Контрольная работа по "Бюджетной системе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

9.3. Расходы бюджетной системы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства.
9.9. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство.
Жилищно-коммунальное хозяйство – важная отрасль экономики, объединяющая две подотрасли – жилищное и коммунальное хозяйство.
Жилищное хозяйство включает жилые дома, производственно-снабженческие и транспортные хозяйства, обслуживающие жилищный фонд.

Файлы: 1 файл

бюджетная система.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

9.3. Расходы бюджетной  системы на судебную власть, правоохранительную  деятельность и обеспечение безопасности  государства

Правоохранительные  органы и органы обеспечения безопасности государства – это система  органов государственной власти, призванных защищать жизнь, конституционные права и свободы граждан, а также собственность граждан и государства от противоправных посягательств.

Правоохранительную  деятельность в Российской Федерации  осуществляет судебная система, прокуратура, специальные органы государственной безопасности (Федеральная служба безопасности РФ), органы Министерства внутренних дел РФ, органы Министерства юстиции, органы налоговой полиции, таможенные органы.

В Российской Федерации  правосудие осуществляется только судом. Судебная система РФ установлена Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Система судов состоит из трех частей: Конституционный Суд РФ, суды обеих юрисдикции, арбитражные суды.

Высшие инстанции  судов имеют следующие функции.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам органов власти разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации принятых законов, постановлений, уставов субъектов РФ и др.

Верховный Суд  Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет надзор за деятельностью арбитражных судов.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Генеральный  прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокуроромРФ.

Прокуратура РФ – орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным исполнением законов

всеми министерствами, ведомствами, организациями, должностными лицами и гражданами. На прокуратуру РФ возложено также привлечение к уголовной ответственности за совершение преступления.

Органы Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности выполняют функции по обеспечению безопасности государства в пределах своих функций, установленных законодательством.

В ст. 124 Конституции  Российской Федерации записано: «Финансирование  судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом».


 

9.9. Расходы  на жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство – важная отрасль экономики, объединяющая две подотрасли – жилищное и коммунальное хозяйство.

Жилищное хозяйство  включает жилые дома, производственно-снабженческие  и транспортные хозяйства, обслуживающие  жилищный фонд.

Коммунальное  хозяйство – совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, поселков и сел. Включает санитарно-гигиенические предприятия (водопровод, канализация, бани, прачечные), городской транспорт, энергетические предприятия (ТЭЦ, электростанции и др.), сооружения благоустройства (дороги, мосты), гостиницы, химчистки, коммунальные машины (очистки и уборки территорий населенных пунктов, мусоровозы, снегоочистители).

Объединение жилищного  и коммунального хозяйства в  единое жилищно-коммунальное хозяйство – важный фактор эффективного использования городского хозяйства, создание условий для развития материального производства и воспроизводства рабочей силы.

Являясь необходимой  и важной частью экономики страны, эта отрасль нуждается в выделении  значительных средств на содержание и развитие.

В дополнение к  тем источникам финансовых средств, которые получает жилищно-коммунальное хозяйство непосредственно с населения в виде платы за услуги, оно финансируется из бюджета.

В 2000 г. на поддержку  жилищно-коммунального хозяйства  из бюджетов территорий разных уровней  было направлено 2,8% валового внутреннего продукта, т.е. 198,9 млрд руб. Это кроме средств, выделяемых по Федеральной программе «Жилье».

Некоторые городские  и районные муниципальные органы власти заявляют о росте затрат на жилищно-коммунальное хозяйство и  недостатке средств на их финансирование. Основная причина тому – неоправданный рост численности административно-управленческого аппарата в этой сфере и фонда заработной платы, высокие цены на покупные энергоносители. Проводимая в стране реформа жилищно-коммунального хозяйства не дает положительных результатов потому, что она направлена на повышение цен на услуги ЖСК, т. е. ухудшение положения бедного населения, которое оказалось не в состоянии выдерживать повышенные цены на услуги. Главное в реформировании ЖКХ должно быть направлено на:

·    снижение роста расходов на содержание административно-управленческого аппарата жилищно-коммунального хозяйства;

·    повышение производительности труда в отрасли на базе механизации и автоматизации производственных процессов и учетных работ;

·    снижение затрат на обслуживание жилищного фонда на основе нормирования расходов электрической и тепловой энергии, удешевления ее стоимости;

·    повышение эффективности затрат на текущий ремонт жилищного фонда и городского хозяйства путем концентрации работ и средств в специализированных ремонтно-строительных организациях;

·    более полное использование внутренних резервов по модернизации старого жилищного фонда.

Наиболее важный резерв в водопроводном хозяйстве – снижение потерь воды из-за технического несовершенства и неисправностей внутрипроводного оборудования и его несвоевременного ремонта.

9.10. Бюджетные  расходы на социальную сферу

В последние  годы государство уменьшило свою роль в управлении отраслями, усилило  значение самоуправления предприятиями, акционерными обществами. Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах рыночной экономики, оно объективно вынуждено расходовать значительные средства на социальную сферу, науку и культуру.

В результате перераспределяемая часть средств через государственный бюджет доля ВВП увеличивается быстрее на обеспечение социальной сферы, науки и культуры, чем на отрасли производства. Так происходит не только в России, но и во многих зарубежных странах с развитой экономикой.

Быстрое развитие науки, культуры, образования, медицинского обслуживания, искусства (в российской статистике их объединяют под названием «социально-культурная сфера») вызвано самим характером современного общества, которое нуждается в удовлетворении социально-культурных потребностей. Потребность в быстром росте научных исследований, образования, культуры и искусства, жилищного обеспечения не может быть обеспечена только рынком. Государство должно повышать роль в поддержке социально-культурных мероприятий выделением средств из государственного бюджета, сбалансированностью государственного бюджета.

Расходы государственного бюджета выражаются в использовании  общегосударственного фонда финансовых ресурсов и территориальных фондов на государственное управление и  местное самоуправление, развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей экономики, а также на развитие социально-культурной сферы в порядке финансирования.

На социальную сферу и социальную политику в 2000 году было направлено 7,6% валового внутреннего продукта РФ. Бюджетные средства на указанную сферу предоставляются в порядке бюджетного финансирования, т. е. без возврата их бюджету. Однако в конечном итоге указанные затраты возмещаются обществу увеличением материальных и духовных благ, ростом общественного богатства.

Выделение средств  на социальную сферу соответствует  политике, направленной на социальную ориентацию экономики.

Социальная  ориентация экономики предполагает подчинение экономики задачам развития личности.

Необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена следующими факторами:

·    задачами сделать общественные отношения гуманными, предотвратить в обществе рост бедности и преступности;

·    создать условия для творческого труда с удовлетворением разумных потребностей человека творческого труда;

·    необходимостью создания нормальных условий жизни людей, рационального удовлетворения их материальных и духовных потребностей;

·    задачами формирования эффективной системы социальной защиты, в том числе сдерживания роста безработицы, обеспечения пособий для нетрудоспособных лиц по болезни;

·    задачами поддержания стабильного уровня реальных доходов хозяйства, малых производств, проведения инфляционных мер и индексации доходов.


 

9.11. Бюджетные  расходы на образование

Образование – процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование – необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования – обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием.

Наука об образовании вкладывает в образование также самообразование, участие в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается  требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

Основные принципы государственной  политики в области образования  сформулированы в Федеральном законе «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ и в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

Под образованием в Законе «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующими документами. Гражданам Российской Федерации Конституцией РФ гарантируется возможность получения образования без ограничений. Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатность общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.

На начало января 2001 года численность учащихся в общеобразовательных  учреждениях России составила 20,5 млн  человек, в учреждениях начального профессионального образования – 1,7 млн человек. В средних специальных учебных заведениях обучалось 2,6 млн студентов, в высших учебных заведениях – 4,7 млн студентов.

В соответствии с Федеральным законом «Об  образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ установлены образовательные цензы общего образования: основное общее образование (лица, получившие документ об окончании 9-го класса общеобразовательного учреждения), среднее (полное) общее образование (лица, получившие документ об окончании 11 (12) класса).

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях  среднего профессионального образования (средних специальных учебных  заведениях), высшее профессиональное образование – в общеобразовательных  учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

Реализация  конституционных прав граждан на образование должна быть обеспечена путем создания условий для получения  образования, достигаемых, прежде всего  финансированием образовательных  учебных учреждений.

