Основные принципы построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 10:28, реферат

Описание работы

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание работы

Введение
1 Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
2. Проблемы реализации принципов бюджетной системы Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации 1.docx

— 34.51 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

Российский государственный  торгово-экономический университет

 

Факультет управления

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Финансы и  Кредит»

Тема: «Основные принципы построения и функционирования бюджетной системы  РФ»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Аджикяримов Н.А  
студент 2 курса, группы ФУ-27 (сокр.)

Проверил:

Проф. Литвиненко В.А.

 

 

 

 

 

 

Москва – 2011

Содержание

 

Введение

1 Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

2. Проблемы реализации  принципов бюджетной системы Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная  система. На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную  систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических  и социальных процессов в интересах членов общества.

Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что  он формирует финансовую базу для  функционирования органов государства  и местного самоуправления. Сущность бюджета проявляется в тех  общественных отношениях, которые связаны  с концентрацией и использованием его средств // 1.

Бюджет - это «форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления» // 2.

Бюджет создает финансовую базу функционирования государства  в целом, его субъектов и муниципальных  образований, осуществления функций  органов государственной власти и местного самоуправления, выполнения ими своих задач. Бюджет обеспечивает развитие международных связей России, также формирование ее взаимоотношений  с государствами СНГ. Государственные  и местные (муниципальные) бюджеты  являются централизованными денежными фондами.

Целью данной курсовой работы является разработка предложения по совершенствованию современной  бюджетной системы Российской Федерации, путём решения проблем реализации основных принципов построения бюджетной системы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные принципы и модели построения бюджетных систем

Бюджетная система  и бюджетное устройство Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому  законодательству, основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов // 2.

Бюджетное устройство - организация  и принципы построения бюджетной  системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством // 2.

Бюджетное устройство любой  страны определяется формой государственно-правового  устройства государства. Государственное  устройство является элементом формы  государства. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие его внутреннюю структуру и территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Такого рода организацию территории государства принято называть формой государственного устройства.

По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных  её демократической сущностью:

- государственная целостность,  единство системы государственной  власти;

- разграничение предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  РФ и органами государственной  власти ее субъектов;

- равноправия и самоопределения  народов РФ.

Эти принципы определяют характер территориального устройства не только самой Федерации, но и её субъектов, и являются базовыми для федеративного  и бюджетного устройства государства.

Бюджетное устройство РФ основывается на принципе федерализма и содержит следующие признаки:

- включает в себя совокупность  всех существующих в государстве  уровней бюджета (т.е. бюджетную  систему) с нормативным закреплением  принципов построения;

- отражает внутреннюю  организацию и взаимодействие  всех элементов бюджетной системы.

Федеративное устройство РФ предполагает сосуществование трех уровней власти и, как следствие  этого, создание трех обособленных финансовых фондов - бюджетов, для обеспечения  их деятельности. Любой бюджет является финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной  власти или местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

Свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы на соответствующий  год представляет собой консолидированный бюджет РФ.

Совокупность бюджетов образует бюджетную систему государства. Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура бюджетной системы  РФ состоит из следующих уровней:

1) федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ  и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в  том числе: бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов,  бюджеты внутригородских муниципальных  преобразований городов федерального  значения Москвы и Санкт - Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений

Федеральный бюджет входит в первый уровень бюджетной системы  РФ. Это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием  в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального  дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы необходимые  для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При  составлении проекта бюджета  учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых  государственных расходов, но и необходимость  осуществления избранной экономической политик.

Федеральный бюджет представляет собой централизованный федеральный  денежный фонд органов государственной  власти РФ. Он оказывает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества: государственные  финансы, финансы предприятий и  финансы граждан, а также кредитную  сферу.

 

В Российской Федерации, как  и в большинстве других стран, бюджет составляется на финансовый год, который начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря. Особое место в условиях реализации конституционных прав граждан  на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую  помощь принадлежит государственным  внебюджетным фондам РФ как специфической  экономической форме образования  и расходования фонда денежных средств, образуемой вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ. Государственные  внебюджетные фонды находятся в  федеральной собственности, их средства не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежат.

