Особенности формирования и исполнения региональных бюджетов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:43, реферат

Описание работы

В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Особенности формирования региональных бюджетов………………….4-6
1.1 Доходы региональных бюджетов………………………………………...7-12
1.2 Расходы региональных бюджетов………………………………………13-16
2. Источники финансирования дефицита регионального бюджета………16-17
Заключение…………………………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.32 Кб (Скачать файл)

Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций  и субсидий либо иной безвозвратной  и безвозмездной передачи средств  подлежит учету в доходах регионального  бюджета, который является получателем  этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом  регионального бюджета

Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации  федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или  частично -- в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов  Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в федеральное налоговое законодательство.

Представительней орган  власти субъекта Федерации имеет  право вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры  ставок по ним и предоставлять  налоговые льготы в пределах прав, предоставленных федеральным налоговым  законодательством.

Законы субъекта Федерации  о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции  субъекта Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового  года, должны быть приняты до утверждения  бюджета на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъекта Федерации  о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового  года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений  и дополнений в бюджет на текущий  финансовый год.

Органы исполнительной власти субъекта Федерации могут предоставлять  налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в  соответствии с налоговым законодательством  в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных бюджетом.

При отсутствии задолженности  по бюджетным ссудам регионального  бюджета перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера  бюджетного дефицита и размера государственного долга органы исполнительной власти также могут предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей в региональный бюджет в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в  бюджет субъекта Федерации.

С позиции управления целесообразно  использовать классификацию доходов  на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых  в пользу субъекта Федерации, значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата от использования  имущества, рентные платежи за пользование  недрами и природными ресурсами  и др. К непостоянным средствам  региона относятся заемные средства, доходы от продажи имущества и  др.

В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные  в функциональную часть бюджета, направляются на покрытие соответствующих  расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений  над функциональными расходами  представляет собой самостоятельный  источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета  представляют собой доходы, предназначенные  для финансирования капитальных  вложений.

Для финансирования текущих  расходов следует использовать налоги, поступления от платежей и лишь в  отдельных случаях для капитальных  затрат. Для капитальных затрат целесообразно  использовать субсидии, займы. Налоги для финансирования капитальных  затрат использовать нежелательно.

Долгосрочные займы целесообразно  использовать для целей капитальных  затрат региона потому, что капитальные  затраты будут удовлетворять  запросы населения в течение  длительного времени, а погашение  займа и выплата процентов  по нему будут осуществляться из средств  налогообложения также в течение  длительного времени.

Использование займов для  целей погашения текущих затрат нежелательно, так как подобная политика приводит к перекладыванию здравствующими гражданами бремени выплат на будущие  поколения, которые, в отличие от них, уже не смогут воспользоваться благами этих займов.

Текущие налоги и платежи  малопригодны для капитальных затрат с той точки зрения, что граждане будут вынуждены полностью взять  на себя бремя расходов по услугам, преимуществами которых смогут воспользоваться  только будущие поколения.

Тем не менее, существуют случаи, когда займы являются приемлемым источником финансирования текущих  расходов. Бюджетные расходы обычно производятся по достаточно стабильному  графику в течение всего года, в то же время поток поступлений  в региональный бюджет может быть менее регулярен и зависит  от множества факторов. В целом  в течение года следует или  уравновешивать свои активы и пассивы  на текущих счетах или иметь небольшое  положительное сальдо для того, чтобы  покрывать капитальные затраты. Поэтому краткосрочные займы, практикуемые региональными органами власти для  компенсации нерегулярного поступления  платежей, вполне оправданы.

Если региональные органы власти не располагают возможностями  по немедленному увеличению доходов, а  вышестоящий уровень управления не оказал необходимой помощи, остается единственная возможность привлечь займ для покрытия непредвиденных расходов.

При использовании займов на эти или иные цели следует учитывать, что увеличение доли заемных средств в региональном бюджете приводит к существенному увеличению рисков, связанных с изменением рыночной конъюнктуры.

1.2 Расходы региональных бюджетов.

