Государственный бюджет как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:05, контрольная работа

Описание работы

Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет ¾ форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону ¾ как «Форму образования и расходования денежных средств.»

Содержание работы

1. Государственный бюджет как экономическая категория……………………..3
2. Финансовые аспекты сотрудничества России со странами СНГ……………...8
3. Сущность и основные элементы государственного и муниципального долга…………………………………………………………………………………17
4. Список литературы………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

     В 2007 г. товарооборот Белоруссии с Калининградской областью составил 145,4 млн. долл. (17-е место в общем товарообороте с регионами России) и по сравнению с 2006 г. увеличился на 48,5%. Экспорт белорусских товаров в Калининградскую область также возрос на 60,3% (101,3 млн. долл., 10-е место во взаимном товарообороте), на 27% увеличился и объем белорусского импорта из российского эксклава (44 млн. долл., 24-е место). Положительное торговое сальдо Белоруссии 57,27 млн. долл.

     Между Смоленской и Витебской областями предусмотрено взаимодействие по поставкам продовольствия и товаров, строительных материалов и услуг, в развитии медицинского обслуживания населения, совместного изготовления медицинского оборудования, оздоровления населения. Предприятиями Витебской области открыта сеть специализированных магазинов по продаже выпускаемой продукции. Между Смоленской и Гомельской областями достигнута договоренность о взаимодействии алмазообрабатывающих предприятий, сотрудничество по поставкам сельскохозяйственной техники, продовольствия и товаров народного потребления.

     Проводится работа с Минсельхозом России и ОАО "Росагролизинг" по поставкам в регионы России белорусской сельскохозяйственной техники по лизингу. Ее результатом стало принятие российской стороной решения о приобретении белорусской сельскохозяйственной техники в первом квартале 2006 г. на сумму около 40 млн. долл. Прорабатывается вопрос акционирования с участием российского капитала птицефабрик и животноводческих комплексов, а также создание в регионах России совместных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Еще один важный совместный проект - участие ОАО "Белэнергострой" в строительстве первой очереди Калининградской ТЭЦ-2. Цена контракта 2,3 млрд. руб.

     Было бы очень важно в рамках союза Белоруссии и России сосредоточить внимание на перспективных программах, имеющих стратегическое значение для обеих стран. Это прежде всего развитие телекоммуникаций, информационные потоки, транспортные коридоры, дороги, связь, железнодорожный транспорт, автомобильные трассы. И, конечно, нужно очень внимательно подойти к программам, обеспечивающим безопасность государства, а также тем, которые имеют социальное значение. Это такие программы, которые никто, кроме государства, развивать не будет. Сюда относится, например, обустройство пунктов пропуска таможни, укрепление границы, чернобыльские проекты, здравоохранение, образование.

     Для организации выполнения договоров и соглашений созданы межрегиональные координационные и исполнительные структуры, в том числе консультативные советы. В частности, такой совет действует в рамках сотрудничества между Минском и Москвой. Также идет работа над образованием финансовых и предпринимательских структур, торгово-промышленных домов, представительств, экспертно-аналитических рабочих групп. В ряде случаев предполагается использовать в рамках законодательства обоих государств взаимовыгодный обмен пакетами акций приватизированных предприятий, развивать некоммерческий обмен научно-технической и иной информацией.

     Существенную роль в развитии российско-белорусского межрегионального сотрудничества играли представительства субъектов Российской Федерации в Белоруссии. По состоянию на февраль 2008 г. в Минске официально зарегистрировано 11 представительств: Алтайского края, Республики Дагестан, Республики Бурятия, Калининградской области, Краснодарского края, Ярославской области, Нижегородской области, Республики Калмыкия, Орловской области, Ставропольского края и Приморского края (ведет работу по открытию своего представительства в Белоруссии администрация Чеченской Республики).

     Однако реально в течение года функционировали лишь семь представительств - Дагестана, Бурятии, Алтайского и Краснодарского краев, Калининградской, Нижегородской и Ярославской областей. Связано это с тем, что постановлением главы администрации Ставропольского края представительство этого региона упразднено и руководитель отозван. Однако процедура ликвидации представительства не проведена. Аналогичная ситуация оставалась и с представительством Приморского края, руководство которого не проявляет заинтересованности в сотрудничестве с Белоруссией. Руководители представительств Калмыкии и Орловской области сами покинули Белоруссию, фактически свернув деятельность региональных структур.

     Активно развиваются межрегиональные гуманитарные связи, спортивные обмены, контакты между молодежными организациями, научными сообществами на местном уровне. Традиционными стали дни культуры, проводимые не только в столицах, но и в других городах России и Белоруссии. Наиболее эффективны по-прежнему прямые партнерские связи между организациями культуры, образовательными учреждениями, музеями, театрами, дающие, как правило, наибольший эффект при минимальных финансовых затратах.

