Методы управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение современного состояния государственного долга РФ, а так же определение методов управления государственным долгом. Задачами работы является рассмотрение основных документов регламентирующих государственный долг: Бюджетный кодекс РФ, вступивший в силу с 01.01.09 и Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», который был подписан Президентом РФ Дмитрием Медведевым 29 апреля 2012 года. А так же задачами является расчет в практической главе на основе таблиц, взятых с сайта Министерства Финансов РФ, абсолютных и относительных показателей динамики внутреннего и внешнего долгов и построение наглядных диаграмм.

Содержание работы

Введение. 4
1. Сущность и нормативное регулирование
государственного долга РФ. 6
1.1 Нормативное регулирование государственным долгом РФ. 6
1.2 Понятие, виды и формы государственного долга. 7
1.3. Международные финансовые организации, специализирующиеся на финансовых операциях. 18
Глава 2.
Анализ политики управления государственным долгом РФ. 26
2.1. Современное состояние государственного долга РФ. 26
2.2. Современная структура государственного долга РФ. 29
Глава 3.
Методы управления государственным долгом. 40
3.1 Классификация методов управления. 40
3.2 Перспективы развития государственного долга РФ в условиях кризиса. 49
Заключение. 52
Список литературы. 54

Файлы: 1 файл

Госуд. долг.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)



Содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственные заимствования  уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.

С переходом к формированию основ рыночной экономики в начале 90-х годов Россия столкнулась с отсутствием отечественного опыта по организации и ведению государственных долговых операций, адекватной работы в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, одновременно обращаясь к традициям прошлого и опыту развитых стран с рыночной экономикой.

Проблемы, связанные с  управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором  правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. За последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно, только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

Целью курсовой работы является рассмотрение современного состояния  государственного долга РФ, а так  же определение методов управления государственным долгом. Задачами работы является рассмотрение основных документов регламентирующих государственный долг: Бюджетный кодекс РФ, вступивший в силу с 01.01.09 и Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», который был подписан Президентом РФ Дмитрием Медведевым 29 апреля 2012 года. А так же задачами является расчет в практической главе на основе таблиц, взятых с сайта Министерства Финансов РФ,  абсолютных и относительных показателей динамики внутреннего и внешнего долгов и построение наглядных диаграмм.

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и нормативное регулирование

государственного долга  РФ

    1. Нормативное регулирование государственным долгом РФ

Основными документами, регламентирующими государственный  долг, являются Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2012 год и плановые периоды 2013 и 2014 года». Но если быть точнее, то  Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». В связи с кризисным состоянием на мировом экономическом рынке, Правительству РФ в скором порядке пришлось пересмотреть Федеральный бюджет, который был рассчитан с условием, что баррель нефти будет стоить 95 долларов. Новый Федеральный закон предусматривает 41 доллар за баррель нефти. Из-за падения цен на нефть и доходов страны наш бюджет будет дефицитным. Так же правительство отказалось от 3-летнего бюджета и не решается прогнозировать экономические показатели на плановый период 2013-2014 годов. Сейчас мало кто решается прогнозировать в условиях кризиса, когда экономика подвергнута изменениям. В Федеральном законе «О федеральном бюджете» в статье 1 п.5 и п.6 указаны верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долгов. Эти показатели так же не остались не измененными. Верхний предел внутреннего долга вырос с 2 119 739 195,3 тыс. рублей до 2 338 302 332,1 тыс. рублей. А верхний предел внешнего долга с 27,8 млрд. евро до 29,8 млрд. евро. В Бюджетном кодексе РФ изменений относительно государственного долга не произошли. Он дает формулировку государственного и муниципальному долгу, внешним долговым требованиям и четко формулирует структуру государственного долга. [1], [2]

 

    1. Понятие, виды и формы государственного долга

К государственному долгу  Российской Федерации относятся  долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.[1.2]

Внешние долговые требования Российской Федерации.

Внешними долговыми  требованиями Российской Федерации  являются финансовые обязательства  иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования, возникшие в связи с предоставлением банком - агентом Правительства Российской Федерации государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам, а также долговые требования юридических лиц - экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 года в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму  бюджетного кредита, при которой  Российская Федерация предоставляет  денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных  соответствующим соглашением между  Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства. [1.5]

Государственный или  муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных  или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

Государственный долг Российской Федерации, в том числе внутренний, регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также устанавливает общие принципы, правовые основы, порядок регулирования, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше 1 года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет до 30 лет). Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления  государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченный Правительством Российской Федерации ответственный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с Бюджетным Кодексом.

По структуре государственный  долг РФ состоит из нескольких групп  долговых обязательств:

- задолженности владельцам ГКО\ОФЗ (государственных краткосрочных обязательств \ облигаций федерального займа);

- задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;

- задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;

- внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;

- вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.

Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения. [4]

Виды государственного долга.

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный  долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг - включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Следует выделить еще государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов, и высокий государственный долг характерны в условиях кризиса для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные  на иностранных биржах или через  иностранные банки в иностранной  валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами  следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно.

Понятие внутреннего  государственного долга.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:

- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

- объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

- объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации приводится определение государственного или  муниципального долга, которым являются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

В этой же статье дается более узкое понятие –  внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие  в валюте Российской Федерации. [1.1]

Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации продекларирован порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению  долговых обязательств Российской Федерации  осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Выполнение  Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно. [1.4]

Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии  государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Информация о работе Методы управления государственным долгом