Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Бюджетная классификация представляет собой систематизированную группировку доходов и расходов бюджета всех уровней, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Файлы: 1 файл

к р гос бюджет.docx

— 39.86 Кб (Скачать файл)

 

 

1.Бюджетная классификация.

В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Бюджетная классификация представляет собой систематизированную группировку доходов и расходов бюджета всех уровней, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

При оформлении расчетных (кассовых) документов по платежам в республиканский  бюджет в поле "Назначение платежа" ("Вид платежа") указывается  код платежа в бюджет, представляющий собой пятизначное число "ХРРПП", в котором:

"Х" - вид платежа,  принимающий следующие значения:

0 - основные платежи;

1 - пени;

4 - возврат платежей;

5 - проценты за предоставление  отсрочки (рассрочки)  по  уплате

платежей;

9 - распределение регулирующих  доходов и средств государственных  целевых бюджетных фондов;

"РРПП" - код раздела  и подраздела согласно классификации  доходов бюджетов Республики  Беларусь, утвержденной постановление  Министерства финансов Республики  Беларусь от 31 декабря 2008 г. №  208 "О бюджетной классификации  Республики Беларусь".

Бюджетная классификация  Республики Беларусь включает в себя:

  • классификацию доходов бюджета;
  • функциональную классификацию расходов бюджета;
  • программную классификацию расходов бюджета;
  • экономическую классификацию расходов бюджета;
  • ведомственную классификацию расходов бюджета;
  • классификацию финансирования дефицита бюджета;
  • классификацию видов государственного долга Республики Беларусь.

Бюджетная классификация  Республики Беларусь в части классификации  доходов бюджета, функциональной классификации  расходов бюджета, программной классификации  расходов бюджета, экономической классификации  расходов бюджета, классификации финансирования дефицита бюджета и классификации  видов государственного долга Республики Беларусь является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы  Республики Беларусь, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Доходы бюджета в зависимости  от экономического содержания подразделяются на группы.Группы доходов состоят  из подгрупп, которые подразделяются на виды. Доходы по видам включают в  себя разделы и подразделы.

Доходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, которые связаны с формированием  фондов денежных средств, находящихся  в распоряжении органов государственной  власти и местного самоуправления. Основное назначение доходов — создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета выступают одним из важнейших  методов государственного регулирования  социально-экономических процессов  через установление определенных форм финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования. Используя те или  иные формы мобилизации финансовых ресурсов (налоги, неналоговые платежи  и др.), государство тем самым  оказывает влияние на совокупное потребление, перераспределение денежных ресурсов между отдельными отраслями, регионами, социальными группами.

Кроме этого, путем взимания доходов государство может оказывать  воздействие на хозяйственную активность конкретных предприятий, на объем выпускаемой  продукции и техническое оснащение  производства, на привлечение внутренних и внешних инвестиций.

Формирование доходов  бюджета осуществляется главным  образом в виде налогов и обязательных платежей. Субъекты хозяйствования, в  том числе и индивидуальные предприниматели, а также некоторые организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, граждане как физические лица, выступают плательщиками налогов  и сборов в государственный бюджет в строгом соответствии с установленным  законодательством.

Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную  казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности  прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой  долей косвенных налогов, которые  в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме  того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в  соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.

Функциональная классификация  расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств  бюджета на выполнение функций государства.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета  являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций  государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджета  являются подразделы, конкретизирующие направление средств бюджета  на выполнение функций государства  в пределах разделов.

Министерство финансов может  производить детализацию расходов бюджета в пределах подразделов, не нарушая общих принципов построения и единства функциональной классификации  расходов бюджета.

Расходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, которые связаны с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эта часть бюджетных отношений обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства, связанные с выполнением им своих функций.

Прежде всего, государство  использует расходы бюджета:

♦на ускоренное развитие отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, строительства и др.), в том числе на финансирование прогрессивных подотраслей и сфер деятельности машиностроения, жилищное строительство, развитие экспорта продукции в другие страны, производство продовольственных товаров и др.;

♦развитие непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта и физической культуры, управления и др.);

♦финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные исследования, которые, в свою очередь, составляют основу прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые денежные средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны;

♦на прямые и косвенные  военные расходы, связанные с обеспечением обороны страны;

♦финансирование мероприятий, связанных с развитием внешнеэкономических  связей с другими странами и регионами (в частности, с отдельными областями  Российской Федерации);

♦покрытие затрат по ликвидации последствий трагических событий  на Чернобыльской АЭС и другие направления.

