Государственный бюджет, принципы его построения и функциональная роль в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:27, доклад

Описание работы

Государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы любой страны. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. Понятие и сущность государственного бюджета……….………….………..4
2.Принципы построения государственного бюджета …..……..……………... 8
3. Роль государственного бюджета в регулировании экономики …………....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………….………………………………….…..19

Файлы: 1 файл

Алещенко-гос. бюджет.docx

— 38.85 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Волгоградский  государственный социально-педагогический университет»

( ФГБОУ ВПО  «ВГСПУ»)

 

 

 

Факультет экономики  и управления

Кафедра экономики  и управления

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ПРИНЦИПЫ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ И  ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ  ЭКОНОМИКИ

 

реферат

по  дисциплине «Налогообложение »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Алещенко Ирина  Алексеевна

(гр. ЭУ-ЭБ-21)

________________________________

 

Проверила:

Калашникова

 

_________________________________


 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

1. Понятие и сущность  государственного бюджета……….………….………..4

2.Принципы построения государственного бюджета …..……..……………... 8

3. Роль государственного бюджета в регулировании экономики …………....14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………….………………………………….…..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы  любой страны. Он объединяет главные  доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных  расходов) в их действии, т. е. через  бюджет осуществляются постоянная мобилизация  ресурсов и их расходование.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства  на федеральном, региональном (субъектов  федерации) и местном уровнях  с государственными, акционерными и  иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической  политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через  бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения  в практике перераспределения финансовых ресурсов.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом  деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной  классификации, в которой выделяются целевые направления государственной  деятельности, вытекающие из основных функций государства.

 

1. Понятие и сущность государственного бюджета

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий  силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Финансовые отношения, которые  складываются между государством и  юридическими и физическими лицами, называются бюджетными отношениями.

Бюджетные отношения включают:

1. Отношения, складывающиеся в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2. Отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их реализацией. [2,c.23]

Совокупность бюджетных  отношений по поводу формирования и  использования бюджетного фонда  страны составляет содержание категории  государственного бюджета.

Особенности бюджета как  особой экономической категории:

1.Государственный бюджет  является особой экономической  формой перераспределительных отношений.

- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода.

- пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансовой системы, определяются задачами, стоящими перед обществом в целом.

- Бюджетное перераспределение занимает ключевое место в финансовой системе.

2. Государственный бюджет - основной финансовый план государства на текущий год.

3. Государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий финансовый год. Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Функции бюджета:

- Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использования для выполнения государственных целей и функций.

- Контрольная функция проявляется в проведении контрольных мероприятий за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики.

Структура бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они  обусловлены не только национальными  традициями, организацией образования  и здравоохранения, но главным образом  характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Доходы бюджета служат базой деятельности государства, а  расходы бюджета - удовлетворению общегосударственных  потребностей.

Расходная часть бюджета  характеризует направления и  цели бюджетных ассигнований для  развития и регулирования экономических  процессов. Они всегда носят целевой  и, как правило, безвозвратный характер.

Цель государственного бюджета - финансовое обеспечение функций  государства.

Форма функционирования бюджетов - планомерность, т.е. предварительное  составление планов формирования и  использования бюджета их согласование.

Механизм бюджета - система  формирования и использования денежного  фонда, имеющая ряд специфических  характеристик: 1) сумма поступлений  бюджета; 2) сумма расходов (ассигнования, инвестиции) бюджета; 3) соотношение  поступлений и расходов; 4) длительность бюджетного периода.

Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов и ряда специфических поступлений.

Расходы бюджета - это инвестиции денежных средств в различные мероприятия на финансирование государственных нужд.

Соотношение доходов и  расходов принимает одну из трех форм: баланса, дефицита и профицита. Баланс отражает равенство доходной и расходной  частей бюджета. Если расходы превышают  доходы, то имеет место дефицит. Напротив, в случае превышения доходов образуется остаток свободных денежных средств - профицит.

Сущность государственного бюджета проявляется в его  функциях. Объективно бюджет выполняет  одну функцию - перераспределение финансовых ресурсов от субъектов, обладающих значительными  жизненными ценностями, к неимущим субъектам-потребителям. Реализуется  она через механизм формирования и использования бюджетного фонда.

Важнейшим элементом управления государственными финансами является планирование, а основным планом - план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государственный финансовый план, имеющий форму юридического закона.

План бюджета строится на:

-данных прогнозов развития  экономики;

-динамике потребностей  членов общества;

-особенностях реализации государственных функций, прежде всего в области финансовой политики.

От того, как будет работать основной финансовый план государства, зависит степень воздействия  госбюджета на социально-экономическое  развитие страны, в том числе:

-на социально-экономическое  положение населения и его  отдельных категорий;

-состояние финансового  и производственного капитала  государства;

-финансовое положение  страны;

-качество государственного  регулирования;

-международный финансово-экономический  имидж страны.[5, c.34]

Во взаимосвязях госбюджета с экономикой и обществом традиционно  решаются две основные проблемы. Первая состоит в том, чтобы при изъятии  значительной части добавленной  стоимости и имущества у экономических  субъектов не лишить их возможностей дальнейшей эффективной предпринимательской  деятельности, простого и расширенного воспроизводства. Вторая сводится к  обеспечению достаточной социальной защищенности нетрудоспособного населения, созданию для людей минимальных  условий жизни, но не приводящих к  заинтересованности в иждивенчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы построения государственного бюджета

 

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и  развиваться бюджетная система  РФ:

1. Принцип единства бюджетной системы

Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок  ведения бухгалтерского учета средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

Означает закрепление  соответствующих видов доходов  и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов

Он означает:

-право законодательных  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  на каждом уровне бюджетной  системы Российской Федерации  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

-наличие собственных  источников доходов у бюджетов  каждого уровня бюджетной системы  Российской Федерации;

-законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов  и полномочий по формированию  доходов соответствующих бюджетов  в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Регулирующими  доходами бюджетов называют федеральные,  региональные налоги и другие  платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе.

-право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  определять направления расходования  средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным  кодексом);

-право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  определять источники финансирования  дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным  кодексом);

-недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных  в ходе исполнения законов  (решений) о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов;

-недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

С нарушением последнего пункта связано возникновение проблемы федеральных мандатов, т.е. обязательств федерального центра перед гражданами, реализуемых за счет региональных и  муниципальных бюджетов. Примером необеспеченного  федерального мандата является решение  федеральной власти о повышении  заработной платы работникам бюджетной  сферы, нагрузка по реализации которого легла на бюджеты субъектов РФ, в результате чего образовалась значительная задолженность по выплате заработной платы практически во всех субъектах  РФ3.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов

Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Информация о работе Государственный бюджет, принципы его построения и функциональная роль в регулировании экономики