     Вместе с тем в межрегиональном сотрудничестве имеются серьезные проблемы, не в последнюю очередь связанные с различиями в экономических моделях двух стран. По-прежнему не совпадают процессы реформирования экономики и институционального регулирования методов построения рыночных отношений, особенно в части управления собственностью. Тормозят развитие сотрудничества действующие в Белоруссии законы и нормативные акты, чрезмерно регламентирующие деятельность здешних субъектов хозяйствования.

     Кроме того, далека от совершенства система взаиморасчетов и платежей. Многие белорусские предприятия, не имея возможности осуществлять полный расчет в денежной форме, предлагают российским регионам различные схемы, основанные на бартере, что усложняет взаимодействие. Не способствуют взаимопониманию и такие факторы, как необязательность существенной части белорусских партнеров в осуществлении платежей. Есть проблемы и с обеспечением партнеров по межрегиональным связям информацией о взаимных деловых возможностях. Необходимо также отметить гораздо большую информированность белорусских предприятий по сравнению с их российскими партнерами.

     В области сотрудничества в правоохранительной деятельности: совместные действия по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; обмен информацией по вопросам оперативной обстановки и выработки необходимых мер борьбы с незаконной миграцией, контрабандой и ввозом наркотиков.

В области информационного  и гуманитарного сотрудничества: развитие взаимодействия региональных и приграничных информационных систем; создание условий для взаимного предоставления медицинских, образовательных услуг; обмен педагогическими и медицинскими работниками, организация курсов повышения квалификации; поддержка и развитие всех форм культурного и молодежного обмена, проведение выставок и ярмарок.

     В принципе и Россия заинтересована в совместном освоении новых месторождений и закреплении надежных рынков сбыта своей продукции в Западной Европе. Но в современных условиях, когда существует перспектива поставок таких энергосырьевых ресурсов из других стран, у России появляется потребность в постепенном внедрении других форм хозяйственного взаимодействия. Речь идет по сути о модернизации российской нефтегазовой сырьевой ниши и превращении ее в многоотраслевой индустриальный промышленный комплекс с законченным производственным циклом. Может возникнуть своеобразный нефте-газовый международный кластер отраслей и предприятий, которые в состоянии обеспечить во взаимодействии с иностранными партнерами основные этапы производственной логистики (добыча, транспортировка, более высокая переработка, выпуск технологически передовой продукции с включением всей необходимой механики и электроники).

     Россия является ведущим торговым и экономическим партнером Киргизской Республики. Внешнеторговый оборот с Россией составил в 2010 г. 27,9% от общего объема экспортно-импортных операций Киргизии и достиг объема   1 367,8 млн. долл. (рост на 7,4% по сравнению с 2009 г.). Экспорт в Россию вырос на 30,0% и достиг 263,4 млн. долл. (14,1% общего объема экспорта Киргизии). Импорт из России увеличился на 2,6 % и занял отметку в 1 104,4 млн. долл. (36,4% от общего объема импорта Киргизии).

     Наиболее крупные совместные российско-киргизские экономические проекты разрабатываются в  электроэнергетическом секторе и газовой отрасли. В электроэнергетическом секторе 3 февраля 2009 г. было подписано межправительственное соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 (предусмотрено выделение российской стороной кредита в сумме 1,7 млрд. долл.). 31 марта 2011 г. состоялось заседание рабочей группы ОАО «РусГидро» совместно с ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ОАО «Электрические станции», на котором была завершена работа по оценке вариантов освоения гидропотенциала в верхнем течении реки Нарын и разработке технико-экономических показателей строительства первоочередных гидроэлектростанций.

     В газовой области сотрудничество осуществляется в рамках Соглашения между ОАО "Газпром" и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в газовой отрасли от 16 мая 2003 г. В феврале 2008 г. ОАО «Газпром» получило лицензию на проведение геологоразведочных работ. 10 февраля 2011 г. между ОАО «Газпром» и Правительством КР были подписаны Протокол по вопросам возобновления и организации дальнейшего сотрудничества и Протокол по вопросам возобновления и организации дальнейшего развития сотрудничества в рамках Меморандума о взаимопонимании по вопросу развития сотрудничества в рамках приватизации части государственного пакета акций ОАО «Кыргызгаз» от 9 октября 2008 г. В настоящее время идет работа по актуализации поэтапной программы геологического изучения недр на площадках КР «Кугарт» и «Восточный Майлису IV. ОАО «Газпром» и ОАО «Кыргызгаз» рассматривают возможность организации поставки природного газа из России в Киргизию.