Доходы указанных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством  РФ (единого социального налога); добровольных взносов юридических  и физических лиц, а также других доходов, утвержденных законодательством. Расходование денежных средств осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, на основании бюджетов соответствующих фондов, утверждаемых федеральными законами и законами субъектов РФ. Исполнение бюджетов этих фондов возложено на органы федерального казначейства.

Важное место в федеральной  бюджетной системе занимают целевые  бюджетные фонды, представляющие собой  фонд денежных средств, образуемый в  соответствии с действующим законодательством  в составе бюджета, за счет доходов  целевого назначения или в порядке  целевых отчислений от конкретных видов  доходов, используемых по отдельной  смете. Средства этих фондов не могут  быть использованы на цели, не соответствующие  назначению фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы реализации  принципов бюджетной системы  Российской Федерации

2.1 Анализ основных  проблем функционирования принципов  бюджетной системы Российской  Федерации

Бюджетный кодекс декларирует, что бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

-- принцип единства бюджетной системы РФ;

-- принцип разграничения  доходов, расходов и источников  финансирования дефицитов бюджетов  между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

-- принцип самостоятельности бюджетов;

-- принцип равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований;

-- принцип сбалансированности бюджета;

-- принцип полноты отражения  доходов, расходов и источников  финансирования дефицитов бюджетов;

-- принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

-- принцип результативности  и эффективности использования бюджетных средств;

-- принцип прозрачности (открытости);

-- принцип достоверности бюджета;

-- принцип адресности  и целевого характера бюджетных средств;

-- принцип подведомственности расходов бюджетов;

-- принцип единства кассы  // 2.

На практике не в полной мере реализуются юридически декларированные  принципы, особенно в той их части, которая имеет неформальное, экономическое  содержание. В то же время следует  отметить, что представленный состав принципов неоднороден по функциональной роли и приоритетности. В предложенной системе принципов можно выделить две достаточно самостоятельные  группы. Первую образуют принципы, конституирующие  саму бюджетную систему, вторую -- принципы, отражающие требования к качеству ее функционирования. В первую группу, на наш взгляд, входят принципы единства бюджетной системы и самостоятельности  бюджетов // 4.

 

Провозглашенный принцип  единства бюджетной системы имеет  однозначно положительный экономический  смысл для федеративного государства, поскольку обеспечивает его целостность с финансовой стороны.

Формулировка содержания данного принципа позволяет увидеть в нем три составляющих:

-- организационную, связанную  с ведением форм бюджетной  документации, бухгалтерского учета,  с санкциями за нарушение бюджетного  законодательства и т.п.;

-- декларативную, включающую  такие положения, как «единство  … денежной системы» (субъекты  РФ не имеют возможности формировать собственную денежную систему);

-- экономическую, заключающуюся  в положении о едином порядке  финансирования расходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  РФ. Последнее представляется наиболее  существенным с точки зрения  межбюджетных отношений и функционирования бюджетной системы в целом.

Если организационная  и декларативная части принципа единства бюджетной системы РФ не могут быть нарушены, то экономическое  содержание на практике не реализуется, поскольку «единый порядок» юридически не определен. В результате, все уровни бюджетной системы и даже различные  субъекты одного и того же уровня финансируются  на основании «различных порядков» // 5.

То же относится к принципу самостоятельности. В соответствии с кодексом данный принцип предполагает многочисленные права законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления: самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс, определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и др.

Однако, фактически принцип  самостоятельности не реализуется. Бюджетный кодекс указывает, что  принцип самостоятельности обеспечивается наличием собственных источников доходов  бюджетов каждого уровня бюджетной  системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством, и законодательным закреплением регулирующих доходов бюджетов в  соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством РФ.

Юридическая сторона проблемы реализации принципа самостоятельности  заключается в том, что передача регулирующих доходов осуществляется вышестоящими органами власти произвольно, причем эта произвольность вытекает из положений Бюджетного кодекса. В  частности, ст. 48 этого закона гласит: «Регулирующие доходы бюджетов -- федеральные  налоги и иные платежи, по которым  устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов  Российской Федерации или местные  бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее, чем на три года) по разным видам таких доходов.

Информация о работе Основные принципы построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации