Организация финансового контроля исполнения бюджетов компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:56, реферат

Описание работы

Современный этап развития экономики России характеризуется заметными тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансово-экономических отношений. В связи с этим объективно возрастает значение и роль финансового контроля в стране.
Финансовый контроль – это совокупность действий контролирующих органов, регламентированная законодательством, по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов.

Содержание работы

Введение
1. Понятие, назначение и виды финансового контроля в бюджетной сфере.
2. Формы и методы финансового контроля
3. Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль в бюджетной сфере, их полномочия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

бп реферат.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

 

Тема “Организация финансового контроля исполнения бюджетов компании”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

1. Понятие, назначение  и виды финансового контроля в бюджетной сфере.

2. Формы и  методы финансового контроля

3. Государственные  органы, осуществляющие финансовый контроль в бюджетной сфере, их полномочия

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие,  назначение и виды финансового  контроля в бюджетной сфере.

Современный этап развития экономики России характеризуется  заметными тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансово-экономических отношений. В связи с этим объективно возрастает значение и роль финансового контроля в стране.

Финансовый  контроль – это совокупность действий контролирующих органов, регламентированная законодательством, по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов.

Финансовый  контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она  определяет назначение и содержание финансового контроля. Его назначение заключается в содействии реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования бюджетных финансовых средств, во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его содержание сводится к проверке деятельности участников бюджетного процесса, органов управления и хозяйствующих субъектов с точки зрения соблюдения законности.

Основными задачами финансового контроля являются:

·   контроль за соблюдением действующего законодательства и нормативных актов;

·   обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

·   выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе резервов снижения затрат в сфере производства и услуг, снижения себестоимости и повышения рентабельности;

·   обеспечение сохранности государственной собственности.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, распределение и перераспределение национального дохода. Финансовой проверке подвергаются стоимостные показатели – выручка от реализации продукции (товаров, услуг, работ), себестоимость, оплата труда, амортизация, затраты и издержки, цены, тарифы, доходы, прибыль, использование прибыли, собираемость налогов и налогообложение.

Финансовый  контроль охватывает правильность формирования стоимостных показателей и финансовых результатов деятельности хозяйствующих  субъектов, использования бюджета и внебюджетных фондов, расходования смет некоммерческими организациями, целевое использование бюджетных средств, полноту налоговых платежей и неналоговых отчислений.

Нарушение финансовой дисциплины карается экономически посредством финансовых санкций и в административном и уголовном порядке. Финансовый контроль применяется во всех сферах народного хозяйства. Субъектами финансового контроля выступают организации, наделенные правом финансового контроля.

В зависимости  от правовой природы субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие виды контроля:

·  государственный (проводится государственными органами);

·  ведомственный (проводится контрольными подразделениями министерств и ведомств);

·   внутрихозяйственный (внутрифирменный);

·   негосударственный (аудиторский).

По объектам контроля финансовый контроль включает следующие разновидности контроля: бюджетно-финансовый, налоговый, таможенный, валютный. Мы рассмотрим бюджетно-финансовый.

Бюджетно-финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов по составлению и исполнению бюджета. Задача контроля при составлении проекта бюджета состоит в том, чтобы полнее использовать в доходной части бюджета резервы финансовых источников. Вместе с тем контроль имеет своей целью проверить использование бюджетных средств по назначению в соответствии с утвержденным бюджетом, предотвратить нарушения в использовании бюджетных средств.

2. Формы  и методы финансового контроля в бюджетной сфере.

Под формой проведения бюджетно-финансового контроля понимают способы конкретного выражения организации контрольных действий.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ законодательные (представительные) и представительные органы местного самоуправления применяют следующие формы финансового контроля:

·    предварительный контроль.

 Предварительный контроль производится до совершения финансовых операций по созданию, распределению и использованию денежных средств. Он проводится с целью предупреждения финансовых нарушений законодательства, выявления на стадии прогнозов и планов дополнительных финансовых ресурсов. Предварительный контроль предусматривает оценку обоснованности финансовых программ, оценку обоснованности финансовых планов, обоснованности финансовых смет, учредительских договоров, обоснованности расчетов прибыли и др.

·    текущий контроль.

