Министерство путей сообщения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:48, контрольная работа

Описание работы

Министерство путей сообщения — орган государственного управления в Российской империи, СССР и Российской Федерации (до 9 марта 2004 года), обеспечивавший проведение единой политики в сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта, а также осуществлявший общее руководство в области транспортного сообщения. В СССР и РФ Министерство занималось исключительно железнодорожным транспортом.
Сегодня представить себе Россию без железных дорог просто немыслимо. Так сложились географические, исторические, экономические условия, что железная дорога стала своего рода символом России. Железнодорожная сеть раскинулась с запада на восток по восьми часовым поясам, а с севера на юг простирается от Заполярья до зоны субтропиков.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 31.30 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Министерство  путей сообщения — орган государственного управления в Российской империи, СССР и Российской Федерации (до 9 марта 2004 года), обеспечивавший проведение единой политики в сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта, а также осуществлявший общее руководство в области транспортного сообщения. В СССР и РФ   Министерство занималось исключительно железнодорожным транспортом.

Сегодня представить себе Россию без  железных дорог просто немыслимо. Так  сложились географические, исторические, экономические условия, что железная дорога стала своего рода символом России. Железнодорожная сеть раскинулась  с запада на восток по восьми часовым  поясам, а с севера на юг простирается от Заполярья до зоны субтропиков.

Общая протяженность железнодорожных  путей составляет 151200 км, из них 86200 км приходится на дороги общего пользования, а 65000 км - на ведомственные. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог  расположена в европейской части  страны. Здесь, за исключением Северного  экономического района, густота железных дорог общего пользования в несколько  раз выше среднеевропейского уровня (5,1 км на 1000 км2): она изменяется от 13,6 км в Волго-Вятском до 27,6 км в Центрально-Черноземном районе.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История образования

 

Датой образования  МПС России считается 16 июня 1865 года, но систематическая деятельность правительства в области путей сообщения началась еще в 1649 году, когда царь Алексей Михайлович издал Уложение об охране судоходства. При Петре I столица государства была перенесена в Санкт-Петербург. Была учреждена Коммерц-Коллегия, наблюдавшая за сухопутными дорогами. Перенос столицы привёл к необходимости строительства новых путей сообщений для новой столицы: в первую очередь в 1709 году заработала речная Вышневолоцкая водная система, а во вторую — в 1712 году начато строительство тракта Санкт-Петербург ↔ Москва, для чего учреждена Канцелярия перспективной дороги, к которой в 1742 году перешли функции наблюдения за сухопутными дорогами от Коммерц-Коллегии, а, после того, как в 1746 году она была достроена, в 1748 году она назвалась Комиссией о дорогах в Государстве, которая в 1755 году образовала Канцелярию строения государственных дорог[1].

В 1798 году император Павел I утвердил проект образования Департамента водных коммуникаций, который возглавил Н. П. Румянцев. При Румянцеве в департаменте был расширен отдел «по учебной части». Николай Петрович осознавал остроту дефицита инженеров-строителей, требующихся для ускоренного строительства путей сообщений. Он выдавал рекомендации для обучения группы специалистов в Англии и Франции, с другой стороны приглашал в Россию ученых и инженеров для проектирования и строительства шоссейных дорог, мостов, обводных каналов, каменных устоев и других технических сооружений. Он создал в департаменте первую в России транспортную библиотеку, а также модельный кабинет, с копиями инженерных сооружений и механизмов. Департамент при Румянцеве действовал успешно и в 1809 году расширил свои полномочия и был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями. На базе, построенной Румянцевым, в том же 1809 году был создан военный Институт корпуса путей сообщения.[1]

20 ноября 1809 года последовал Высочайший  манифест Его Императорского  Величества по созданию Корпуса Инженеров Путей сообщения и в его составе Института Инженеров Корпуса Путей Сообщения.

C 1820 года по 1832 год департамент носил название «Главное управление путей сообщения», а с 1833 года по 1842 год — Главным управлением путей сообщения и публичных зданий. В 1842 году в управлении был создан Департамент железных дорог.

