Лекции по "Бюджетной системе РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:53, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации является составной частью финансовой системы государства и представляет собой основанную на законодательстве совокупность взаимосвязанных бюджетов различных уровней.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются не только инструментами в реализации функций государства, но и инструментами в регулировании экономики.
Такое положение предопределяет место и значимость учебной дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации» в подготовке специалистов для финансовой отрасли.

Файлы: 1 файл

Курс лекций по дисциплине бюджетная система российской федерации.doc

— 373.67 Кб (Скачать файл)

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К  федеральным налогам и сборам относятся:

1)налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы на отдельные  товары;

3)налог на прибыль организаций;

4)налог на доходы от  капитала;

5)налог на доходы физических  лиц;

6)единый социальный налог;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина  и таможенные сборы;

9)налог на пользование  недрами;

10)налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

11)налог на дополнительный  доход от добычи углеводородов;

12)сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными

биологическими ресурсами;

13)лесной налог;

14)водный налог;

15)экологический налог;

16) федеральные лицензионные  сборы.

Из приведенного перечня  видно, что одни налоги обязательны  для всех плательщиков, например, налог  на прибыль. Другие – только для  плательщиков, связанных с определенными  видами деятельности – добыча нефти  или рыбы.

Перечень региональных налогов  значительно короче и включает:

1)налог на имущество  организаций;

2) транспортный налог;

3) налог на игорный  бизнес;

4) региональные лицензионные  сборы.

Перечень местных налогов  еще короче и включает:

1)земельный налог;

2)налог на имущество  физических лиц;

3)налог на рекламу;

4) местные лицензионные  сборы.

Неналоговые доходы

В соответствии с Бюджетным  кодексом к неналоговым доходам  бюджетов относятся:

- доходы от использования  имущества находящегося в государственной  или муниципальной собственности  доходы, получаемые от реализации  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

- доходы от платных  услуг, оказываемых органами государственной  власти, а также бюджетными учреждениями, находящимися в федеральной собственности,  собственности субъектов РФ или  муниципальной собственности;

- доходов в виде финансовой  помощи и бюджетных ссуд, полученных  от бюджетов других уровней  бюджетной системы.

Доходы от использования  имущества находящегося в государственной  или муниципальной собственности  имущества могут поступать в  виде арендной платы при сдаче  имущества в аренду.

В государственной собственности  находится значительная часть пакетов  акций негосударственных предприятий. Доход в этом случае может поступать  в виде части прибыли (дивидендов), распределяемой по итогам года.

В соответствии с Гражданским  кодексом и Федеральным законом  «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях» собственник  имущества имеет право на часть  прибыли от деятельности государственных  и муниципальных предприятий.

Доходы в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней  устанавливаются по каждому субъекту РФ и каждому муниципальному образованию  ежегодно в законе (нормативном акте) о бюджете на очередной год.

Объемы неналоговых доходов, за исключением финансовой помощи, составляют 3-5% в объеме доходов бюджетов и зависят от объема сдаваемой  в аренду собственности, от объема собственности  планируемой к продаже, от развития государственного или муниципального сектора экономики.

Резервы пополнения неналоговых  доходов связаны в основном с  повышением эффективности использования  собственности через эффективное  регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности муниципальных предприятий. Продажа  неэффективной муниципальной собственности  инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов. Прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов.

Система бюджетных  расходов

Бюджетный кодекс РФ в целях  обеспечения единства подходов на различных  уровнях бюджетной системы определяет, что формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется на основании  единой методологии, нормативов минимальной  бюджетной обеспеченности, нормативов финансовых затрат на оказание государственных  услуг. Данные нормы и нормативы  устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Формирование расходов осуществляется в соответствии с заявленными  Президентом РФ и Правительством РФ приоритетами, содержащимися в  Бюджетном послании и основных направлениях финансово-бюджетной политики.

Основой для определения  объема расходов бюджета соответствующего уровня является прогнозируемый объем  мобилизации доходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Как уже отмечалось выше, бюджет является, прежде всего, инструментом для финансового обеспечения  задач и функций, решаемых государством и местным самоуправлением. К числу основных функций относятся: национальная оборона, правоохранительная деятельность, поддержание отраслей материального производства, обеспечение функционирования и развития учреждений и организаций здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, обеспечение проведение фундаментальных научных исследований, охрана окружающей природной среды, содержание государственных и муниципальных органов управления, обеспечивающих реализацию функций, международная деятельность, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней.

Расходы в зависимости  от их экономического содержания, в  соответствии с бюджетной классификацией, подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы – часть  расходов бюджетов, обеспечивающая текущее  функционирование органов государственной  власти, местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в виде дотаций субвенций, субсидий.

Капитальные расходы –  расходы, связанные с осуществлением инвестиций в действующие или  вновь создаваемые предприятия, организации, учреждения. Эти средства направляются на строительство, реконструкцию, приобретение оборудования. Капитальные  расходы приводят к увеличению или  созданию нового имущества.