И, как отмечено выше, деятельность учреждений образования  не может быть обеспечена только рынком, потребности общества в образовании, их удовлетворение должны быть осуществлены поддержкой государства путем бюджетного финансирования, т.е. практически за счет налогоплательщиков, внесших часть своих доходов в бюджет.

В расходы на образование включены расходы на:

·   дошкольное образование;

·   общее образование;

·   начальное профессиональное образование;

·   среднее профессиональное образование;

·   переподготовку и повышение квалификации;

·   высшее профессиональное образование;

·   прочие расходы в области образования.

Основные задачи в области финансирования учреждений образования:

увеличить размеры  бюджетных средств на финансирование образования, сделав его приоритетным; усовершенствовать структуру расходов внутри отрасли «Образование», увеличив долю расходов на школьное и высшее образование по опыту зарубежных промышленно развитых стран.

Вложения в  отрасль «Образование» не пропадают  бесцельно. Они дают эффективность как в производственной, так и в непроизводственной сфере.

При определении эффективности вложений в отрасль «Образование» учитывается  повышение производительности труда  благодаря вовлечению в производство более квалифицированных рабочих и управленческих кадров. В непроизводственной сфере повышается качество услуг благодаря вовлечению в отрасль обучаемых, образованных кадров.

С развитием  образования повышается культурный уровень общества, коренной переворот  в духовном развитии страны.

9.12. Расходы  бюджета на поддержку отраслей  культуры, искусства, кинематографии  и средств массовой информации

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура включает в себя результаты познания произведений искусства, нормы морали и права. Культура меняется с переходом от одной формации к другой, при этом наследуется все ценное в культуре прошлого. После социалистической революции в России утверждалась культура социалистическая по содержанию, многообразная по национальным формам и интернациональная по своему духу и характеру. Функции культуры в современных условиях состоят в обогащении человека духовными и научными ценностями.

Комплекс «Культура» как отрасль представляет собой  совокупность учреждений и организаций, решающих задачи обогащения человека духовными и научными ценностями.

Правовая база сохранения и развития отечественной культуры – Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1.

С культурой  тесно связано искусство и  кинематография.

Искусство –  художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, а также живопись.

Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись – важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета.

В литературе последних лет искусство рассматривается как форма общественного сознания, освоения мира, как органическое единство созидания, познания, оценки и человеческого общения, как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Кинематография – отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, один из массовых видов искусства, важное средство политической и научной пропаганды. Правовой базой поддержки кинематографии является Закон РФ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ.

Средства массовой информации – систематическое распространение  сообщений через печать, радио, телевидение, кино с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей, распространение культуры, рекламы. Учреждения культуры и искусства не могут быть обеспечены только рынком, они поддерживаются обществом

9.13. Расходы  бюджета на здравоохранение и  физическую культуру

Здравоохранение – система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. В России по Конституции РФ (ст. 41) каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов.

Кроме этого  в России финансируются федеральные  программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется развитие физической культуры и спорта.

Эффективность вложения средств в здравоохранение  в обществе определяется тем, что  здравоохранение увеличивает фонд фактически отработанного времени  в смежных отраслях экономики  вследствие снижения заболеваемости продления  работоспособности человека.

Основным фактором роста социально-экономических; результатов  от здравоохранения являются строительство  новых и расширение действующих  учреждений здравоохранения и улучшение  медицинского обслуживания.

9.14. Расходы  бюджета на социальную политику

Социальная  политика – сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства.

В Конституции  Российской Федерации провозглашено: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39). На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов.

Правовой основой  социальной политики является Федеральный  закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов.

В расходы бюджетов включаются следующие виды затрат:

·    содержание учреждений социального обеспечения и службы занятости;

·    содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

·    содержание учреждений по обучению инвалидов;

·    социальная помощь;

·    возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф;

·    программы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

·    средства, передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособий военнослужащим в соответствии с законодательством РФ;

·    выплаты пособий и пенсий другим категориям граждан;

·    компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций;

·    финансирование кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и подростков;

·    субсидии из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального налога;

·    пенсии военнослужащим и членам их семей;

·    выплаты пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;

·    расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами;

·    расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;

·    расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов;

·    оплата на установки телефона ветеранам и инвалидам;

·    прочие расходы социального характера.



Информация о работе Контрольная работа по "Бюджетной системе"