возможность в определенной степени снять нагрузку с бюджета, способствует развитию инициативы учреждений, заставляет их шире использовать финансовые рычаги и стимулы в организации своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  бюджетного планирования расходов  на социальную сферу

 

Несмотря на ограниченность бюджетных ресурсов, дефицит государственного бюджета, правительству удалось  в 90-е годы усилить социальную направленность расходов бюджета. На протяжении 2003 – 2012 гг. социальная политика в Беларуси, как и во многих других странах с переходной экономикой, была ориентирована преимущественно на наращивание удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства.

 
       Таблица 1. Расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия, % к ВВП

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Расходы на социально-культурные мероприятия

10,5

14,5

14,0

14,9

13,7

13,1

13,9

14,0

13,3

14,6


 

  
     Приведенные в таблице данные показывают значительное увеличение расходов бюджета на социально-культурные мероприятия в объеме валового внутреннего продукта. Их доля возросла с 10,5 % в 1992 г. до 14,6 % по проекту 2012 г.  
     Одновременно в 2003- 2012 гг. отмечается существенный рост расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме расходов бюджета. Как видно из табл. 2., их удельный вес в расходах консолидированного бюджета (без учета целевых фондов) увеличился с 30,4 % в 2003 г. до 54,4% в 2012 г.

 
      Таблица 2. Расходы консолидированного бюджета на социально-культурные  мероприятия, % к объему расходов бюджета (без учета целевых бюджетных фондов)

Показатель

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Расходы на социально-культурные мероприятия

30,4

36,0

42,8

44,5

44,3

46,8

46,7

 

 

47,1

54,4


 

 

      Кроме непосредственно бюджетных расходов социальную направленность имеют расходы целевых бюджетных фондов: государственного фонда содействия занятости и местных жилищно-инвестиционных фондов. Они составляли в 2008-2012 гг.0,9-07% к ВВП. Более существенным источником финансирования социальной сферы, наряду с государственным бюджетом, выступает внебюджетный Фонд социальной защиты населения (ФСЗН).

 

    Таблица 3. Расходы Фонда социальной защиты населения, % к ВВП

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Расходы ФСЗН

10,5

11,9

12,0

11,1

10,5

11,5


 

  
     Таким образом, по различным каналам государственного финансирования в непроизводственную сферу направляется около 27% ВВП. Это позволило профинансировать общегосударственные социальные программы и мероприятия по поддержанию жизненного уровня населения. 
     Увеличение расходов на социальные нужды в Беларуси не представляет исключения среди других стран с переходной экономикой. В начальный период экономических реформ такой рост государственных социальных расходов наблюдается в большинстве стран Восточной и Центральной Европы. Этот процесс закономерен для переходного периода. Рост социальных расходов обусловлен также снижением государственных субсидий отраслям экономики, что вынуждало предприятия сокращать расходы на финансирование принадлежащих им объектов социальной сферы.        

     Однако это не является определяющим фактором. Главной же причиной быстрого роста расходов на социальную сферу послужило стремление государства предотвратить значительное снижение расходов в условиях инфляции, падения объемов производства, несбалансированности бюджета, необходимости усиления поддержки наиболее социально незащищенных категорий населения.

 

 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальная сфера – это совокупность  отраслей и видов экономической деятельности, занятых производством потребительских товаров и предоставлением населению услуг.

Особенность социальной сфера, его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг. На этапах социально-экономического развития страны производство услуг в отраслях социально-потребительского комплекса осуществлялось преимущественно на платной основе, внедрялся хозяйственный расчет и другие экономические формы.

Информация о работе Платные услуги в социальной сфере в Республике Беларусь