Департамент возглавил строительство Петербург-Московской железной дороги (1842—1851). В 1862 году были завершены Петербурго-Варшавская железная дорога и Московско-Нижегородская железная дорога. К шестидесятым годам XIX века бурное развитие промышленности потребовало образования надежной транспортной системы. 15 июня 1865 года Император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России. Руководство публичными зданиями было передано в ведение Министерства внутренних дел, а телеграф — Главному почтовому департаменту. В МПС был сохранён Департамент железных дорог, и создано Управление Главного инспектора частных железных дорог. Первым министром путей сообщения был назначен Павел Петрович Мельников.

Современное устройство Министерства путей сообщения  представляется в следующем виде. Во главе центрального управления —  министр, с товарищем. Высшие учреждения Министерства: 1) совет Министерства, 2) инженерный совет и 3) совет по железнодорожным  делам. Совет Министерства учрежден на основании общих узаконений о  советах министров. Инженерный совет  образован для разработки и обсуждения технических вопросов общего значения и проектов, смет и технических  условий важных работ, сопряженных  со значительными и продолжительными расходами. Состав совета: председатель, директоры департамента железных дорог  и шоссейных и водяных сообщений, председатель управления казенных железных дорог, начальник управления по сооружению сибирской железной дороги и восемь членов. В совете могут заседать и представители от Министерства финансов и государственного контроля, при обсуждении вопросов, имеющих особое финансовое значение. О совете по железнодорожным делам. Для наблюдения за исправным состоянием железных дорог и за исполнением при эксплуатации их законов, правил, положений, инструкций и распоряжений учреждена особая инспекция железных дорог, действующая независимо от департамента железных дорог. Заведующему ею главному инспектору предоставлены значительные полномочия: он может требовать немедленно удаления служащих на железных дорогах лиц, определение которых зависит от управлений дорог; чины инспекции имеют право обозревать все дела, книги и документы правлений и местных управлений железных дорог.

На обязанности  инспекции лежит производство расследований  по важнейшим несчастным случаям  и происшествиям на железных дорогах. На однородных основаниях действует  главная инспекция шоссейных  и водяных путей. Управление казенных железных дорог составляют: председатель, семь членов от Министерства путей  сообщения, два члена от Министерства финансов и один член от Министерства внутренних дел; в заседаниях управления участвуют также главный инспектор  железных дорог и начальник управления сибирской железной дороги. Управление по сооружению сибирской железной дороги состоит из начальника управления, помощника его и представителя  министра финансов. В канцелярии М. сосредоточены, между прочим, дела по личному составу Министерства и  делопроизводство советов министра и по железнодорожным делам. При  канцелярии издаются "Вестник Министерства Путей Сообщения" (еженедельно) и "Ж. М. П. С." .

Департаменты  железных дорог и шоссейных и  водяных сообщений разделяются  на различные отделы, заведующие административно-хозяйственными или техническими вопросами. На обязанности  юрисконсульта и его помощника лежит судебная защита имущественных интересов казны по Министерству путей сообщения. Временный статистический отдел образован для собирания, проверки и рациональной обработки статистических материалов по всем вопросам, касающимся устройства, улучшения и эксплуатации различных путей сообщения. В неопределенные сроки отделом издается "Статистический Сборник Министерства Путей Сообщения".

Главная заводская инспекция имеет надзор за изготовлением железнодорожных  принадлежностей для частных  железных дорог. Наконец, в ведении  Министерства по учебному отделу и  инспекции училищ находятся институт путей сообщения, училище кондукторов  путей сообщения в Вышнем Волочке  и около 30 технических железнодорожных  училищ. Список главноуправляющих и министров: Его Императорское Высочество принц Георгий Ольденбургский (1811—12); Ф. П. Деволант (1812—18); А. А. Бетанкур (1819—22); Е. К. В. герцог А. Вюртембергский (1822—33); граф К. Ф. Толь (1834—42); граф П. А. Клейнмихель (1843—55); К. В. Чевкин (1855—62); П. П. Мельников (1862—67); граф В. А. Бобринский (1868—71); граф А. П. Бобринский (1871—74); К. Н. Посьет (1874—88); Г. Е. Паукер (1888—89); А. Я. Фон Гюббенет (1889—92); С. Ю. Витте (1892); А. К. Кривошеин (1892—94); князь М. И. Хилков, с 1894 г.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Народный комиссариат путей сообщения (НКПС)

Первая  мировая война подорвала экономику  России, отразилось это и на железных дорогах. С конца апреля 1917 г. разруха  на транспорте стремительно нарастала. Министерство путей сообщения систематически докладывало правительству о  катастрофическом положении железных дорог. После Октябрьской революции  советской власти было необходимо усилить  централизацию в управлении железнодорожным  транспортом. При формировании нового правительства был образован Народный комиссариат путей сообщения (НКПС).

В 1932 г. принято  решение СНК о реконструкции  железных дорог, которое предусматривало:

  • усиление пути за счёт укладки более тяжёлых рельсов;
  • широкое использование щебёночного балласта;
  • создание мощных паровозов (ФД, ИС), большегрузных 4-осных вагонов;
  • перевод подвижного состава на автотормоза и автосцепку;
  • создание систем полуавтоматической и автоматической блокировки;
  • внедрение механической и электрической централизации стрелок и сигналов и др.

 

 

 

 

 

 

3.Министерство путей сообщения СССР

1946 г. - НКПС был преобразован в МПС СССР.

1954 г. - из состава МПС выделилось Министерство транспортного строительства СССР (с 1992 г. преобразовано в концерн "Трансстрой").

В послевоенное время, завершив восстановление разрушенного хозяйства, МПС выступило с инициативой  перспективного (на 20 лет) развития и  модернизации железнодорожного транспорта. Программой предусматривалось:

  • дальнейшая электрификация;
  • внедрение тепловозной тяги;
  • автоматизация и механизация производств, процессов;
  • реконструкция заводов транспортного машиностроения.

Благодаря реализации программы в 1975 г. протяжённость  сети увеличилась на 17,6 тыс. км, объёмы перевозок выросли в 3 раза (3621,1 млн т); 51,7% перевозок осуществлялось электровозами и 47,9% тепловозами; 38,9 тыс. км были электрифицированы; 62,4 тыс. км оснащены автоблокировкой.

В 1982 был  предложен план развития железнодорожной  отрасли, в основу которого положена стратегия внедрения во все звенья транспортного конвейера интенсивных  технологий на базе автоматизации производства и более широкой механизации  ручного труда. В 1988 был достигнут самый высокий уровень объёма перевозок (4116 млн.т. груза и 4395,9 млн. пассажиров) при увеличении сети только на 3,4 тыс. км.

В 1991 г. в  МПС была разработана третья программа  развития и реконструкции железнодорожного транспорта на период до 2000 года, которая  легла в основу дальнейшего развития и модернизации железных дорог России.

 

Министерство путей сообщения  Российской Федерации

20 января 1992 г. - образование МПС Российской Федерации.

В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена "Концепция структурной  реформы федерального железнодорожного транспорта", в которой были определены основные задачи и цели перестройки  отрасли.

9 марта  2004 г. - МПС России упразднено Указом Президента Российской Федерации № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

Функции упраздненного министерства - федерального органа исполнительной власти переданы Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в  сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В истории государства Российского  немало имен, составляющих его славу. Императоры и великие полководцы, выдающиеся ученые, писатели, художники. Великие русские инженеры, благодаря  трудам которых смог реализоваться  богатейший потенциал нашего Отечества, известны меньше. И об этом можно  только сожалеть. Инженерная мысль  двигала вперед развитие страны, выводила ее в ряд великих держав не только по территории, но и по уровню промышленного  и сельскохозяйственного производства. Павел Петрович Мельников - изыскатель, проектировщик и строитель первых и основных железных дорог - особая личность в ряду выдающихся русских  ученых-инженеров, труды которого определили экономическое положение России на несколько веков. Он первым увидел и оценил значение рельсовых дорог  для политического, хозяйственного и культурного объединения огромной страны. И это, конечно, потому, что  Мельников был не просто инженером, а широко мыслящим человеком, патриотом  своего Отечества. Представляя уже  первый свой проект, он имел в виду выгоды государства - процветание, безопасность и общественную пользу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Афанасьев Н.П. Министерство путей сообщения России. - Спб.: Питер, 2009. – 115с.
  2. Виргинский В.В.  Возникновение железных дорог в России. -  М.: ИНФРА, 2009. – 200с.
  3. Герчинко А.В., Баслова А.Р.  История железных дорог. – М.: Изд-во Эксмо, 2008. 480с.
  4. Житков С.Ф.  Биографии инженеров путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2006. – 113с.
  5. www.wikipedia.ru

 


Информация о работе Министерство путей сообщения