Пенсионный фонд Россиии, его роль и значение в бюджетной системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
- определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
- показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;

Содержание работы

Введение………………………………………….………………………………..… 3
Глава 1. Роль и значение Пенсионного Фонда в бюджетной системе Российской Федерации…………………………………………………………..…. 5
1.1. История развития и формирования ПФ в России…...……..……………....… 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности ПФР..…………………. 12
1.3. Структура ПФР…………………………….……………………….…………... 17
Глава 2. Бюджет Пенсионного Фонда России………………….……………….... 20
2.1. Формирование доходной части бюджета ПФР………….…..………............. 22
2.2. Назначение и структура расходной части бюджета ПФР..………………..… 26
2.3. Современный этап реформирования пенсионной системы РФ и его отражение на деятельности ПФР..…………………………………………………. 35
Заключение……………………………………………………………...…………… 43
Список использованной литературы…………………………………..…………. 45

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему ПФР , его роль и значение в бс РФ.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Четвёртый проблемный узел пенсионной системы России – её несбалансированный финансовый механизм. Во многом это связано с тарифной политикой государства. Так, в 2005 году были резко снижены размеры ЕСН и отчисления в ПФР (с 28 до 20%) при одновременном повышении ставки отчислений на накопительную часть пенсии до 4%, а в последствии – и до 6%. Это существенно снизило финансовые возможности пенсионного страхования (текущие, средне- и долгосрочные). При этом регрессивная шкала не была адекватно проиндексирована. Поэтому с 2005 года расходы по выплате базовой части пенсии не покрывались поступлениями от ЕСН, что потребовало дотаций из Федерального бюджета.

Таким образом, главные цели пенсионной реформы, начатой с 2002 года – повышение  уровня пенсионного обеспечения  граждан и обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы – по существу, остаются декларациями. Сейчас средний размер пенсии составляет 136% от ПМ пенсионера и равняется 38% от средней заработной платы. По расчётам специалистов-актуариев, через три-четыре года средний размер пенсии понизится до 35% и даже до 32% от средней заработной платы. Если же заработная плата работника в 2-3 раза выше средней, то ситуация ещё плачевней: размер пенсии составляет сегодня только пятую, а то и десятую часть от заработной платы.

Экспертные оценки и социологические опросы свидетельствуют о том, что лица старшего поколения в России располагают довольно низкими доходами. Структура их потребительских расходов отличается гипертрофированными долями затрат на питание и приобретение товаров повседневного спроса. Отдых и лечение для большинства из них недоступны.

Объём финансовых обязательств государства  перед пенсионерами весьма значителен и не похоже, что он уменьшится в  обозримой перспективе. Так, в 2008 году, помимо выделения из федерального бюджета средств на покрытие дефицита ПФР, в широких масштабах стало проводиться дотирование выплат по страховой части пенсии.

Кроме того, всё ещё не преодолена уравнительность пенсионных выплат, у работающих отсутствуют победительные  мотивы к зарабатыванию пенсионных прав. По большому счёту дифференциация пенсий не обеспечивает прямой зависимости их величины от уплаченных страховых взносов, а высокодоходные слои населения могут рассчитывать на пенсию, составляющую в лучшем случае 15-20% от их заработной платы.

Следует отметить, что отставание в формировании эффективных институтов пенсионного страхования связано  не только с обозначенными проблемами, но и с более широким кругом факторов, серьёзно влияющих на потенциал  финансовых механизмов пенсионной системы  и уровень пенсий. При этом в большинстве случаев ситуация в этой сфере оценивается неоправданно оптимистически, а для улучшения ситуации, как правило, предлагаются заужено ведомственные способы.

Пенсионная система любой страны отражает состояние её экономики и социальной политики, регулирования доходов, развитости рынка труда, структуры занятости, демографического состава населения. Она является и результатом действия этих факторов, и важнейшим механизмом воздействия на них.

Преобразования отечественной  пенсионной системы на протяжении последних двух десятилетий обусловлены изменением общественного строя страны, вторым демографическим переходом, структурными сдвигами форм трудовой занятости, качественными изменениями социально-трудовых отношений, глобализацией.

Переход к рыночной экономике вызвал необходимость коренной трансформации  всех базовых институтов и механизмов системы государственного социального  обеспечения пожилых граждан. Социалистическая патерналистская идеология бесплатности пенсионного обеспечения, базировавшаяся на принципах «алиментарности» (бесплатности) и общественных фондов потребления, была отвергнута.

Величина финансовых пенсионных ресурсов, которые были заработаны в советский  период, составляла до начала 90-х годов  примерно 250-300% ВВП, которые государство должно было вернуть в форме пенсий, что оно обеспечило в урезанном объёме.

