Налоговое правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:00, контрольная работа

Описание работы

Процесс реформирования экономики, возросшая роль налогов при осуществлении государством и муниципальными образованиями их финансовой деятельности, развитие финансового законодательства привели к необходимости глубокого изучения многих правовых институтов и категорий, в том числе налоговых правоотношений. Несмотря на проводимые исследования экономической природы налогов, необходимо рассмотрение правового регулирования налоговых отношений, учитывая, что они не могут существовать на практике вне своей правовой формы, а финансовое законодательство в настоящее время отличается значительной нестабильностью. Применение на практике теоретических выводов, сформулированных в экономической литературе о налогообложении, возможно только при условии существования научно обоснованных юридических методов, которые должны обеспечить экономически обоснованное и соразмерное налогообложение и соблюдение прав участников налоговых отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..3
1. Налоговые правоотношения…………………………………………………………….5
1. 1.Понятие и содержание налоговых правоотношений………………………5
1.2. Сущность налоговых правоотношений…………………………………………….6
1.3. Система налоговых правоотношений……………………………………………….7
1.4. Участники налоговых правоотношений……………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………………………..19
Список источников и литературы…………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

finansovoe_pravo_kr3_nalogovoe_pravonarushenie.docx

— 43.85 Кб (Скачать файл)

Полномочия межрегиональных инспекций  МНС России утверждаются приказами  МНС РФ. Например, приказом от 18 мая 1999 г. N ГБ-3-34/140 было утверждено Положение  о межрегиональной государственной  налоговой инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков.

Деятельность органов основывается на Конституции РФ. Конституционные  положения занимают центральное  место в механизме правового  регулирования данного вопроса. "Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации" (ст.15 Конституции  РФ). В частности, это означает, что  все законы и иные акты законодательства Российской Федерации не должны противоречить  Конституции РФ.

Следующий уровень системы нормативных  правовых актов - это федеральные  законы: Налоговый кодекс РФ; Закон  РФ "О налоговых органах"; Федеральный  закон "Об основах государственной  службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. (ред. от 7 ноября 2000 г); Федеральный  закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и др.

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются также нормативными правовыми актами органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов16.

При решении острейших проблем, связанных с деятельностью налоговых  органов, важное значение приобретает  судебная практика. В этой связи  следует упомянуть такие правовые акты, как постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-п по делу о  проверке конституционности отдельных  положений Закона РСФСР "О государственной  налоговой службе РСФСР" и закона Российской Федерации "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации"; постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 10 февраля 1998 г. N 5763/97 и постановление Пленума  ВАС РФ от 20 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых  вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" и др.

 

Анализ налогового законодательства позволяет дать расширенный перечень основных задач, стоящих перед этими  органами. В частности перед МНС  России ставятся следующие конкретизированные задачи17:

контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

участие в разработке и осуществлении  налоговой политики с целью обеспечения  своевременного поступления в соответствующий  бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством  Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых  органов;

осуществление государственного контроля производства и оборота этилового  спирта, изготовленного из всех видов  сырья (далее именуется - этиловый спирт), спиртосодержащей, алкогольной и  табачной продукции.

 

В соответствии с перечисленными выше задачами МНС России осуществляет следующие  функции:

проводит работу по взиманию законно  установленных налогов, сборов и  других обязательных платежей, в том  числе в пределах своей компетенции  разрабатывает и утверждает обязательные для налогоплательщика формы  заявлений о постановке на учет в  налоговых органах, расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных документов, связанных с исчислением и  уплатой налогов и сборов, а  также устанавливает порядок  их заполнения;

осуществляет в пределах своей  компетенции контроль за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные  внебюджетные фонды;

ведет в установленном порядке  учет налогоплательщиков;

обеспечивает в установленном  порядке возврат или зачет  излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

обобщает практику применения законодательства о налогах и сборах, анализирует  отчетные и статистические данные, результаты налоговых проверок и  разрабатывает на их основе в пределах своей компетенции приказы, инструкции, методические указания и другие документы  по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

применяет установленные законодательством  Российской Федерации санкции в  случае нарушения законодательства о налогах и сборах;

проводит совместно с правоохранительными  и контролирующими органами мероприятия  по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

осуществляет в установленном  порядке регистрацию контрольно-кассовых машин, используемых в организациях в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

осуществляет контроль за соблюдением  правил использования контрольно-кассовых машин, полнотой учета выручки денежных средств в организациях, обязанных  использовать контрольно-кассовые машины в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

обеспечивает в пределах своей  компетенции валютный контроль за соответствием  проводимых валютных операций законодательству Российской Федерации, за исключением  валютных операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого  лицензий и разрешений;

осуществляет в установленном  порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового  спирта, спиртосодержащей, алкогольной  и табачной продукции и обеспечивает контроль за соблюдением условий  указанной деятельности;

обеспечивает установку и пломбирование  в организациях, производящих этиловый спирт, контрольных спиртизмеряющих  приборов, а в организациях,

производящих алкогольную продукцию, - контрольных приборов учета объемов  этой продукции и осуществляет контроль за ремонтом и заменой указанных  приборов;

выступает в установленном порядке  государственным заказчиком по разработке нормативно-технической документации по вопросам учета и контроля производства, розлива, хранения и оптовой продажи  спиртсодержащей и алкогольной  продукции;

организует в пределах своей  компетенции выполнение мероприятий  по мобилизационной подготовке и  гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивает в соответствии с  законодательством Российской Федерации  меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и  других средств автоматизации и  компьютеризации работы налоговых  органов;

осуществляет иные функции, предусмотренные  федеральными законами и другими  нормативными правовыми актами18.