Программная классификация  расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам.Министерство финансов может производить детализацию  расходов бюджета в пределах подпрограмм, не нарушая общих принципов построения и единства программной классификации  расходов бюджета.

Экономическая классификация  расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию.

Ведомственная классификация  расходов республиканского бюджета  и местных бюджетов является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение  бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета  и средств местных бюджетов соответственно.

Классификация финансирования дефицита бюджета является группировкой источников финансирования, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета, исходя из их видов и форм долговых обязательств.

Классификация видов государственного долга Республики Беларусь является группировкой внешних государственных  займов и внутренних государственных  займов исходя из видов кредиторов и форм долговых обязательств.

Назначение бюджетной  классификации определяется потребностями планирования и исполнения бюджета, ведения учета и составления отчетности. Посредством бюджетной классификации организуются взаимоотношения между всеми участниками бюджетного процесса, достигается единство финансовых показателей, ведетсяунифицированный учет и отчетность, реализуется контрольная функция финансов.

При планировании бюджетная классификация используется для составления проекта бюджетов, для разработки индивидуальных и сводных смет бюджетных учреждений. Структура классификации обеспечивает возможность увязки финансовых планов министерств и ведомств с бюджетом, а также создает единый порядок составления бюджетов отдельных территориально-административных единиц.

Бюджетная классификация  помогает обеспечить в каждом финансовом органе, министерстве, предприятии, учреждении поступление доходов в бюджет и расходование средств в предусмотренных объемах.

Классификация доходов и  расходов бюджета облегчает контроль за полным и своевременным поступлением платежей в бюджет по видам доходов и плательщикам, а также за целевым финансированием и расходованием средств в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете.

Бюджетная классификация  позволяет проводить анализ поступлений доходов по каждому виду расходов, выявлять отклонения от плановых показателей, сопоставлять сметные назначения и расходы по однотипным учреждениям, анализировать соблюдение норм отдельных видов расходов.

 

2. Бюджетный дефицит, условия его возникновения, основные причины, источники финансирования и пути сокращения.

Бюджетный дефицит – это  превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает  производным от государственного бюджета  и выражает его состояние, при  котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

Абсолютный размер бюджетного дефицита не является существенным макроэкономическим показателем. Наиболее рационально  использовать следующие показатели бюджетного дефицита:

• Удельный вес дефицита государственного бюджета в ВВП.

• Удельный вес дефицита государственного бюджета в объёме расходной части бюджета.

Формула бюджетного дефицита в абсолютных цифрах - это сумма превышения расходов государства над его доходами в пределах финансового года :

 

D=G – T,

 

где D – бюджетный дефицит,

G – государственные расходы,

Т - налоги и прочие сборы.

Уровень бюджетного дефицита является одним из важнейших индикаторов  состояния экономической конъюнктуры. По формуле дефицит бюджета равен сумме совокупных государственных расходов за вычетом налоговых поступлений в бюджет:

 

D=( G + N + F ) – T,

 

где D – бюджетный дефицит,

G – сумма закупок товаров  и услуг,

N – выплата процентов  по государственному долгу,

F – общий объем социальных  выплат,

Т – налоги.

Определение бюджетного дефицита может быть также следующим: бюджетный  дефицит представляет собой систему  экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов  сверх имеющихся у государства, и их использование на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

В экономической литературе различают несколько видов бюджетного дефицита и профицита. В частности, выделяют дефицит первичный и общий (итоговый). Первичный дефицит имеет место при превышении суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание государственного долга) над величиной его доходов. Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание государственного долга). Общий дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.

Различают также структурный и циклический дефицит (профицит). Структурный дефицит имеет место в тех случаях, когда государство сознательно идет на увеличение бюджетных расходов или снижение налоговой нагрузки на предпринимателей, что неизбежно ведет к появлению структурного бюджетного дефицита. Циклический дефицит бюджет представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла.

Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит. Первый возникает в результате сознательных действий правительства по увеличению своих расходов в целях регулирования экономики. Пассивный дефицит возникает вследствие изменения экономической ситуации в стране, как правило, в результате сокращения объема национального производства.

Информация о работе Государственный бюджет