Величина нереализованных прав для пенсионеров в последние  два десятилетия оценивается  в диапазоне примерно 40-60% от тех  объёмов финансовых средств, которые  были накоплены в течение трудовой жизни в советские времена. Прежде всего, это касается пенсионных прав тех категорий пенсионеров, заработная плата которых в период трудовой деятельности была существенно выше средней заработной платы по стране: работников угольной, горной и металлургической промышленности, тяжёлого машиностроения, оборонного комплекса, газовой и ряда других отраслей экономики.

Второй демографический переход  сопровождается увеличением доли пожилых  граждан. В то же время государственная  социальная политика должным образом не учитывает устойчивой тенденции к высоким темпам повышения удельного веса пенсионеров в структуре населения, хотя решение данной проблемы невозможно без привлечения значительных финансовых ресурсов.

Изменение условий занятости состоит в повышении доли самозанятых работников, а также работников, для которых характерной является частичная и нерегулярная занятость. Для этих категорий экономически активного населения возможности и условия получения регулярной, приемлемой по величине заработной платы существенно ограничены, по сравнению с работниками, занятыми на условиях постоянного найма. Соответственно примерно 40% работников от общей численности экономически активного населения сталкиваются с высокими рисками неучастия или частичного участия в пенсионном страховании. Это, в свою очередь, приводит к ослаблению возможностей финансового обеспечения пенсионной системы, нестабильности её функционирования, что несёт серьёзную угрозу выполнению в полном объёме государственных пенсионных обязательств.22

Коренные изменения социально-трудовых отношений привели к существенному  снижению заработной платы у большинства  наёмных работников с позиции  её покупательной способности, высоким  рискам безработицы и широкому применению временного найма, а также использованию в значительных масштабах теневых форм трудовой деятельности и «серой» заработной платы. Так, учитываемый органами статистики и ПФР совокупный размер заработной платы, служащий базой для начисления страховых взносов, уменьшился более чем на треть: с 38% ВВП в 1990 г. до 26% ВВП в 2010 г.

За это же время удельный вес  наёмных работников, занятых на постоянной основе, снизился с 85% до 62% от общей  численности экономически активного населения, причём половина из них получает столь низкую заработную плату, что даже при 35-40-летнем страховом стаже достойную пенсию заработать невозможно.

По существу, страна перешла к  нецивилизованным формам рыночной экономики, которая крайне неблагоприятна для  функционирования страховых пенсионных институтов.

Существенное влияние на ситуацию в сфере пенсионного страхования оказывает глобализация, затронувшая рынки труда, товаров и капитала. Усиление конкуренции на рынках труда, перемещение капитала в регионы с дешёвой рабочей силой лишает сотни миллионов работников в экономически развитых странах надежд на «спокойную старость». Поэтому многие правительства Западной, Центральной, Восточной и Южной Европы корректируют своё трудовое законодательство, понижая уровень социальной защиты работников с тем, чтобы компании не закрывали свои производства и не увольняли занятых. Данные меры приводят к росту доли временной и частичной занятости, в которую вовлечены до трети общей численности экономически активных граждан.

В ответ на серьёзные вызовы политического, экономического, демографического и индустриального характера законодательная и исполнительная власть России на протяжении двух последних десятилетий предприняла ряд шагов, направленных на реформирование экономических, финансовых и правовых механизмов пенсионной системы, основная цель которых состоит в создании институциональной базы пенсионного страхования. Наряду с государственно-обеспечительным бюджетным финансированием начали применяться механизмы условно-накопительных и накопительных (капитализированных) способов финансирования пенсий, роль которых становится всё более значимой. Меняются не только размеры текущих пенсий, но и правила, по которым зарабатываются права на будущие пенсии.

В стране, пусть и медленно, но формируются  элементы публичного и гражданского права, регулирующие вопросы приобретения и реализации пенсионных прав, собственности пенсионных накоплений. В результате пенсионных реформ, осуществлённых в 1997-2002 г.г. и в 2009 г., существенно изменены пенсионные институты, их структура и роль, ответственность субъектов правоотношений и механизмы финансирования пенсионной системы.

Вместе с тем процесс модернизации пенсионной системы далёк от завершения. Это касается как увеличения размеров пенсий, так и задач, связанных  с формированием устойчивых финансовых механизмов и специализированных страховых институтов для различных категорий населения. Ещё не достигнуто должного соответствия пенсионных институтов формирующемуся новому общественному укладу, демографической ситуации в стране. Пенсионная реформа 2002 года позволила решить лишь самые общие задачи перехода от социалистической модели государственного социального обеспечения к переходной модели пенсионного обеспечения с элементами пенсионного страхования.

