Этапы становления и развития бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические основы бюджета и бюджетного устройства;
проведен ретроспективный анализ этапов становления бюджетной системы в России

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 4
1.1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство 4
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система 7
ГЛАВА 3. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
3.1. Бюджетная система дореволюционной России 10
3.2. Бюджетная система СССР 14
3.3. Современное бюджетное устройство Российской Федерации 19
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
3.1. Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы РФ в среднесрочной перспективе 24
3.2. Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и на среднесрочную перспективу 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Файлы: 1 файл

Этапы становления и развития бюджетной системы РФ.doc

— 661.50 Кб (Скачать файл)

Оставшаяся часть Федерального фонда финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации будет распределяться для регионов, уровень бюджетной  обеспеченности которых не превышает  установленное пороговое значение с учетом полученных средств группой  наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации.

Изменение порядка распределения  средств Федерального фонда финансовой поддержки позволит повысить доходы наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации, сохранив при этом стимулы  к повышению уровня собственных доходов, поскольку даже после применения выравнивающих механизмов, субъект Российской Федерации, имевший до получения финансовой помощи более высокий уровень доходов в расчете на одного жителя с учетом удорожающих факторов, сохранит свое преимущество.

Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов является правопреемником для действовавшего в 2002-2004 гг. Фонда реформирования региональных финансов.

В новом порядке Фонда  предусмотрено расширение количества участников до 8 субъектов Российской Федерации с 2005 года, а с 2006 года включаются в число получателей средств фонда 8 муниципальных образований.

Средства Фонда будут  распределяться между отобранными  на конкурсной основе субъектами Российской Федерации, осуществляющими реализацию программ реформирования региональных финансов, и направляться на реализацию указанных программ, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, иные социальные расходы.

Принимая во внимание, что в 2005 году средства будут предоставляться только субъектам Российской Федерации в рамках одного конкурса, общий объем средств Фонда сокращен на 0,6 млрд. рублей по сравнению с текущим годом.

В бюджете 2005 года сохранилась финансовая поддержка закрытых административно-территориальных образований, как муниципальных образований, на территории которых находятся объекты, выполняющие федеральные функции.

При этом, на 2005 год предусматривается  индексация расходов на предоставление средств федерального бюджета бюджетам закрытых административно-территориальных образований.

В 2005 году будут предусмотрены  межбюджетные трансферты из федерального бюджета 43 ЗАТО против 42 в 2004 году. Так  как, Указом Президента Российской Федерации  от 13 ноября 2003 г. № 1347 “О преобразовании поселков Михайловский и Новооктябрьский Саратовской области в закрытое административно-территориальное образование – поселок Михайловский Саратовской области“ статус ЗАТО присвоен поселку Михайловский Саратовской области.

В расходах федерального бюджета на 2005 год сохранен уровень финансовой поддержки из федерального бюджета города – курорта Сочи в сумме 1,2 млрд. рублей.

Финансирование программ развития наукоградов осуществляется в соответствии с Федеральным  законом от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ “О статусе наукограда Российской Федерации“.

Распределение указанных  средств будет осуществляться в 2005 году по городам, получившим статус наукограда Российской Федерации на момент принятия Федерального закона “О федеральном бюджете на 2005 год“, с учетом программ развития городов-наукоградов и участия в их финансировании средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Финансирование Всероссийского конкурса на звание “Самый благоустроенный  город России” будет производиться  на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 1997 г. № 528, которым предусмотрено ежегодное выделение средств в сумме 100,0 млн. рублей.

В проекте федерального бюджета на 2005 год предусмотрено 100,0 млн. рублей, в том числе 98,5 млн. рублей – на премирование городов  – победителей указанного конкурса и 1,5 млн. рублей – на расходы по проведению конкурса.

Финансирование расходов по содержанию объектов жилищно-коммунального  хозяйства и социальной сферы, переданных в ведение местных органов  самоуправления, производится в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 235, на основании которых предприятия и организации различных министерств и ведомств передают в ведение органов местного самоуправления объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации  от 17 октября 2002 г. № 1453-р передача объектов федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными унитарными и федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями завершается 31 декабря 2004 года (в основном это касается объектов МПС России, Минобороны России, Минюста России, ФПС России). Этим же распоряжением Минфину России поручено предусматривать в федеральном бюджете на 2003 – 2007 годы выделение бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на возмещение убытков, связанных с содержанием объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в муниципальную собственность.

В федеральном бюджете на 2005 год размер указанных дотаций запланирован в размере 5,4 млрд. рублей.

Подраздел “Фонды компенсаций“ сформирован строго в соответствии с нормативной потребностью в обеспечении федеральных полномочий, передаваемых для исполнения на региональный и местный уровни бюджетной системы.

С учетом разграничения  полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации  в 2005 году в состав Фонда компенсаций включены расходные обязательства Российской Федерации, передаваемые для исполнения регионам.

Предусматривается передать в ведение субъектов Российской Федерации обязательства по реализации обязательств Российской Федерации  по отдельным категориям граждан в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. На эти цели предусматривается выделить 25 млрд. руб.

Также предусматривается  передать в ведение регионов обязательства  по предоставлению льгот, установленных  Законом Российской Федерации от 9 июня 1993 г. № 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов". На эти цели в федеральном бюджете на 2005 год предусмотрено 3,5 млрд. рублей.

В состав Фонда могут  быть включены и другие расходные  обязательства Российской Федерации  с учетом конкретных положений проекта федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Распределение средств  Фонда компенсаций между субъектами Российской Федерации будет проводиться в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным законодательством, пропорционально численности соответствующих категорий получателей бюджетных средств и нормативных расходов на реализацию передаваемых обязательств.

В 2005 году предусмотрено финансирование работ по сбору и утилизации радиоактивных отходов (МосНПО “Радон”) в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1996 г. № 29-ФЗ “О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов” и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 238, финансирование работ, выполняемых на особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производствах и объектах, должно осуществляться на соответствующий год в составе расходов федерального бюджета. В проекте федерального бюджете на 2005 год для утилизации плановых радиоактивных отходов бюджетные ассигнования ГУП МосНПО “Радон” предусмотрено 1,0 млрд. руб. с учетом стоимости потребляемых товарно-материальных ценностей и тарифов на коммунальные услуги, обеспечения модернизации и технического перевооружения оборудования и приборов, внедрения новых технологий, а также принятия мер по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц на территорию организаций, где хранятся не вывезенные радиоактивные отходы.

Подраздел “Фонд регионального  развития“ сформирован с целью  повышения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, в  том числе путем улучшения  обеспеченности инженерной и социальной инфраструктурой.

Фонд регионального  развития сохранит основные принципы формирования и распределения, используемые в предшествующие годы. Вместе с  тем, в целях обеспечения основной задачи Фонда – сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов – будет усовершенствована методика распределения средств в рамках Федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально - экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)", предусматривающая выделение средств на условиях софинансирования.

Предусматривается осуществить  инвентаризацию программ развития регионов, финансируемых за счет средств Фонда  регионального развития, имея ввиду  концентрацию ресурсов на обеспечение  приоритетных для Российской Федерации направлений социально-экономического развития регионов.

С учетом требований нового бюджетного законодательства в состав Фонда регионального развития войдут субсидии на поддержку дорожного  хозяйства, поскольку указанные  средства направляются на мероприятия по созданию и поддержке региональной и муниципальной собственности. Распределение этих средств будет осуществлено в рамках общей методологии распределения финансовой помощи с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и потребности в получении соответствующих капитальных трансфертов.

Кроме того, в соответствии с реализуемым направлением по повышении  эффективности федеральных целевых  программ, методология распределения  Фонда регионального развития будет  дополнена механизмами оценки результативности производимых программно-целевых расходов.

Заключение

Основные приоритеты бюджетных расходов на 2005 год лежат  в сфере финансового обеспечения  социальных реформ, модернизации военной  организации государства, развития общественной инфраструктуры.

Снижение единого социального  налога может привести к возникновению  в 2005 году текущего дефицита бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации. В этих условиях необходимо предусмотреть  возможность выделения из федерального бюджета средств Пенсионному фонду Российской Федерации, с тем чтобы обеспечить безусловное выполнение обязательств государства по выплате пенсий.

Следует определить и  законодательно закрепить объем  государственных гарантий в сфере  здравоохранения и подкрепить их необходимыми финансовыми ресурсами. Финансовые взаимоотношения федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования должны строиться с учетом формирования в субъектах Российской Федерации механизмов страхования неработающего населения.

Требуется кардинально пересмотреть действующий механизм обеспечения жильем военнослужащих. При этом должна использоваться накопительно-ипотечная схема, в соответствии с которой средства на приобретение жилья зачисляются на индивидуальные счета военнослужащих. Новую систему обеспечения жильем следует ввести для военнослужащих, которые будут заключать контракты о прохождении военной службы после 1 января 2005 г. В отношении военнослужащих, проходящих службу в настоящее время, необходимо выполнить ранее принятые обязательства по обеспечению их жильем.

В целях повышения  эффективности бюджетных расходов на государственное управление необходимо поэтапно внедрять современные методы прогнозирования, финансирования, оценки деятельности, стимулирования, материально-технического обеспечения федеральной государственной гражданской службы.

Следует продолжить работу по оптимизации государственного сектора  экономики. Организации, непосредственно  не обеспечивающие реализацию функций  государства, подлежат снятию с бюджетного финансирования. Для этого требуется создать законодательную базу приватизации государственных (муниципальных) учреждений либо их преобразования в иные некоммерческие организации.

Уже в 2005 году необходимо прекратить реализацию неэффективных  и (или) должным образом не проработанных федеральных целевых программ, а высвобождаемые ресурсы сконцентрировать на стратегических программах развития социальной сферы и инфраструктуры в соответствии с определенными приоритетами.

Совершенствование межбюджетных отношений

В 2005 году предстоит внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, что позволит закрепить на долгосрочной основе распределение налоговых доходов и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы, а также механизмы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из бюджетов всех уровней.

Подготовка проектов федерального и региональных бюджетов на 2006 год и последующие годы должна осуществляться с учетом нового бюджетного законодательства, которое станет прочной основой для стабильного, не подверженного ежегодным изменениям распределения налогов между уровнями бюджетной системы. Это повысит качество среднесрочного бюджетного планирования и ответственность регионов за реализуемую бюджетную политику.

В 2005 году предстоит скорректировать  действующую систему распределения финансовой помощи регионам из федерального бюджета. Процедура формирования и распределения межбюджетных трансфертов должна стать более прозрачной.

Принимая во внимание расширение с 2005 года полномочий органов  государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, усиление их ответственности за реализацию возложенных социальных обязательств, необходимо повысить эффективность финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета. Особое значение в этих условиях приобретает предоставляемая на условиях софинансирования финансовая помощь, которая позволяет создать стимулы для исполнения регионами социальных обязательств, обеспечить соблюдение ими федеральных стандартов, улучшить состояние региональных финансов.

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы РФ