Межбюджетные отношения и их развитие в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Конституцией Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное устройство государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Содержание работы

1 Межбюджетные отношения и их развитие в Российской Федерации…….3
2 Практическое задание ………………………………………….……………12
Литература………………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 117.51 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное  государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего  профессионального  образования

«Всероссийский  заочный финансово-экономический  институт»

(ВЗФЭИ)

Филиал ВЗФЭИ  в г.Туле

 

Факультет      финансово-кредитный                                                          .

Специальность      бакалавр экономики          группа  дневная                 .

Личное дело №      11флд60445                                                                      .

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Бюджетная система РФ»

 

 

на тему:

Вариант теоретического задания № 9

 

 

 

 

 

Преподаватель: Васин А.С.

Студент: Бокарева Екатерина Сергеевна

3 (2) курса

 

 

 

Тула  – 2012

Оглавление

1 Межбюджетные отношения и их развитие в Российской Федерации…….3

2 Практическое задание ………………………………………….……………12

Литература………………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Межбюджетные отношения и их развитие в Российской Федерации

Конституцией  Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное устройство государства, которое основано на государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации.

Субъектами  Российской Федерации являются республики, края, области, автономные округа, автономная область, города федерального значения.

В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Федерации, в том  числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В статье 14 Бюджетного кодекса он назван региональным бюджетом. Административно-территориальные (муниципальные) образования, составляющие территорию субъекта Федерации согласно Конституции РФ, имеют свои бюджеты.

Федеративное  устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и  субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Финансово-бюджетный  федерализм – разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и  органами местного самоуправления в  области финансов, в частности, в  бюджетной сфере. [2]

Будучи  федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах:

  1. Самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т. д.);
  2. Законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
  3. Соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);
  4. Нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;
  5. Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

Таким образом, бюджетный федерализм есть одно из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений.

Межбюджетные  отношения - денежные отношения между органами власти в основном разных уровней по поводу разграничения на постоянной (долговременной без указания срока) основе видов расходов и доходов, поступающих в бюджетную систему страны, и распределения (перераспределения) средств между бюджетами разных уровней в порядке бюджетного регулирования. Межбюджетные отношения могут включать и отношения по перераспределению средств между бюджетами одного и того же уровня. Эти отношения пока не распространены в РФ, но используются в некоторых странах (напр., в Германии).

Основные функции межбюджетных отношений:

- выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, достаточного для соблюдения конституционных гарантий населению на всей территории страны;

- стимулирование само зарабатывания бюджетных средств, наращивания налогового потенциала, а также рационального и эффективного их расходования.

Действующие в России межбюджетные отношения можно представить так:

  1. отношения по разграничению видов расходов и доходов полностью или частично на постоянной основе между уровнями бюджетной системы;
  2. ежегодное бюджетное регулирование:
  3. отношения распределения между бюджетами разных уровней регулирующих доходов (налогов) по утвержденным нормативам;
  4. отношения по перераспределению средств в различных формах между бюджетами разных уровней (в основном, в виде дотаций, субвенций, субсидий).

Разграничение налогов и других платежей означает закрепление их в качестве собственных доходов за соответствующими бюджетами. Цель такого разграничения - создание максимально возможных исходных условий для сбалансированности бюджетов органами власти на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении государственных минимальных социальных стандартов исходя из имеющегося на соответствующей территории налогового потенциала. При недостаточности для этих целей собственных доходов органы власти вышестоящего уровня осуществляют бюджетное регулирование, направленное на выравнивание бюджетных доходов и социально-экономического развития территориальных образований, отстающих по объективным причинам.

В федеративном государстве различают вертикальную и горизонтальную сбалансированность бюджетной системы. Действующая  модель межбюджетных отношений в  России до сих пор ориентирована  преимущественно на выравнивание доходов  бюджетов различных уровней, а не на рациональное распределение их расходных  функций.

Механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в России посредством бюджетного регионального выравнивания должен быть ориентирован на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов.

Вертикальное  выравнивание – процесс устранения несоответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с доходным потенциалом бюджетов всех уровней, т.е. если потенциальная возможность нижестоящего уровня бюджетной системы не достаточна для выполнения возложенных на него функций, вышестоящий уровень должен передать недостающие ресурсы (чаще всего с помощью регулируемых налогов).

Горизонтальное  выравнивание – процесс устранения несоответствия в бюджетной обеспеченности между бюджетами одного уровня, вызванного объективными причинами (выражается с  помощью дотаций из вышестоящего бюджета).

Иначе говоря, этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые  закреплены за данным бюджетным уровнем, а с другой – на выравнивание уровня потребления государственных  услуг в различных регионах.

В России оба направления бюджетного выравнивания сопряжены с огромными трудностями. Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна, поскольку  решение задачи обеспечения каждому  гарантированных государством услуг  связано с большими различиями в  экономическом положении тех  или иных регионов, с различным  уровнем затрат и большой дифференциацией  бюджетных возможностей региональных и местных органов власти.

Организация вертикального бюджетного регулирования  также сопряжена со значительными  трудностями. На сегодняшний день в  ее основу положены такие принципы, которые в определенной мере стимулируют  субъекты Федерации к повышению  дефицита своего бюджета. Яркий тому пример – существующая методика распределения  средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). Первая его часть направляется в адрес  так называемых «нуждающихся» регионов, вторая – в адрес «особо нуждающихся». «Нуждающимся» считается регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, «особо нуждающимся» – регион, бюджетные  расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким  образом, перерасход средств региональных бюджетов на основе данной методики будет  автоматически покрыт из федерального бюджета.

Система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации, которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает. [3]

Финансовая  деятельность государства осуществляется в различных формах. Прежде всего, государственное регулирование  сочетает формы прямого и косвенного регулирования. Экономическое регулирование  достигается многочисленными методами - денежной и кредитной политикой, налоговой политикой, политикой  государственных расходов, управлением  государственным долгом, внешнеторговой политикой, лицензированием экспортных потоков, таможенным налогообложением, нетарифными методами ограничения импорта.

Административная  форма государственного регулирования  применяется, как правило, в области, где методы административного воздействия  оказываются достаточно эффективными, а их применение становится совершенно необходимым. Мировая практика государственного регулирования экономики подтверждает использование форм прямого и  косвенного воздействия, однако тенденции  развития той или другой формы, мотивы, методы, направленность и мера вмешательства  в каждой стране имеют свою существенную специфику.

Бюджетное регулирование осуществляется как  в правовой, так и неправовой форме.

Правовая  форма заключается в мобилизации, распределении и использовании  финансовых ресурсов. Для реализации этой формы государство использует финансово-правовые акты. Неправовые формы опосредуют организационные отношения (например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).

Расходные обязательства Российской Федерации  возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных  правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.

Расходные обязательства Российской Федерации  исполняются за счет собственных  доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Федеральные законы и (или) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из Федерального фонда  компенсаций, должны содержать порядок  расчета нормативов для определения  общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных  образований) и ежегодно вводиться  в действие федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год при условии утверждения  данным законом соответствующих  субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам). [1, ст. 84]

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов.

Информация о работе Межбюджетные отношения и их развитие в Российской Федерации