Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:42, лекция

Описание работы

1. Социально-экономическая сущность государственного кредита
2. Управление государственным кредитом
3. Государственный долг: содержание и основные формы

Файлы: 1 файл

государственный кредит.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

лекция

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

1. Социально-экономическая  сущность государственного кредита

2. Управление  государственным кредитом

3. Государственный  долг: содержание и основные формы

 

1. Социально-экономическая  сущность государственного кредита

 

Государственный кредит — это особая и во многом обособленная часть финансовой системы Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования.

Государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны, юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации.

Государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов.

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

 

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные гарантии традиционно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов бюджетных средств

Как экономическая  категория государственный кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений — финансов и  кредита — и несет признаки как тех, так и других.

От финансов кредит, в том числе и государственный, отличается тем, что в основе его лежат иные принципы организации:

- привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной (в отличие, например, от налогов и обязательных платежей);

- движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении, тогда как налоги и платежи движутся лишь в одном направлении;

- государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;

- существование кредита ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком. Так, Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;

- кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регулярно;

- государственный  кредит  имеет  избирательный,  селективный  характер  в отличие от финансов, в которые вовлечены практически все участники экономической системы.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

За счет позаимствованных средств государство может финансировать  текущие или капитальные расходы. Для сохранения платежеспособности государства краткосрочные займы могут направляться только на покрытие кассовых разрывов, тогда как среднесрочные и долгосрочные позволяют финансировать капитальные расходы.

-Государственный кредит служит одним из факторов улучшения денежного обращения и укрепления внутренней валюты, позволяя государству, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой стороны, «связывать» временно свободные денежные средства юридических и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов.

-Государственного кредита исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением.

Регулирующая  функция государственного кредита.

Регулирующая  функция государственного кредита имеет две стороны — экономическую и социальную.

Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов.

Выделение бюджетных  ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы  экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики.

Социальная  сторона государственного кредита  связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности.

Развитие каналов привлечения  средств населения для участия  в формировании государственного кредита  можно расценивать также как  фактор увеличения доходов физических лиц.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории:

(1) очень тесно связана  с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

(2) охватывает движение  стоимости в обе стороны, поскольку  предполагает возвратность и  возмездность привлечения ресурсов;

(3) осуществляется не  только финансовыми структурами,  но и кредитными институтами.

Таким образом, кредитное  финансирование государства и местных  органов:

(а) представляет собой  один из самых гибких инструментов  регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства;

(б) позволяет равномерно и в известной мере справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями;

(в) позволяет воздействовать  на социальную и денежно-кредитную  политику;

(г) выступает реальным  фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.

Расширение границ государственного кредита должно осуществляться па основе развития рынка долговых обязательств, стимулирования инвестиционной активности юридических и физических лиц, формирования эффективной системы управления долгом.

 

 

2. Управление государственным кредитом

Управление государственным  кредитом — одно из направлений  финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита

Управление государственным  кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. В числе основных экономических целей — обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государственным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально и для современной России

Управление государственным  кредитом может рассматриваться  в узком и широком смысле.

Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Как одно из направлений финансовой политики управление государственным кредитом находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

В узком смысле под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий,

 

В процессе управления государственным  кредитом решаются следующие задачи:

(а) минимизация стоимости  долга для заемщика;

(б) эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля;

(в) усиление инвестиционного  характера займов,

(г) регулирование объемов  заемных обязательств государства и поддержание их курса;

(д) привлечение средств  на самых выгодных для эмитента  условиях;

(е) определение приоритетов  кредитной политики государства,  обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

(г) максимальное решение  задач, определенных финансовой политикой, например снижение темпов инфляции.

 

Органы управления государственным кредитом РФ

Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита или рефинансирования ранее сделанных долгов, так и кредитования за счет средств бюджета.

Управление государственным  кредитом в узком смысле ложится  на органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства обычно осуществляет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком (ЦБ РФ). Так, в целях управления федеральным долгом в рамках Министерства финансов РФ созданы два департамента:

Департамент управления государственным  внутренним  долгом

Департамент управления государственным внешним долгом.

В РФ действует единая система учета и регистрации  государственных заимствований  РФ. Для этого названные выше департаменты Минфина ведут государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или Муниципальную долговую книгу.

Минфин РФ выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации. Он устанавливает конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством РФ.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ ЦБ РФ бесплатно осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Минфину РФ на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария выполняет ЦБ РФ или иная организация, уполномоченная им. ЦБ РФ по поручению Минфина и за счет средств федерального бюджета осуществляет выплаты владельцам облигаций при погашении выпусков.

Регулирование рынка  государственным ценных бумаг также  осуществляется ЦБ РФ.

Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга является Внешэкономбанк.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и погашение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта

Информация о работе Государственный кредит