В составе капитальных  расходов должен формироваться бюджет развития. На федеральном уровне создание и использование средств бюджета  развития предполагает принятие соответствующего закона.

На уровне субъектов, как  правило, формируются региональные инвестиционные программы или планы  капитального строительства.

Предоставление средств  из бюджетов осуществляется в следующих  формах:

- ассигнования на содержание  бюджетных учреждений;

- средств на оплату  товаров, работ, услуг, приобретаемых  в соответствии

с государственным или  муниципальным заказом;

- трансфертов населению  в виде установленных законодательством  выплат;

- ассигнований на осуществление  государственных полномочий, передаваемых  на другие уровни управления;

- бюджетных кредитов юридическим  лицам;

- субвенций и субсидий  физическим и юридическим лицам;

- инвестиций в уставные  капиталы юридических лиц;

- бюджетных ссуд, дотаций,  субвенций бюджетам других уровней;

- кредитов иностранным  государствам; средств на обслуживание  и погашение долговых обязательств, включая государственные или  муниципальные гарантии.

В соответствии с ведомственной  классификацией средства распределяются между главными распорядителями  кредитов, которые в свою очередь  направляют их распорядителям кредитов и бюджетополучателям.

В рамках изложенной системы  расходов государство обеспечивает реализацию соответствующей социально-экономической  политики.

Обеспечение приоритетов  этой политики обеспечивается соответствующим  распределением средств.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами соответствующего уровня. Иными слова это положение, когда при утверждении бюджета на часть расходов нет доходных источников. Однако это не означает, что источники не появятся в дальнейшем, в ходе исполнения бюджета.

Бюджетный кодекс определяет, что в случае принятия бюджета  на очередной год с дефицитом  федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным актом органа местного самоуправления утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Кодекс также устанавливает  предельный уровень дефицита бюджета  для каждого уровня бюджетной  системы. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ связан с объемов  доходов и не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета  субъекта РФ без учета помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процентов  объема доходов местного бюджета  без учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Кроме того, кодекс содержит еще одно ограничение, согласно которому текущие расходы бюджетов субъектов  РФ и муниципальных образований  не могут превышать объемов доходов  соответствующего бюджета. Следовательно, текущие расходы должны с одной  стороны быть обеспечены доходами, а с другой стороны их объемы должны определяться при формировании бюджетов с учетом планируемого объема доходов.

На федеральном уровне дефицит определяется как в суммовом выражении, так и в процентах  к валовому внутреннему продукту (ВВП). В последние годы федеральный  бюджет утверждается без дефицита и  даже с превышением доходов над  расходами.

Для федерального бюджета  определены две группы источников финансирования дефициты: внешние и внутренние.

Внешние источники определены в следующих формах:

- государственные займы,  осуществляемые в иностранной  валюте путем

выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- кредиты правительств  иностранных государств, банков  и фирм, международных финансовых  организаций, предоставленных в  иностранной валюте, привлеченные  Российской Федерацией.

Внутренние источники  финансирования дефицита определены следующих  формах:

- кредиты, полученные  Российской Федерацией от кредитных  организаций в валюте Российской  Федерации;

- государственные займы,  осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

- бюджетные ссуды и  бюджетные кредиты, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ;

- поступления от продажи  имущества, находящегося в федеральной  собственности;

- сумма превышения доходов  над расходами по государственным  запасам и резервам;

- изменения остатков средств  на счетах по учету средств  федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ несколько отличаются от федерального уровня и состоят  только из внутренних источников в  следующих формах:

- государственные займы,  осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени субъекта  РФ;

- бюджетные ссуды и  бюджетные кредиты, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы;

- кредиты, полученные  от кредитных организаций;

- поступления от продажи  имущества находящегося в государственной  собственности субъекта РФ;

- изменения остатков средств  на счетах по учету средств  бюджета субъекта РФ.

Для муниципального уровня источники финансирования дефицита бюджета по формам практически не отличаются от источников, определенных для субъекта РФ:

- муниципальные займы,  осуществляемые путем выпуска  муниципальных ценных бумаг от  имени муниципального образования;

- кредиты, полученные  от кредитных организаций;

- бюджетные ссуды и  бюджетные кредиты, полученные  из бюджетов других уровней;

- поступления от продажи  муниципального имущества;

- изменения остатков средств  на счетах по учету средств  местного бюджета.

На практике основными  источниками финансирования дефицита бюджета на уровне субъекта и на уровне муниципального образования  являются бюджетные ссуды и кредиты  коммерческих организаций. Займы не получили широкого распространения. Продажа  имущества – источник, который  по мере продаж имеет свойство уменьшаться  и в итоге является конечным.

 

Раздел 7. Финансовая поддержка субъектов Федерации

Система межбюджетных отношений. Принципы межбюджетных отношений. Формы финансовой поддержки субъектов  Федерации, их характеристика – бюджетный  кредит, дотации, субсидии, субвенции, инвестиции. Субвенции регионам из федерального бюджета. Предоставление бюджетных ссуд.

Информация о работе Лекции по "Бюджетной системе РФ"