     Некоторые крупные экономические проекты с полным или частичным российским участием по разработке месторождений полезных ископаемых в Киргизии находятся в настоящее время в процессе предварительной проработки. В частности, Министерство природных ресурсов Киргизской Республики рассматривает инвестиционное предложение российской компании «Полюс Золото» по участию в освоении месторождений на территории КР.

     В 2009 г. Россия предоставила Киргизской Республике государственный кредит в размере 300 млн. долл. и оказала безвозмездную финансовую помощь в размере 150 млн. долл. На сегодняшний день размер государственного долга Киргизии перед Россией составляет 193,6 млн. долл. Идет работа по урегулированию задолженности КР перед РФ по ранее предоставленным кредитам.

 

     Президент В. Путин поставил перед Россией задачу удвоить ВВП за 10 лет (или даже к 2010 г.) и, что еще важнее, диверсифицировать структуру экономики, избавившись от чрезмерной зависимости от нефти, газа и другого сырья, а также вступить в ВТО. На первый взгляд все идет в соответствии с задуманным. Темпы прироста ВВП вот уже пять лет подряд весьма внушительны , валютные резервы растут, уровень инфляции упал до терпимых 12%, "беглый" капитал начал возвращаться из-за рубежа. Готовность иностранных кредиторов и инвесторов укреплять деловые отношения с Россией становится все более очевидной. И благоприятные симптомы вовсе не исчерпываются перечисленными. По всей видимости, это сулит на ближайшие годы неплохие перспективы роста.

     Россия  стремилась вступить в ВТО. С одной стороны, ее можно понять: страна не желала оставаться вне клуба мировых держав с наиболее сильной экономикой. Однако Россия должна была это сделать не раньше, чем ее экономика обретет силу, достаточную для того, чтобы конкурировать на равных с другими членами ВТО. И вот наконец, после долгого стремления и ожидания в декабре 2011 года Россия официально вступила в ВТО.

     Вот что по этому поводу пишет ежедневная  общенациональная деловая газета «Коммерсантъ»: - «Министерская конференция Всемирной торговой организации (ВТО) вчера утвердила присоединение к ней России. Восемнадцатилетний процесс, в ходе которого Россия несколько лет оставалась последней не пользующейся выгодами ВТО крупной экономикой мира, закончен. В день подписания Россия и США обсуждали возможность воспользоваться правом не применять в отношении друг друга многосторонние договоренности в рамках ВТО. Но это было взаимно признано столь несерьезным, что на церемонии подписания об этом не упомянул никто из собравшихся в Женеве - от министра экономики Эльвиры Набиуллиной до политика Алексея Кудрина.

     Восьмая министерская конференция ВТО утвердила вчера в Женеве доклад рабочей группы, так называемые список услуг и список обязательств, принимаемые РФ, то есть весь стандартный пакет документов, необходимых для того, чтобы Российская Федерация завершила процесс присоединения к ВТО, начатый 18 лет назад. Представителям России - первому вице-премьеру Игорю Шувалову и министру экономики Эльвире Набиуллиной - во время заседания о принятом протокольном решении объявили председатель конференции, министр торговли Нигерии Олусегун Аганга и председатель рабочей группы по присоединению РФ к ВТО Стефан Йоханссон. Господин Йоханссон предложил утвердить все документы даже несмотря на то, что к моменту их подписания на все три рабочих языка ВТО (французский, испанский и английский) успели перевести только доклад рабочей группы, а два прилагаемых списка - нет. В ответ на это мелкое нарушение протокола Эльвира Набиуллина сообщила: РФ разделяет цели организации. По ее словам, "мир переживает не лучшие времена", которые могут спровоцировать рост протекционизма,- Россия вместе с ВТО готова не допустить такого развития событий. Эльвира Набиуллина констатировала: к ВТО присоединяется шестая по размеру экономика мира, с ее присоединением правилами организации будет регулироваться более 97% мировой торговли. В свою очередь, первый вице-премьер Игорь Шувалов зачитал министерской конференции послание президента РФ Дмитрия Медведева, посвященное той же теме. 

     Уже поздно вечером президента Дмитрия Медведева поздравил с присоединением России к ВТО телефонным звонком президент США Барак Обама. И лишь Геннадий Онищенко остался верным своему кредо. Он в очередной раз заявил "Интерфаксу", что "автоматического снятия запрета на поставки вина и минеральной воды из Грузии" не будет, а "для российского рынка грузинские вина никакого значения не имеют". Это сообщение, впрочем, появилось в информагентствах намного позже, чем новость о том, что Россия все-таки стала участником ВТО. 

Информация о работе Государственный бюджет как экономическая категория