Эволюция Пенсионного фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально–экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Эволюция Пенсионного фонда Российской Федерации
1.1 История становления пенсионного обеспечения в России
1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации
Глава 2. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития
2.1 Организационно-правовые основы деятельности фонда
2.2 Цели и задачи фонда
2.3 Порядок формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ
2.4 Направления и порядок использования средств фонда
2.5 Анализ доходов и расходов бюджета фонда
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 114.66 Кб (Скачать файл)

-  также в бюджете на каждый год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.

За счет средств Пенсионного  фонда финансируются программы  по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных  пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.

В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону  повышения также за счет Пенсионного  фонда. ПФ РФ финансирует различные  программы по социальной поддержке  инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

Особый интерес к формированию и исполнению бюджета Пенсионного  фонда РФ последних лет объясняется  также рядом дополнительных обстоятельств, связанных с реализацией уже  принятых и готовящихся нормативных  актов. С 1 января 2007 года вступили в  силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах  государственной поддержки семей, имеющих детей" и Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873. Эти нормативные акты устанавливают  право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в  которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок  или последующие дети, если при  рождении второго ребёнка право  на получение этих средств не оформлялось). Размер материнского капитала в 2010 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек. Для владелиц сертификата, которые  уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет  увеличен с учетом темпов роста инфляции.

Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую  трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует  Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство. Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии.

Еще одна статья расходов бюджета  Пенсионного фонда, появившаяся  в 2010 году, связана с валоризацией. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая  направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой "советский" трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие  трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них  до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год  советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации  размер пенсии в сумме с другими  причитающимися пенсионеру выплатами  оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая  социальная доплата. Если пенсионер  живет в регионе, где прожиточный  минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная  соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Бюджет ПФ РФ как основной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового  учреждения нашей страны, содержит много и других не менее важных для каждого пенсионера моментов.

Основными задачами бюджетной  политики Пенсионного фонда РФ на будущий период являются финансовая стабилизация системы и обеспечение  своевременной выплаты пенсий.

 

2.5 Анализ доходов  и расходов бюджета фонда

Российское социальное обеспечение  держится на трех страховых китах, трех фондах социального страхования: Пенсионном фонде России (ПФР), Фонде социального страхования (ФСС) и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Взносы в фонды отчисляются с доходов, в этих организациях они аккумулируются и перераспределяются. Часть собранных взносов ежегодно возвращается в виде пенсий, пособий по временной нетрудоспособности или оплаты медицинской помощи, часть – откладывается до тех пор, пока человек не достигнет пенсионного возраста. Размеры возвращаемых средств зависят от взносов, а также эффективности работы фондов, в отличие от органов соцзащиты, чья деятельность целиком зависит от федерального и региональных бюджетов.

За годы преобразований фонды  социального страхования превратились из страховых организаций в федеральные  филиалы Минздравсоцразвития, которое переложило на них многие непосредственные функции и сделало зависимыми от федеральных ассигнований. Это значит, что недополучение федеральным бюджетом доходов моментально отразится на системе социального страхования, то есть на пенсиях, выплатах и пособиях.

Прогноз Минэкономразвития  по росту фонда заработной платы  в 2008-2010 годах заставляет задуматься, за счет каких средств власти собираются выполнять пенсионное обещание. По расчетам, суммарный фонд заработной платы в целом по стране в 2008 году составил 8 921,0 млрд., в 2009 году – 10 299,0 млрд., в 2010 году он составит 11 771,0 млрд. рублей. За три года главная составляющая налогооблагаемой базы по ЕСН вырастет всего на 32%, тогда как пенсии должны вырасти в два раза больше, на 65%. Это произойдет за счет увеличения бюджетных ассигнований.

Проанализируем доходы и  расходы бюджета Пенсионного  фонда в 2008-2010 г.г.

Таблица 1 - Доходы ПФР в 2008-2010 гг. (млрд. рублей)

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий объем доходов, в  том числе

2 330,6

2 669,5

3 179,8

за счет страховых взносов

в %% к доходам

1020,6

43,8%

1175,6

44,0%

1335,2

42,0%

за счет федерального бюджета, из них

1280,3

1 456,4

1801,4

на выплату базовой  части пенсии

707,7

876,6

1033,0

Справочно: средства пенсионных накоплений на конец года

652,7

898,0

1 183,5


Данные иллюстрируют неблагоприятную  обстановку в российской пенсионной системе. Ежегодно федеральный бюджет будет вливать в ПФР в среднем 57% необходимых средств. За три года поступления от страховых пенсионных взносов вырастут всего на 30,8%, тогда  как ассигнования из бюджета –  на 40,7%. Доля федерального бюджета, направляемая в ПФР в 2008 году составила 19,3%, в 2009 году – 19,5%, в 2010 году составила 22,3%. Пятая часть федерального бюджета ежегодно будет направляться пенсионерам.

Есть еще один нюанс, который  нам пригодится ниже. Страховые взносы, суммарно составляющие в 2008 году 1020,6 млрд. рублей, подразделяются на 810,0 млрд. рублей страховой части и 210,3 млрд. рублей части накопительной. В 2009 году соответственно - 922,6 млрд. и 253,0 млрд. рублей, в 2010 году - 1035,9 млрд. и 299,3 млрд. рублей.

Расходы ПФР в 2008-2010 годах  не менее занимательны, чем доходы.

Таблица 2 - Расходы ПФР  в 2008-2010 гг. (млрд. рублей)

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий объем расходов, в  том числе

2 099,9

2 464,8

2 877,8

Выплата трудовых пенсий,

в том числе страховой  части

1 615,2

929,2

1 923,5

1073,0

2 235,3

1 232,6

Социальные пенсии

66,6

85,8

102,2

Расходы на осуществление  ежемесячной денежной выплаты (монетизация  льгот)

251, 7

266,5

282,2

Финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности ПФР

46,9

49,1

49,1

Расходы на выплату "материнского капитала"

-

-

55


Попробуем подсчитать реальную величину дефицита бюджета ПФР.

Трансферты, перечисляемые  из бюджета в ПФР, представлены в  первой таблице. Таким образом, только по базовой части пенсии дефицит  пенсионной системы в 2008 году составил 264,9 млрд., в 2009 году – 370,6 млрд., в 2010 году составил 459,3 млрд. рублей.

Дефицит ПФР по страховой  части в 2008 году составил 119,2 млрд., в 2009 году - 150,4 млрд., в 2010 году – 196,7 млрд. рублей.

Итого: дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2008 году составил 384,1 млрд. рублей, в 2009 году – 521,0 млрд. рублей, в 2010 году – 656,0 млрд. рублей.

Сравним с официальными данными  по дефициту, представленными в проекте  бюджета ПФР, составленным с учетом федеральных вливаний. Бюджет фонда  по распределительной составляющей сформирован в 2008 году с профицитом в сумме 27,6 млрд. рублей, в 2009 году с текущим дефицитом в сумме 40,6 млрд. рублей, в 2010 году с профицитом в сумме 16,5 млрд. рублей.

Таким образом, спрогнозированный  на 2008-2010 г.г. бюджет фонда не совпадает  с реальной ситуацией, сложившейся  в сфере пенсионного обеспечения.

Дополнительно Пенсионному  фонду РФ доверено осуществлять некоторые  выплаты по социальному обеспечению. Это ежемесячное материальное обеспечение граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Родиной, ежемесячные денежные выплаты, связанные с монетизацией льгот, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно, социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, возмещение уплаты страховых взносов в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву.

Все это осуществляет ПФР, а расходы на организацию процесса проходят по статье "Финансовое и  материально-техническое обеспечение  текущей деятельности ПФР", то есть осуществляются за счет пенсионных взносов  граждан РФ.

По этой статье запланированы  огромные затраты – более $1,8 млрд. ежегодно. В народе бытует мнение, что  основная часть этих расходов материализуется  в содержании органов пенсионного  обеспечения. В 2008-2010 годах ПФР потратит на содержание органов фонда по всей стране в среднем 47,1 млрд. рублей, а  на капитальные вложения и проектные  работы по строительству объектов –  в среднем 1,1 млрд. рублей.

Еще одна не относящаяся  к фонду статья расходов ПФР, отмеченная в таблице 2 – выплата "материнского капитала", которая началась в 2010 году. Сумма выплаты на одного ребенка  в начале действия национального  проекта составляла 250 тыс. рублей. В  последующие годы она пересчитывалась. В бюджете на 2010 год предполагается выплатить (перевести на ипотеку, образование, дополнительное пенсионное обеспечение) 55 млрд. рублей. В пересчете на головы, в 2010 году ПФР "осчастливит" 220 тыс. семей. По статистике треть родов  приходится на второго или третьего ребенка. За 2007 год родилось порядка 500 тыс. детей, чьи матери имеют право  на получение "материнского капитала", общая же сумма необходимых средств  составит 125 млрд. рублей. В бюджете  ПФР предусмотрено в 2,3 раза меньше.

Таким образом, проанализировав  динамику доходов бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2008-2010 г.г., можно выявить увеличение средств  федерального бюджета в финансировании пенсионной системы. Это свидетельствует  об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. Основными  причинами увеличения доли средств  федерального бюджета в бюджете  ПФР являются: возложение на ПФР  дополнительных функций по осуществлению  отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО - дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, материнский (семейный) капитал).

В структуре расходов бюджета  пенсионного фонда России преобладают  расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой  и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части.

Информация о работе Эволюция Пенсионного фонда Российской Федерации