Экономическая сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение государственного бюджета как инструмента государственного регулирования.
Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 5
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета.. 5
1.2 Структура доходов и расходов государственного бюджета 8
1.3 Бюджетный дефицит и профицит 11
1.4 Функции государственного бюджета 14
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 18
2.1 Доходы Российской Федерации 18
2.2 Расходы Российской Федерации 21
2.3 Внебюджетные и целевые бюджетные фонды РФ. 24
3 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

Итак, федеральные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика.

Налоги субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов федерального значения) устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования.

Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

  1. налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  2. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  3. налоги на совокупный доход;
  4. налоги на имущество;
  5. платежи за пользование природными ресурсами;
  6. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

  1. доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  3. доходы от реализации государственных запасов;
  4. доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  5. поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  6. административные платежи и сборы;
  7. штрафные санкции, возмещение ущерба;
  8. доходы от внешнеэкономической деятельности.

Для предотвращения утаивания доходов от налогообложения налоговые органы будут иметь право в случае явного несоответствия между образом жизни налогоплательщика и его официально уплачиваемыми налогами применять метод определения величины подоходного налога по внешним признакам богатства.

Важнейшее значение для стабилизации налоговой и бюджетной системы страны будет иметь пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль, подоходному налогу, НДС. В необходимых случаях (в частности, предприятиям обществ инвалидов) отмена льгот может быть компенсирована прямыми ассигнованиями из бюджета.

Необходимо придать налоговому законодательству большую четкость и “прозрачность”, не оставляющую места для неоднозначного толкования налоговых норм. В этих целях для улучшения собираемости налогов и предотвращения уклонения от налогообложения должны быть осуществлены меры по рационализации и упрощению бухгалтерского учета, определению экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость продукции.

Борьба с предоставлением незаконных льгот и с ведением не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности должна вестись через ужесточение контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в “теневой” сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшорными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и “третьих лиц”.

 

2.2 Расходы Российской Федерации

 

В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:

  1. заработная плата; 
  2. начисления на заработную плату;
  3. канцелярские и хозяйственные расходы;
  4. командировки и служебные разъезды;
  5. стипендии;
  6. расходы на питание;
  7. приобретение медикаментов и перевязочных средств;
  8. приобретение оборудования и инвентаря;
  9. приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
  10. государственные капитальные вложения;
  11. капитальный ремонт;
  12. содержание сооружений благоустройства;
  13. геологоразведочные работы;
  14. проектирование;
  15. государственная дотация;
  16. операционные расходы;
  17. платежи по ссудам;
  18. возмещение разницы в ценах;
  19. прочие расходы.

 

Таблица 2.1 – Расходы федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

Расходы федерального бюджета

2009г

2010г

2011г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

1 143,28

11,24

1 172,35

9,26

1 135,45

8,21

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

712,57

7,01

734,95

5,81

806,93

5,84

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

756,84

7,44

833,60

6,59

888,74

6,43

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

1 063,31

10,46

1 165,78

9,21

1 371,49

9,92

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

81,02

0,80

82,25

0,65

79,38

0,57

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

13,80

0,14

14,67

0,12

15,05

0,11

ОБРАЗОВАНИЕ

410,44

4,04

448,50

3,54

465,42

3,37

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

114,06

1,12

114,13

0,90

114,32

0,83

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ

349,87

3,44

365,85

2,89

367,54

2,66

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

310,26

3,05

338,62

2,68

307,88

2,23

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

2 987,11

29,38

3 617,57

28,58

3 994,42

28,89

УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ

-

0,00

258,00

2,04

565,90

4,09

СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ

2 225,37

21,89

3 512,17

27,75

3 712,10

26,85

ВСЕГО

9 024,65

100,00

10 320,31

100,00

11 317,68

100,00


 

Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны (18 %). Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

 

     

Рисунок 2.1 - Классификация расходов государственного бюджета РФ

     

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

 

2.3 Внебюджетные  и целевые бюджетные фонды РФ

 

Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10.10.91 г. № 1734-1. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача “разгрузить” бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. Одновременно с социальными были созданы иные внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных.

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы России. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену — бюджету. “Из недр” бюджета появились внебюджетные фонды, среди них ведущее место заняли социальные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов: с их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источников и, чаще всего, строго целевое использование их средств.

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. Специальные фонды или счета появились задолго до возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными: одни открывались, другие аннулировались. Поскольку они не утверждались парламентом, правительство могло использовать такие средства бесконтрольно. Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденные расходы.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

Социальные внебюджетные фонды, за исключением Фонда занятости, самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Однако эта самостоятельность имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию и использование средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета