Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой работы разобраться в особенностях и принципах построения местных налогов.
Задачи:
-проанализировать доходные поступления местных бюджетов на примере г.о. Тольятти за несколько лет;
-выявить роль местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов
- определить особенности формирования местных налогов;
- определить особенности формирования местных бюджетов;
- понять особенности российской налоговой системы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Принципы построение и этапы становления налоговой системы России
Принципы построения налоговой системы России………………………………….4
Этапы становления налоговой системы России……………………………..……….7
Особенности российской налоговой системы……………………………………….10
Классификация налогов……………………………………………………………….14
Местные бюджет
Характеристика и особенности формирования местных бюджетов…………...….18
Характеристика и особенности местных налогов………………………………..…22
Роль местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов……23
Анализ доходных поступлений местных бюджетов на примере г.о. Тольятти за несколько лет. Выводы и рекомендации по результатам анализа……………..…..26
Заключение………………………………………………………………………..…....27
Литература ………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 98.10 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное

учреждение среднего профессионального  образования

Тольяттинский политехнический техникум

(ФГОУ  СПО ТПТ)

УПО «Финансово-экономические  специальности»

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А

по дисциплине:«Бюджетная система Российской Федерации»

на тему: Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета.

Специальности 080106 «Финансы»

группа Ф-31

студент К. А. Белослудцева

преподаватель С. А. Нечаева

Тольятти, 2011г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………3

  1. Принципы построение и этапы становления налоговой системы России
    1. Принципы построения налоговой системы России………………………………….4
    2. Этапы становления налоговой системы России……………………………..……….7
  2. Особенности российской налоговой системы……………………………………….10
  3. Классификация налогов……………………………………………………………….14
  4. Местные бюджет
    1. Характеристика и особенности формирования местных бюджетов…………...….18
    2. Характеристика и особенности местных налогов………………………………..…22
    3. Роль местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов……23
  5. Анализ доходных поступлений местных бюджетов на примере г.о. Тольятти за несколько лет. Выводы и рекомендации по результатам анализа……………..…..26

Заключение………………………………………………………………………..…....27

Литература ……………………………………………………………………………..29

Приложение…………………………………………………………………………….30

 

Введение 

 

В рыночной экономике важнейший  показатель благосостояния государства  и всего населения страны является устойчивость финансов и денежного  обращения.

Налоговые органы в рыночной экономике выдвигают перед всеми участниками экономического процесса требование высокой компетенции в области финансов. В данной курсовой работе будут рассмотрены принципы построения, этапы становления, особенности налоговой системы России, формирование местных бюджетов субъектов РФ, характеристика и особенности формирования местных бюджетов, налогов.

Характеристика и роль в формировании доходов бюджета  за счет местных налогов является актуальной темой для рассмотрения в данной курсовой работе.

Цель этой курсовой работы разобраться в особенностях и  принципах построения местных налогов.

Задачи:

-проанализировать доходные поступления местных бюджетов на примере г.о. Тольятти за несколько лет;

-выявить роль местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов

- определить особенности формирования местных налогов;

- определить особенности  формирования местных бюджетов;

- понять особенности российской  налоговой системы.

 

  1. Принцип построения и этапы становления налоговой системы России
    1. Этапы становления налоговой системы России

 

Налоговая система Российской Федерации была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них:

  • "Об основах налоговой системы в Российской Федерации",
  • "О налоге на прибыль предприятий и организаций",
  • "О налоге на добавленную стоимость" и другие.

Закон "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации" установил перечень идущих в бюджетную  систему налогов, сборов, пошлин и  других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также  права и обязанности налоговых  органов. В соответствии с вышеуказанным  законом, установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а  также льгот их плательщикам должна осуществляться высшим органом законодательной  власти. В настоящее время, с 1.01.1999г., все эти вопросы регулирует Налоговый  кодекс Российской Федерации [2,с29].

