Особенности финансовой системы развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы для курсовой работы (“Особенности современного развития финансовых систем развитых стран ”) неоспорима. В условиях рыночной экономики, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы представляет собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов. Финансы неотъемлемая часть денежных ресурсов. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие финансовой системы и ее структуры 4
2. Современные тенденции развития финансовых систем развитых стран. 9
а) Финансовая система ФРГ. 9
б) Финансовая система США 15
в) Финансовая система Японии 21
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Osobennostij_fijnansovoii_sijstemir_razvijtirh_stran_Kyrsovaya.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, специальные фонды  США имеют целевой характер и  формируются за счет налоговых и  неналоговых поступлений и за счет средств федерального бюджета.

Президент Джордж Буш  направил 5 февраля 2007г в конгресс США проект федерального бюджета на 2008 финансовый год (начинается 1 октября текущего года) в размере 2,9 трлн долларов.

Президент США Джордж Буш заявил что расходы американской администрации, предусмотренные бюджетом на 2008-й финансовый год, будут направлены на обеспечение обороны и войн в Ираке и Афганистане, внутренние расходы на необоронные цели будут ограничены.

Как сообщила газета "Вашингтон пост", в проекте бюджета на  2008-й финансовый год администрация Дж. Буша предложила увеличить расходы на оборону на 10 процентов, то есть общий объем расходов на оборону достигнет 481 млрд долларов США. Кроме того, как сообщил официальный источник, Дж. Буш также стремится получить согласие Конгресса на выделение до конца 2008 года в общей сложности 245 млрд долларов на удовлетворение военных расходов в Ираке и Афганистане

Согласно прогнозам  Административно-бюджетного управления (АБУ) Белого дома, благодаря усилиям нынешней администрации дефицит средств в государственной казне будет последовательно сокращаться в течение следующих четырех лет, сообщает ИТАР-ТАСС. Предполагается, что к 2012 году он исчезнет полностью, и бюджет будет сверстан с профицитом в размере 61 млрд долларов. Добиться этого правительство собирается главным образом за счет поддержания стабильного экономического роста, уменьшения стоимости военной операции в Ираке и сокращения расходной части бюджета. 2006 год Соединенные Штаты закончили с дефицитом бюджета, равном 248 миллиардов долларов.

В проекте предусмотрены  расходы на оборону на 2008 год в  размере 481,4 миллиарда долларов, а  также дополнительные расходы на войну в Ираке и Афганистане  в размере 93,4 миллиарда долларов в текущем году, 141,7 миллиарда долларов - в 2008 году и 50 миллиардов - в 2009 году. Согласно выкладкам Белого дома с учетом новых цифр, общие расходы США на войну в Ираке и Афганистане за период с 2003 по 2009 год составят 661,9 миллиарда долларов. Общие расходы на противоракетную оборону (ПРО) в проекте бюджета составляют 8,9 миллиарда долларов, из них 310 миллионов долларов выделяется на строительство базы ПРО в Европе.

Предложенный Бушем  проект оборонного бюджета на 2008 год  включает также увеличение численности  сухопутных сил США с нынешних 482 тысячи до 547 тысяч военнослужащих к 2012 году. Одновременно Буш включил в бюджет увеличение численности войск морской пехоты США с нынешних 175 тысяч до 202 тысяч к 2011 году, а также увеличение численности войск специального назначения дополнительно на 13 тысяч военнослужащих к 2013 году. Проект оборонного бюджета предусматривает также выделение 14,2 миллиарда на строительство новых военных судов, включая строительство первого атомного авианосца нового класса. Кроме того, Буш запросил у конгресса 135 миллионов долларов на программу оснащения баллистических ракет морского базирования "Трайдент" обычными (неядерными) боеголовками.

Между тем, как полагают специалисты Бюджетного управления конгресса США, планы исполнительной ветви власти, предполагающие сохранение в силе ранее введенных налоговых послаблений и после 2010 года, не приведут к ликвидации дефицита. Как утверждают эксперты законодательной ветви власти, такие замыслы способны увенчаться только тем, что к 2012 году дефицит бюджета будет составлять 146 миллиардов долларов. Однако, считают в конгрессе, отказ от сохранения после 2010 года налоговых послаблений дат возможность исполнить бюджет в 2012 году с профицитом в размере 170 миллиардов долларов, если сохранится экономический рост.

Также Буш запросил у  конгресса $951 миллион на создание нового пилотируемого космического корабля  Орион, на котором американские астронавты смогут совершить полет на Луну. При этом в запросе Буша предусмотрены  еще $1 миллиард 200 миллионов на создание ракеты-носителя Ares-1, которая будет выводить пилотируемый корабль Орион на орбиту.

Буш включил в проект бюджета $1,513 миллиарда на пропаганду и улучшение имиджа США за рубежом в 2008 году. Эти расходы призваны обеспечить для США "победу в войне идей" через "улучшение понимания миром Соединенных Штатов".

в) Финансовая система Японии

Финансовая система  Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.

Доходы и расходы  бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.

С сентября по декабрь  бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров.

После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Согласно Конституции  Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и  его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов  представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.

Контроль за расходованием  утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.

Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

Доходная часть бюджета  Японии состоит из налоговых и  неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи  земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.

Налоги взимаются прямые  и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.

У среднестатистического  японца может освобождаться от подоходного  налога более 30% его доходов.

Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.

К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.

“Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран

Огромную часть  расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2055г., согласно правительственному прогнозу, лица старше 65 лет составят 40,5% населения. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.

В Японии граждане старше 65 лет составляют 20,1% населения. Далее следуют Италия (19,7%) и Германия (18,8%). Старение Японии идет угрожающими темпами: еще в 2000г. граждане старше 65 лет составляли чуть больше 17%. Тогда Япония занимала по этому показателю второе место, уступая Италии.

Пенсионная система  Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется  в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста. В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.

За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

Что касается военных  расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий.

Военные расходы в  Японии не выходят за пределы 1% ВВП.

В апреле 2007 года Парламент  Японии одобрил проект бюджета страны на 2007-2008 финансовый год в размере 702 млрд. долл. (82,9 трлн иен), парламент подготовил почву для самого большого за всю историю страны сокращения новых займов. Проект бюджета, общий размер которого на 4% превышает объем бюджета текущего финансового года в размере 79,69 трлн иен (674,8 млрд долл.), был представлен администрацией японского премьер-министра Синдзо Абэ.

Согласно одобренному  проекту, выпуск новых правительственных  облигаций в  финансовом году планируется  в размере 25,43 трлн иен (215,1 млрд долл.), что стало минимальным объемом  с 1997-1998 финансового года, когда этот показатель составлял 18,5 трлн иен (156,6 млрд долл.), и на 15,2% ниже аналогичного показателя текущего финансового года. Ожидается, что объем налоговых поступлений в 2007-2008 финансовом году составит 53,47 трлн иен (452,8 млрд долл.). В проекте бюджета Японии увеличен объем затрат на оборонный сектор, в частности на противоракетную оборону, в связи с оценкой потенциальной угрозы для страны со стороны Серверной Кореи, однако сокращены затраты на экономическую помощь иностранным государствам и общественные сооружения.

В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых  имеет самостоятельный бюджет. Доходная часть местных бюджетов состоит  из налоговых и неналоговых поступлений.

Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.

В Японии специальные  фонды являются составной частью специальных счетов. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.

В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение  сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.

Госсектор в Японии невелик. Американский исследователь Р.Сэмюэльс называет Японию страной “государственной политики без государственной собственности”.

Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.

Информация о работе Особенности финансовой системы развитых стран