Согласно Бюджетному кодексу  следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

- обеспечение функционирования  органов представительной и исполнительной  власти субъектов Федерации;

- обслуживание и погашение  государственного долга субъектов  Федерации;

- проведение выборов и  референдумов в субъектах Федерации;

- обеспечение реализации  региональных целевых программ;

- формирование государственной  собственности субъектов Федерации;

- осуществление международных  и внешнеэкономических связей  субъектов Федерации;

- содержание и развитие  предприятий, учреждений и организаций,  находящихся в ведении органов  государственной власти субъектов  Федерации;

- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

- оказание финансовой  помощи местным бюджетам;

- обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный  уровень;

- компенсация дополнительных  расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной  власти субъектов Федерации, приводящих  к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов  местных бюджетов;

- прочие расходы, связанные  с осуществлением полномочий  субъектов Федерации. Совместно  за счет средств федерального  бюджета, средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и средств  местных бюджетов финансируются  следующие функциональные виды  расходов:

- государственная поддержка  отраслей промышленности (за исключением  атомной энергетики), строительства  и строительной индустрии, газификации  и водоснабжения, сельского хозяйства,  автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства,  метрополитенов;

- обеспечение правоохранительной  деятельности;

- обеспечение противопожарной  безопасности;

- научно-исследовательские,  опытно-конструкторские и проектно-изыскательские  работы, обеспечивающие научно-технический  прогресс;

- обеспечение социальной  защиты населения;

- обеспечение охраны окружающей  природной среды, охраны и воспроизводства  природных ресурсов, обеспечение  гидрометеорологической деятельности;

- обеспечение предупреждения  и ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий  межрегионального масштаба;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- обеспечение развития  федеративных и национальных  отношений;

- обеспечение деятельности  избирательных комиссий субъектов  Федерации в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

- обеспечение деятельности  средств массовой информации;

- прочие расходы, находящиеся  в совместном ведении Российской  Федерации, субъектов Федерации  и муниципальных образований.

Распределение и закрепление  между бюджетами разных уровней  вышеуказанных расходов производятся по согласованию федеральных органов  власти и органов власти субъектов  Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации. Порядок  согласования распределения и закрепления  расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации  определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок согласования распределения  и закрепления расходов, совместно  финансируемых из региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований, определяется исполнительным органом  государственной власти субъекта Федерации.

В законодательных или  иных правовых актах, устанавливающих  бюджетные обязательства, реализация которых обеспечивается из средств  бюджетов различных уровней, устанавливается  разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств, вытекающих из законодательства Российской Федерации, по уровням бюджетной  системы Российской Федерации. Запрещается устанавливать источником финансирования расходов консолидированный бюджет.

Объекты государственной  собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности  могут быть включены в федеральную  адресную инвестиционную программу. При  исполнении федерального бюджета ассигнования, предусмотренные на финансирование указанных объектов, передаются бюджетам субъектов Российской Федерации, местным  бюджетам в порядке межбюджетных отношений.

В целях реализации федеральных  целевых программ допускается финансирование из федерального бюджета закупок  товаров для учреждений, 'Находящихся  в ведении субъектов Федерации  и муниципальных образований, с  последующей передачей материально-технических  ресурсов получателями средств федерального бюджета соответствующим учреждениям  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Бюджетные расходы в зависимости  от их экономического содержания делятся  на текущие расходы и капитальные  расходы, согласно экономической классификации  расходов бюджетов Российской Федерации.

Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов - представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.

К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов  регионального управления, бюджетных  учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики  в форме дотаций, субсидий и субвенций  на текущее функционирование, а также  другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

 

2. Источники финансирования дефицита регионального бюджета.

В случае принятия бюджета  на очередной финансовый год с  дефицитом соответствующим решением утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим  решением о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств  из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение  долга.

Текущие расходы регионального  бюджета не могут превышать объем  доходов регионального бюджета.

Размер дефицита регионального  бюджета, утвержденный законом субъекта Федерации о бюджете на соответствующий  год, не может превышать 15 процентов  объема доходов регионального бюджета  без учета финансовой помощи из федерального бюджета. В случае утверждения в  бюджете на соответствующий год  размера поступлений от продажи  имущества предельный размер дефицита регионального бюджета может  превышать 15%-е ограничение, но не более  чем на величину поступлений от продажи  имущества.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются представительными  органами власти в бюджете на очередной  финансовый год по основным видам  привлеченных средств:

Информация о работе Особенности формирования и исполнения региональных бюджетов РФ