Текущий (оперативный) контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд. Он проводится с целью  предотвращения нарушений финансовой дисциплины, предупреждения возможных нарушений, предупреждения возможных потерь на фоне быстро меняющейся финансовой ситуации в расходовании денежных средств в процессе осуществления финансовой и хозяйственной деятельности. Объектом текущего контроля в первую очередь становится документация, связанная с уплатой или получением денежных средств. Затраты сопоставляются с нормативами расходов.

·    последующий контроль.

Последующий контроль проводится после совершения финансовых операций путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Он проводится с целью выявления нарушений финансового законодательства и оценки результатов финансовой деятельности. Результаты финансовой деятельности сравниваются с планами, нормативами. Эта форма контроля проводится путем анализа отчетов и балансов, путем проверок и ревизий непосредственно на месте в организациях и учреждениях.

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Применяются следующие методы финансового контроля: наблюдение, обследование, проверка, анализ, ревизия, надзор.

1. Наблюдение (мониторинг) – общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля со стороны контролирующих организаций за выполнением определенных действий предприятиями. Например, наблюдение за использованием выданной ссуды, наблюдение за финансовым состоянием предприятия-клиента.

Наблюдение  может быть по одному или нескольким показателям деятельности организации.

2. Обследование в отличие от наблюдения охватывает более широкий круг финансовых показателей обследуемого предприятия для определения его финансового состояния. При обследовании могут использоваться такие приемы, как опрос и анкетирование.

3. Проверка финансовой деятельности проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений и их устранения. Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности на месте и проводится с целью устранения нарушений.

Проверки финансовой деятельности могут осуществляться государственными, ведомственными и внутрихозяйственными органами контроля. Результаты проверки государственными ведомственными и внутренними органами контроля оформляются актами проверки.

4. Анализ в переводе с греческого означает «расчленение, разложение изучаемого объекта или процесса на отдельные составляющие части, элементы, внутренне присущие этому объекту». В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод исследования (изучения) путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ – это метод научного исследования (познания) и оценки явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы (совокупности).

Цель финансового  анализа – оценить финансовое состояние организации на основе достоверной информации, определить финансовый результат, платежеспособность организации, оценить эффективность использования капитала. При анализе используются различные аналитические приемы (средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.), он отличается системным и по факторным подходом.

5. Ревизия – это наиболее глубокий и всеобъемлющий основной метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизий. Ревизии могут быть комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные с проверкой товарно-материальных ценностей.

Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных предприятий и организаций, ревизионными комиссиями организаций, а также государственными органами контроля. Плановые ревизии, как правило, проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизора, в которой определяется ревизуемый объект, конкретный перечень вопросов контроля, методы контроля, сроки ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим силу источника доказательства в следственной и судебной практике.

6. Надзор проводится контролирующими государственными органами за предприятиями и организациями, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности о соблюдении нормативов. Например, надзорные функции практикует Центральный банк России. Он осуществляет надзор за деятельностью в стране коммерческих банков, Росстрахнадзор — за страховыми фирмами.


 

3. Государственные  органы, осуществляющие финансовый  контроль в бюджетной сфере,  их полномочия.

Контроль как  процесс проверки, анализа, оценки качества выполнения поставленных задач является важнейшим звеном в системе управления финансами в бюджетной системе России.

Финансовый контроль в  бюджетной сфере в пределах своей  компетенции осуществляют высшие органы государственной власти и государственного управления – Федеральное Собрание России, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также представительные органы местного самоуправления.

Финансовый контроль в  бюджетной сфере осуществляется также финансовыми и контрольными органами исполнительной власти на федеральном, территориальном уровне и исполнительными органами местного самоуправления.

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля (ст. 265 БК РФ):

·     предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) в бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

·     текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

·     последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:

·  получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

·  получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджетов;

·  утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

·  создание собственных контрольных органов (Счетная палата, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;

·   внесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления  парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.

Федеральное Собрание России для осуществления государственных  функций финансового контроля образовало Счетную палату. В соответствии с  Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» к основным задачам Счетной палаты отнесены следующие:

·    организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

·    определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

·    оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

·    финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

·    анализ выявленных отклонений от установленных тенденций бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению;

·    контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

·    регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе выполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами законности, объективности, независимости и гласности.