Данные задачи решаются в первую очередь путем организации и  проведения налогового контроля.

 

Налоговый контроль - это важнейшее  направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных  форм и методов, нацеленная на создание совершенной системы налогообложения  и достижения такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором  исключаются нарушения налогового законодательства19.

В гл.14 "Налоговый контроль" Налогового кодекса РФ (ч.1) определены формы  проведения налогового контроля, состав и соответствующая компетенция  органов, его осуществляющих, виды проверок, процессуальный порядок осуществления  различных контрольных действий и производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и  сборах20.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством:

налоговых проверок (камеральные и  выездные);

получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

проверки данных учета и отчетности;

осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в других формах.

 

Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты.Институт налоговых  агентов получил достаточно четкое нормативное регулирование в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Причем п.1 и 2 ст.24 "Налоговые агенты" НК РФ фактически не действовали до введения части второй НК РФ (ст.5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика  и перечислению в соответствующий  бюджет (внебюджетный фонд) налогов (п.1 ст.24 НК РФ). Из данного определения  следует, что налоговыми агентами могут  быть только физические и юридические  лица (ст.11 НК РФ), но не обособленные подразделения  организаций. Этот вывод очень важен  для проведения налогового контроля и привлечения к ответственности  за налоговые правонарушения.

Согласно ст.9 НК РФ налоговый агент  признается самостоятельным субъектом  налоговый отношений. И хотя организация (индивидуальный предприниматель) может  являться одновременно налогоплательщиком и налоговым агентом, необходимо четко разделять те правоотношения, в которых организация (индивидуальный предприниматель) выступает как  налогоплательщик, и в те, в которых  она выступает как налоговый  агент. Налогоплательщиками (плательщиками  сборов) признаются организации и  физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность  уплачивать налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).

Главное и существенное отличие  налогоплательщика от налогового агента состоит в том, что на налогоплательщике  лежит обязанность уплачивать налоги и сборы, а на налоговом агенте - исчислять и удерживать у налогоплательщика  сумму налога, а также перечислять  удержанный налог в бюджет. Именно поэтому при толковании норм необходимо исходить из того, что положения  НК РФ о налогоплательщиках применяются  к налоговым агентам только при  наличии прямого указания об этом21.

Еще один важный вывод заключается  в том, что обязанности налогового агента являются производными от обязанностей налогоплательщика, т.е. они вторичны. Иными словами, если у налогоплательщика  не возникла обязанность по уплате налога, то не могут появиться обязанности  и у налогового агента при условии, что налоговый агент и налогоплательщик разные лица.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, т.е. пользуются всеми правами, указанными в ст.21 НК РФ, а также иными правами, предусмотренными для налогоплательщиков другими  статьями НК РФ. Обязанности налогоплательщиков, установленные в ст.23 НК РФ, не распространяются на налоговых агентов в том  смысле, что действуя как налоговый  агент, организация (индивидуальный предприниматель) несет обязанности налогового агента, а не налогоплательщика.

Налоговый агент является посредником  между налогоплательщиком и государством. В связи с этим возникает вопрос: наделяет ли налоговое законодательство какими-либо властными полномочиями налогового агента по отношению к  налогоплательщику, поскольку изначально налоговый агент и налогоплательщик вступают в гражданско-правовые отношения, основанные на равенстве сторон. Иными  словами, вопрос заключается в том, достаточно ли одной обязанности  налогового агента для удержания  налога, или нужно согласие налогоплательщика22.

На налогового агента законодательством  о налогах и сборах возложена  обязанность удержать налог из средств, выплачиваемых налогоплательщикам (подп.1 п.3 ст.24 НК РФ). Налоговым кодексом Российской Федерации регулируются властные отношения в сфере налоговых  правоотношений (ст.2 НК РФ), поэтому  любые правоотношения, вытекающие из норм НК РФ, следует признавать налоговыми (властными). Статьей 55 Конституции  РФ установлено, что права и свободы  граждан могут быть ограничены федеральным  законом, это правило в полной мере относится и к юридическим  лицам. Исходя из таких предпосылок  можно сделать вывод, что налоговый  агент наделяется властными полномочиями по отношению к налогоплательщику, т.е. для удержания налога достаточно наличия соответствующей обязанности  налогового агента23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Российское законодательство в  сфере исчисления налогов, неустанно  совершенствуются, в этом плане и  совершенствуются налоговые правоотношения между их субъектами. Однако качественно  налоговое законодательство не развивается.

В процессе взимания налогов возникают  налоговые отношения между государством в лице органов законодательной  власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых  отношений - это совокупность законодательных  и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов  и актов субъектов РФ, ведомственных  нормативных актов и актов  местного самоуправления.

Информация о работе Налоговое правонарушение