Основные понятия и компоненты бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:30, реферат

Описание работы

Бюджетный процесс – регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об его исполнении. Нормы бюджетного процесса предписывают правила и порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов – участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Содержание работы

1. Понятие бюджетного процесса и его принципы………...………………… 3
2. Стадия составления проекта бюджета…………………………..…………. 8
3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета……………………….….. 12
4. Стадия исполнения бюджета……………………………...……………….. 21
5. Отчёт об исполнении………………………………………….……………. 26
6. Литература……………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Внутрифирменное планирование тема- основные понятия и компоненты бюджетного процесса.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

В статье 192 Бюджетного кодекса закреплено, что Правительство вносит в Государственную Думу  проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года. К проекту прилагается ряд документов и материалов, таких как: предварительные итоги социально-экономического развития РФ, прогноз социально-экономического развития на следующий год; основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; план развития государственного и муниципального сектора экономики; прогноз сводного финансового баланса на территории РФ (на очередной финансовый год); основные принципы и характеристики взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации; прогноз консолидированного бюджета РФ; федеральные целевые программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию за счёт средств федерального бюджета; проект адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год; проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий; расчёты по статьям классификации доходов и расходов федерального бюджета; международные договоры о государственных внешних заимствований и государственных кредитах; и т. д. 

При необходимости внесения изменений и дополнений в законодательные  акты по налогам Правительство представляет в Государственную Думу проекты соответствующих федеральных законов. Расходы в проекте федерального закона о бюджете представляются в разрезе функциональной  и ведомственной бюджетной классификации с расшифровкой целевых статей и видов расходов. Кроме того, Правительство представляет Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда; Фонда социального страхования; Государственного фонда занятости населения; Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Правовое положение этих фондов нашло закрепление в статье 13 и главе 17 Бюджетного кодекса.

Центральный банк России представляет Государственной Думе согласованный  с Правительством страны проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год. До рассмотрения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении думские комитеты и комиссии представляют в Комитет Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам заключения по данному законопроекту, на основании которых указанный комитет готовит заключение по проекту бюджета и представляет его на рассмотрение Государственной Думе.

При рассмотрении Государственной  Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете Российской Федерации в первом чтении Государственная  Дума обсуждает его концепцию и прогноз социально-экономического развития России на следующий год -  основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчёты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований России в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и (или) погашения государственного долга, а также основные характеристики федерального бюджета, которым относятся:

- доходы федерального бюджета по группам, подгруппами статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

- дефицит федерального  бюджета и источники его покрытия;

- общий объём расходов, принимает решение о принятии  или об отклонении указанного  законопроекта.

При отклонении проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может:

а) передать законопроект в  согласительную комиссию по уточнению  основных показателей проекта бюджета;

б) вернуть законопроект в Правительство России на доработку;   

в) поставить вопрос о  доверии Правительству страны.

В случае передачи проекта  бюджета Федерального бюджета в  согласительную комиссию, которая состоит  из представителей Государственной  Думы, Совета Федерации и Правительства, ответственных за рассмотрение бюджета в первом чтении, она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства России. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным. По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о федеральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете. Если Государственная Дума не принимает указанное решение по итогам работы согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюджете считается повторно отклонённым. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если федеральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на доработку в Правительство, то он дорабатывается в течение 20 дней с учётом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, доработанный законопроект вносится на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения. В случае отставки Правительства России в связи с отклонением проекта закона о федеральном бюджете, вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после своего сформирования.   

При рассмотрении Государственной  Думой проекта о федеральном  бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации  в пределах общего объёма федерального бюджета, утверждённого в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.  Государственная Дума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении. Именно во втором чтении Государственная Дума направляет в органы исполнительной власти субъектов Федерации сведения о распределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами Российской Федерации, утверждённом при первом чтении, а также о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и распределении его средств, утверждённых во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передаётся в согласительную комиссию. При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырём уровням функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Рассматривается распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки целевых программ и т. п. Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в Комитет Государственной Думы по бюджету. Государственная Дума рассматривает проект о бюджете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

Поправки по распределению  средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации предварительно должны быть рассмотрены Комитетом Совета Федерации по бюджету. При этом поправки субъектов права законодательной инициативы, предусматривающие предоставление средств бюджета организациям любых форм собственности, не рассматриваются. Затем Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четвёртом чтении в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмотрения проекта бюджета внесение в него поправок не допускается и законопроект голосуется в целом. Принятый Государственной Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передаётся на рассмотрение Совету Федерации в течение пяти дней после его принятия. Следует обратить внимание на то, что после голосования в четвёртом чтении в Государственной Думе проект закона о бюджете становиться законом.

Совет Федерации рассматривает  федеральный закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня предоставления его Государственной Думой, при этом Закон не является  предметом одобрения и голосуется  в целом. Одобренный Советом федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для его подписания и обнародования. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комиссия выносит на повторное рассмотрение Государственной Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рассматривает закон о бюджете в одном чтении. В случае несогласия Государственной Думы с решением совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы. Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходования средств специальных секретных программ устанавливается Президентом России. В случае отклонения Президентом Российской Федерации закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передаётся  в согласительную комиссию. В согласительную комиссию обязательно включается представитель Президента РФ. Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае не принятия Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае не вступления в силу закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Государственная Дума может принять закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В частности, в случае изменения финансирования по сравнению с утверждённым федеральным бюджетом более чем на 10 % орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трёх чтениях в течение 15 дней. Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство Российской Федерации имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Стадия исполнения бюджета

 

Практически бюджет исполняется  специальными субъектами – участниками  бюджетных правоотношений, которые  называются:

- главный распорядитель бюджетных средств;

- распорядитель бюджетных  средств;

- получатели бюджетных  средств.

Главный распорядитель средств  федерального бюджета – орган  государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным  распорядителям и получателям бюджетных средств, определённый ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета – орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской федерации, средств местного бюджета. Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатель бюджетных  средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Исполнить бюджет значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

Правительство Российской Федерации  по согласованию с правительствами  республик в составе России и  органами исполнительной власти других национально-государственных и административно-территориальных  образований устанавливают порядок исполнения бюджетов. Исполнение бюджета обеспечивает в установленном порядке министерство финансов России, вся система органов управления финансами Российской Федерации. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учётом динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. Надо отметить, что до 1998 года исполнение бюджета происходило через уполномоченные банки, которые финансировали бюджетные учреждения и мероприятия по общегосударственным и региональным программам в соответствии с ассигнованиями, выделенными бюджету, и в которых открывались специальные бюджетные счета, куда зачислялись налоги, сборы и другие платежи хозяйствующих субъектов и физических лиц для пополнения доходной части бюджета. Эта деятельность государства называется кассовым исполнением бюджета. Но в последнее время она происходит по-другому, так как коммерческие банки не справились задачей исполнения бюджета. Дело в том, что, имея своей основной целью, извлечение прибыли, они использовали пришедшие им на счёта средства, как бюджета, так и поступающих в бюджет налогов в коммерческих целях. В частности, играя на рынке облигаций. В результате этой деятельности в середине 90-ых годов в стране разразился кризис не платежей и задержки заработной платы, который в свою очередь привёл к значительной социальной напряжённости. В целях избежать социального взрыва государство было вынуждено придти к решению аккумулировать и распределять государственные деньги через государственные органы, что, в конце концов и было осуществлено.  

Информация о работе Основные понятия и компоненты бюджетного процесса