Законодательство РФ о  налогах и сборах — совокупность норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих систему налогов  и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

 Статья 57 Конституции  РФ определяет, что «каждый обязан  платить законно установленные  налоги и сборы». Разновидности  налогов и сборов, а также порядок  их уплаты определяются законодательными  органами в форме законов и  не могут быть установлены  подзаконными нормативными актами

Согласно п. 1, 4 и 5 ст.57 части первой НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает:

во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое  состоит из НК РФ и принятых в  соответствии с ним федеральных  законов;

 во-вторых, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ.

 Конституционный Суд  РФ подчеркнул, что «конституционное  требование об установлении налогов и сборов только исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти».

Утверждение налогов законом  является не только средством ограничения  полномочий исполнительной власти, но и необходимым инструментом установления безусловной обязанности налогоплательщиков уплачивать налоги. Только закон в  силу его стабильности, определенности, особого порядка принятия может  предоставить налогоплательщику достоверные  данные для исполнения им налоговой  повинности. Только законодательная  форма введения денежной повинности в максимальной степени исключает  взаимосвязь уплаты налога с решением налогоплательщика о целесообразности такого шага.

 Налоговые отношения  регулируются не только законами, но и подзаконными актами. Однако  только закон налагает на налогоплательщика  соответствующие обязанности. Поэтому  федеральные органы исполнительной  власти, органы исполнительной власти  субъектов Федерации, исполнительные  органы местного самоуправления, а также органы государственных  внебюджетных фондов издают нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с налогообложением и сборами,  только в случаях, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах. Эти акты не могут  изменять или дополнять законодательство  о налогах и сборах.

Таким образом, налоговое  законодательство состоит из комплекса  налоговых норм, которые в совокупности образуют сложную систему, включающую акты федерального налогового законодательства, налогового законодательства субъектов  РФ, налоговые нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Акты органов исполнительной власти не составляют законодательства о налогах  и сборах.

Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса  Российской Федерации, принятая Федеральным  законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения  могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика  законодательство о налогах и  сборах связывает возникновение  обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет  самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с  учетом положений части первой Налогового кодекса.

В соответствии с законодательством  о налогах и сборах отдельным  категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов могут быть предоставлены  налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и  нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и  обязательные к уплате на территориях  соответствующих муниципальных  образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных  правовых актах определяются следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки в пределах, установленных  НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком[1, с 29].

    1. Принцип построения налоговой системы России

 

Принципы налогообложения, разработанные в XVIII-XIX вв., с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики XX в. не утратили своего значения и сформулированы следующим образом: «Справедливость налогообложения в вертикальном и горизонтальном аспектах. Справедливость налогообложения в вертикальном разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. что с повышением дохода ставка налога увеличивается. Справедливость налогообложения в горизонтальном разрезе - это принцип, предполагающий единую налоговую ставку для лиц с одинаковыми доходами. Эффективная налоговая система подразумевает наличие в ней инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную деятельность индивидов и предприятий. Нейтральность налогообложения предполагает равновеликость налоговых изъятий независимо от сфер приложения капитала и видов экономической деятельности. Простота налоговой системы выражается в легкости и доступности для широких кругов техники подсчета налогов и заполнения различных форм налоговой отчетности».

К концу XX в. понятия о  главных элементах налога не претерпели изменений, но с учетом фактора времени  появились новые объекты обложения, ушли в прошлое старые, в связи с чем изменились и единицы обложения.

Практика налогообложения, исчисляемая не одним столетием, разработала основные принципы построения налоговой системы. Эти принципы или правила впервые сформулированы А. Смитом еще в XIX веке.

Первое правило — равномерность. Это правило требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в поддержании правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабозащищенных слоев населения.

Второе правило — определенность (известность). Согласно этому правилу налог должен быть точно определен, а не произволен, т.е. плательщику известно время, способ и сумма платежа.

Третье правило — удобство. Это правило определяет, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляются наиболее подходящими для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.

Четвертое правило — экономность. Правило предполагает сокращение издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными. (Хотя история знает примеры, когда в казну поступало лишь 20 % собираемых налогов при системе откупа налогов.)

Информация о работе Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета