Характеристика биржевого товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Биржи представляют собой оригинальный институт рыночной экономики, имеющий свои конкретные, специфические функции. В результате развития биржевого рынка сформировалось понятие биржевого товара, различные виды которого, хотя и обладают определенными и имеющими естественную природу общими свойствами, тем не менее, достаточно многочисленны и разнообразны – от сырья до фондовых индексов, не имеющих материально – вещественной формы.
В соответствии с законом, биржевой товар - не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в т. ч. стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимость и объектыинтеллектуальной собственности (ст. 9 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г.).

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1. Товарная биржа………………………………………………………….4
2. Биржевой товар…………………………………………………………..5
3. Примеры биржевых товаров на некоторых товарных биржах……….7
4. Биржевые товары на фондовых биржах………………………………..8
5. Сущность сделок на товарной бирже…………………………………10
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованных источников……………………………………16

Файлы: 1 файл

биржевое дело.docx

— 32.36 Кб (Скачать файл)

К биржевому товару также относятся  опционы, которые имеют свою цену и могут перепродаваться. Естественно, что биржевым товаром является валюта. В 1982 году одна из бирж США – Торговая палата Канзас-сити – начала осуществлять фьючерсные сделки на нематериальный товар – фондовый индекс Value Line Average (VLA). Такие сделки быстро стали чрезвычайно популярными. С тех пор список фондовых индексов, используемых в качестве инструментов фьючерсных сделок, еще более расширился.

 

 

 

4.Сущность сделок на товарной бирже

 

Биржевая  сделка – это соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара, допущенного к обращению на бирже, находящее отражение в биржевом договоре (контракте), заключенном участниками биржевой торговли в ходе биржевых торгов.

Основанием  для заключения сделки является устное согласие брокера, высказанное им в  процессе гласно проводимых торгов, зафиксированное  маклером, обслуживающим товарную секцию на бирже.

Сделка  считается заключенной с момента  ее регистрации на бирже.

При совершении сделки стороны согласовывают  между собой ее содержание, т.е. круг вопросов, решаемых при ее заключении.

Условиями содержания сделки являются:

- наименование товара;

- его качество;

- количество товара (партия  товара, лот);

- цена и форма оплаты  да купленный товар;

- базис (форма) поставки (распределение расходов по транспортировке,  хранению и страхованию товара, являющегося объектом сделки  между покупателем и продавцом);

- местонахождение  (пункт доставки) товара;

- срок исполнения сделки  и условия поставки.

При совершении сделки обязательному оглашению  подлежат три ее аспекта - наименование купленного товара, его количество и цена. Остальные условия содержания сделки могут не оглашаться и составлять ее коммерческую тайну.

В настоящее время современные  российские биржи не имеют строго установленных требований в отношении  количества товара, выставляемого на торг. В зарубежной же практике партия товара, включенная в один контракт, строго определена и учитывает потребности  определенных групп покупателей  и продавцов, а также ориентирована  на емкость (вместимость) основных транспортных средств, используемых для перевозки  данных грузов.

Существенным  моментом сделки является цена товара. Сделка может заключаться:

1) по текущей цене биржевого  дня (цена, зафиксированная в момент  заключения сделки, — объявленная  или установленная при аукционе);

2) по заданной цене;

3) по лимитной цене (в оговоренном  пределе колебания цен: от и  до);

4) по цене на определенную дату (первый день, второй, ….., последний  день торга);

5) по справочной цене, зафиксированной  на момент открытия или закрытия  биржи.7

Биржевые  сделки, заключенные на товарной бирже, классифицируются по разным признакам. Одним из признаков является наиболее часто встречаемый объект торга, который может быть представлен  как в качестве реального товара, так и в качестве контракта, предоставляющего право на товар или на его заключение. В соответствии с данным признаком  биржевые сделки принято делить на две группы: сделки с реальным товаром; сделки без реального товара.

Сделки  с реальным товаром подразделяют на: сделки на наличный товар, форвардные или срочные сделки, сделки с условием, бартерные сделки.

Сделками  на наличный товар называют такие  сделки, которые совершаются на товар, находящийся во время торга на территории биржи в принадлежащих  ей складах или ожидаемый к  прибытию на  биржу в день торга  до окончания биржевого собрания, а также на товар, находящийся  на момент заключения сделки в пути; на отгруженный или готовый к  отгрузке товар, находящийся на складе продавца.

Форвардные  или срочные сделки - это взаимная передача прав и обязанностей в отношении  реального товара с отсроченным  сроком поставки. Они бывают двух видов:

Сделка  с залогом - это договор, в котором  один контрагент выплачивает другому  контрагенту в момент его заключения сумму, определенную договором между ними в качестве гарантии исполнения своих обязательств.

Сделка  с премией - это договор, при котором  один из контрагентов на основании  особого заявления до определенного  дня за установленное вознаграждение (премию) получает право потребовать  от своего контрагента либо выполнения обязательств по договору, либо полностью  отказаться от сделки.

Сделки  с условием — это соглашения, при заключении которых брокер должен выполнить определенные поручения  клиента.

Бартерные сделки — это соглашение на товарообменные сделки с передачей права собственности  на товар без платежа деньгами (натуральный обмен), т.е. сделки, при  которых "товар" меняется на "товар" или "товар + деньги”.

Сделки  без реального товара в настоящее  время делятся на фьючерсные и опционные.

Фьючерсные  сделки представляют собой взаимную передачу прав и обязанностей в отношении  стандартных контрактов на поставку биржевого товара. Их задачей, как  правило, является не покупка или  продажа, а выявление цены, страхование (хеджирование) сделок с наличным (реальным) товаром или получение в ходе перепродажи или после ликвидации сделки разницы от благоприятного изменения  цен.

Отличительной особенностью фьючерсной сделки является то, что объектом выступает не товар, а биржевой контракт, предусматривающий  куплю-продажу строго согласованного количества товара установленного сорта (марки) с минимально допустимыми  отклонениями, поставляемого на определенных условиях оплаты транспортных средств. Фьючерсные сделки заключаются по стандартам еще не произведенного товара. Контракты  по фьючерсным сделкам многократно  заключаются и ликвидируются  до тех пор, пока не подойдет срок поставки или указанный товаропроизводителем срок продажи.

Опционные сделки выступают логическим продолжением фьючерсных сделок. Отличительной их особенностью является то, что объектом сделок становится обязательство (право) купить или продать некоторое  число фьючерсных или наличных контрактов по заданной цене в течение оговоренного срока в будущем (т.е. уступка прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на его поставку). Такое право приобретается за относительно небольшую сумму (премию-опцион) и дает возможность выполнить  сделку по фиксированной цене при  благоприятных условиях (получить прибыль) или отказаться от нее (потерять премию).  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 
  

Заключение

 

Итак, биржа представляет собой неотъемлемый институт рыночной экономики. Биржевая деятельность доведена до совершенства, что позволяет достичь  массовости и надежности сделок. Виды сделок при их многообразии отличаются оригинальностью. Понятие биржевого  товара сформировалось естественным образом  под влиянием потребностей участников рынка в срочных сделках.

Преобладание  срочных биржевых сделок над кассовыми значительно ограничивает круг товаров, которые могут продаваться/покупаться на бирже. В результате сформировалось понятие биржевого товара. Классический биржевой товар – это массовый продукт, унифицированный по объему, стандартизированный по качеству, обладающий строго определенными, легко конкретизируемыми стабильными свойствами. Он не должен выходить из моды или морально устаревать. Это означает, что биржевой товар может не выставляться на бирже. Покупателю должно быть безразлично – кто продавец и из какой партии взят товар, что необходимо для сделок на срок. В результате достигается массовость и надежность сделок.

Наиболее  известные биржевые товары: нефть  и нефтепродукты, цветные и драгоценные  металлы, лес, хлопок, каучук, кофе, сахар, зерно. В мировой практике деятельность товарных бирж преимущественно ограничивается куплей-продажей сырья и с/х товаров. Один и тот же товар может быть биржевым в одной стране и не быть им в другой. Биржевой товар, как правило, относится к началу технологического цикла процесса производства продукции и поэтому во многом определяет цены производимых из него товаров. Биржевой товар унифицируется по количеству. Стандартной величиной физического объема поставки является

лот – определенное количество товара, кратное единице, например: 1000 единиц, тонна, 100 упаковок, 100 акций и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I. «О товарных биржах и биржевой торговле» (с последующими изменениями и дополнениями).
  2. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. – М.: Инфра - М, 2007. – 270с.
  3. Биржевое дело: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 304с.
  4. Биржевая деятельность: Учебник / Под ред. Проф. А.Г. Грязновой, проф. Р.В. Корнеевой, проф. В.А. Галанова. – М.: Финансы и статистика, 2007 – 240с.
  5. Дегтярева О.И. Биржевое дело: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 679с.
  6. Деньги, кредит, банки. Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 448с.
  7. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 220с.
  8. Ибрагимова Л.Ф. Рынок срочных сделок. – М.: Русская Деловая Литература, 2009. – 176с.
  9. Каменева Н.Г. Организация биржевой торговли: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2008. – 303с.
  10. Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг:  - Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000. – 427с.
  11. Коротков А.В. Биржевое дело и биржевой анализ. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009. – 176 с.
  12. Лялин В.А., Воробьев П.В. Ценные бумаги и фондовая биржа. – М.: 2008. – 196с.
  13. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. – М.: Перспектива, 2007. – 166с.
  14. Первозванский А.А., Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: расчет и риск. – М.: Инфра – М, 2007. – 302с.
  15. Практикум по курсу «Ценные бумаги»: Учеб. Пособие / Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 304с.
  16. Рубцов Б.Б. Зарубежные фондовые рынки. – М.: Инфра – М, 2009. – 254с.
  17. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 352с.

Информация о работе Характеристика биржевого товара