Счетная палата осуществляет следующие виды (функции) контрольной деятельности:

1) контрольно-ревизионную:

·     организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

·     проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

·     подготовка и представление в палаты Федерального Собрания заключений по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

2) экспортно-аналитическую:

·   экспертиза проектов федерального бюджета, законов, иных нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов России;

·   подготовка и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ;

3) информационную деятельность:

·    информация Государственной Думы о результатах ревизий и проверок;

·    информация Совета Федерации о результатах ревизий и проверок;

·    представление органам государственной власти предписаний по устранению выявленных нарушений, возмещению ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц.

Счетная палата состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на 6 лет. Кандидат на должность Председателя должен отвечать следующим требованиям: быть гражданином РФ, иметь высшее образование, опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, финансов, экономики.

Аудиторами  Счетной палаты являются должностные  лица, возглавляющие основные направления  контрольной деятельности Счетной палаты, которые охватывают совокупность ряда статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Аудиторы назначаются сроком на шесть лет и утверждаются палатой Федерального Собрания. В Счетной палате образована коллегия Счетной палаты. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников, в служебные обязанности которых входят организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения РФ, на федеральные внебюджетные фонды. Счетной палате также подконтрольны органы местного самоуправления, организации, банки, страховые компании и иные финансово-кредитные учреждения вне зависимости от форм собственности, деятельность негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или имеют налоговые льготы.

Финансовый  контроль осуществляют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. Таким финансовым контролем наделены: Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований; распорядители бюджетных средств.

Министерство  финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в стране. Положением о Министерстве финансов РФ на него возложено осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля. Минфин РФ осуществляет контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств.

В установленных  Бюджетным кодексом РФ случаях Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Министерство финансов РФ организует финансовый контроль и проверки организаций – получателей бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Осуществляя государственный  контроль, Министерство финансов РФ имеет право:

·    запрашивать у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации необходимые материалы;

·   ограничивать, приостанавливать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета. А также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании полученных средств;

·   взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению. Финансовые органы субъектов Федерации при осуществлении государственного финансового контроля за использованием денежных средств бюджета.

·   соответствующего субъекта Федерации наделяются правами и обязанностями, аналогичными правам и обязанностям Министерства финансов России.

Контрольно-ревизионные  органы Министерства финансов РФ (Департамент  государственного финансового контроля, КРУ и др.) действуют в соответствии с постановлением Правительства РФ «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации» от 6 августа 1998 г. № 888.

Федеральное казначейство Министерство финансов РФ осуществляет контрольные функции – предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе проведения контроля и координирует их работу.

Федеральное казначейство Министерства финансов РФ образует единую систему органов Казначейства, включающую Главное управление Федерального казначейства, подчиненные ему территориальные органы республик, краев, областей и других субъектов РФ.

Главными задачами органов Федерального казначейства являются: организация и контроль за исполнением бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства, открытых в банках исходя из принципа единства кассы, сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление вышестоящим органам отчетности о финансовых операциях и др.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

Финансовый  контроль органы субъектов Федерации и муниципальные образования проводят при самостоятельном исполнении бюджетов. Их финансовые органы осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса. В случае передачи исполнения бюджета органам Федерального казначейства финансовые органы субъекта Федерации осуществляют финансовый контроль за соблюдением главными распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

С 1 февраля 2002 года начал свою деятельность Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, созданный в соответствии с Указом Президента России от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

На Комитет  Российской Федерации по финансовому  мониторингу (в просторечии – финансовая разведка) возлагаются задачи:

·     организация надзора и борьбы с финансовыми преступлениями в России;

·     координация деятельности правоохранительных органов в области финансового и налогового мониторинга;

·     изучение опыта финансового мониторинга в зарубежных странах;

·     противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В составе Комитета: председатель, 4 заместителя председателя Комитета и коллегия в количестве 11 человек. Комитет РФ по финансовому мониторингу образует территориальные органы в субъектах Федерации


 

 

 

 

 

Заключение


Информация о работе Организация финансового контроля исполнения бюджетов компании