Медленное продвижение по пути преобразований во многом связано с тем, что генеральная цель – создание страховых пенсионных институтов, основанных на принципах полной финансовой самоответственности работодателей и работников, а также солидарной их взаимопомощи в вопросах социальной защиты от социальных рисков старости, инвалидности и утраты кормильца, - ещё не укоренена в массовом сознании: субъектом ответственности для подавляющей части населения остаётся государство. Поэтому можно констатировать: переход к страховым институтам пока ещё не подкреплён соответствующей поддержкой ни государственных органов власти, ни структур гражданского общества.

Так предметом публичных дискуссий  по пенсионному обеспечению в  последнее десятилетие остаются важные, но второстепенные вопросы: способы  инвестирования пенсионных накоплений, пенсионный возраст и т.д. практически не обсуждаются вопросы распределения финансовой нагрузки между работниками и работодателями, зависимость размеров пенсий от величины заработной платы и страхового стажа, то есть проблемы, чрезвычайно важные для пенсионного страхования, связанные с крайне высокой дифференциацией заработной платы, состоянием занятости населения и демографическими угрозами.

Долгосрочной тенденцией в пенсионной системе России остаётся снижение коэффициента замещения, что свидетельствует о системном кризисе национальной пенсионной системы, преодолеть который можно лишь путём коренных её преобразований, государственного регулирования системы заработной платы, активной политики по созданию рабочих мест.

Результаты 20-летних преобразований в этой сфере (а это фактически четыре пенсионные реформы 1990, 1997, 2002 и 2009 г.г.) достаточно плачевные, отсутствуют чёткие представления о путях формирования эффективной пенсионной системы. Потенциал созданных пенсионных институтов недостаточен для того, чтобы размер пенсий застрахованных работников составил 50-80% утраченного заработка.23

 

Заключение

 Становлению институтов пенсионного  страхования в стране препятствует  незавершённость перехода к цивилизованной  рыночной системе доходов и  низкая эффективность государственного регулирования занятости населения. Её принципиальные отличия от классических пенсионных систем, организованных на основе моделей Бевериджа и Бисмарка, состоят в следующем.

Во-первых, отечественная пенсионная система по своему сегодняшнему потенциалу способна решить задачи только начального этапа индустриализации – борьбы с бедностью (базовая и социальная пенсии обеспечивают лишь 60-100% от ПМ пенсионера). Существующая пенсионная система не ориентирована на решение задачи развития этапа индустриализации – на замещение пенсией дохода застрахованных работников. После 35-40 лет страхового (трудового) стажа её размер будет составлять только треть от средней заработной платы по стране вместо 50-60%, как это имеет место в большинстве ИРС.

Во-вторых, пенсионная система финансово нестабильна, её механизмы не обеспечивают достаточных ресурсов, величина дотаций из федерального бюджета составляет 30% средств бюджета ПФР, а через десять лет потребуется не менее 50%.

Низкий уровень пенсионного  обеспечения во многом обусловлен отсутствием эффективных механизмов государственного и договорного регулирования заработной платы. Это приводит к тому, что удельный вес страхуемой величины заработной платы в ВВП занижен в 2 раза по сравнению со странами Западной Европы. Следствием такого положения дел становится отсутствие самого сильного мотивационного механизма пенсионного страхования – финансового участия самих работников уплате страховых взносов.

В странах Западной Европы пенсионные институты выполняют различные функции и финансируются из разных источников – в зависимости от целевого предназначения того или иного вида пенсий, что исключает саму возможность объединения с ресурсами государственного (федерального или региональных) бюджета. Если работникам с низкими доходами (а также инвалидам с детства, безработным и т.д.) государство должно оказывать помощь за счёт налоговой политики, то работникам со средними доходами требуется только его содействие в организации самодостаточных (в отношении финансового обеспечения) институтов обязательного социального и личного пенсионного страхования.

Поэтому в ИРС институт обязательного  социального пенсионного страхования  играл и будет играть в ближайшие 50 лет роль основного пенсионного  института, поскольку выгодно сочетает в себе сильнее стороны: личную ответственность работников и работодателей, а также солидарную взаимопомощь всех занятых трудовой деятельностью, которая, однако, имеет свои чётко обозначенные пределы перераспределения средств между застрахованными – не более 25-30% от вносимых их объёмов.

Другими словами, нынешняя комбинация российских пенсионных институтов соединяет  в одно целое чужеродные по своей  природе пенсионные институты, которые  могут функционировать исключительно  в автономном режиме, по свои правилам, затрудняя всем субъектам правоотношений возможность влиять на функционирование пенсионной системы.

Информация о работе Пенсионный фонд Россиии, его роль и значение в бюджетной системе РФ