Государственный бюджет и фискальная политика в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времен бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Основы бюджетно-фискальной политики государства 6
1.1. Понятие фискальной политики и ее основные виды 6
1.2. Сущность и роль государственного бюджета 13
Глава 2. Характеристика фискальной политики России на современном этапе 23
2.1. Реформирование бюджетной и налоговой системы в РФ……………..23
a) Налоговая политика……………………..…………………………..…24
b) Бюджетная политика…………………..………………………………27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

шаблон для.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Существенная доля бюджетных  средств идет на прямые и косвенные  военные расходы, в том числе  экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические  и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим.

За последние три  десятилетия наблюдаются существенные структурные сдвиги в расходной  части центральных бюджетов ведущих  стран Запада.

Во-первых, увеличился удельный вес затрат, касающихся благосостояния людей (на здравоохранение, образование, подготовку и переподготовку кадров, пенсионное обеспечение).

Во-вторых, замедлились  темпы роста и соответственно снизилась доля расходов, связанных  с обороной, управлением и оказанием  услуг.

В-третьих, с середины 60-х и до середины 80-х годов в большинстве стран быстро повысился удельный вес затрат центрального бюджета в валовом внутреннем продукте26.

Важной характеристикой  государственного бюджета является соотношение доходов и расходов. Периоду классического капитализма была присуща тенденция к их сбалансированию (установлению равновесия между поступлениями и затратами). Например, бюджеты таких стран, как Великобритания и США, отличались высокой устойчивостью, что объясняется относительно высокими темпами экономического роста и небольшим удельным весом непроизводительных военных расходов. Но резкое возрастание экономической роли государства и огромное увеличение его расходов привели к хроническому бюджетному дефициту (превышению затрат над поступлениями). Этот дефицит стал злободневной национальной проблемой27.

Но  государственный бюджет должен отражать циклическое движение экономики. Проводимая государством антициклическая фискальная политика имеет два разных результата в соотношении доходов и расходов в бюджете.

Во время производственного  спада бюджет, естественно, имеет  отрицательное сальдо. То есть при  бухгалтерском приравнивании доходов  и расходов бюджет сводится с дефицитом - расходы значительно возрастают, что важно для преодоления  кризиса, и превышают доходы.

В период спекулятивного бума бюджет имеет положительное  сальдо. Существенное превышение доходов  над расходами является следствием большого поступления налоговых  платежей во время подъема производства. Изъятие значительной части доходов на фазе бума способствует снижению "перегрева" экономики.

Отсюда видно, что если бюджет будет ежегодно строго сбалансирован, то государство не сможет проводить  стабилизирующую, антикризисную политику, которая призвана "гасить" экономические  колебания. Более того, ежегодно уравновешенное соотношение государственных доходов и расходов усилит циклические колебания экономики. Так, во время кризиса совокупный спрос будет меньше требуемого. В период спекулятивного бума инфляция усилится28.

Из вышеизложенного  можно подвести следующие итоги:

- ежегодно сбалансированный бюджет не является "нейтральным" по отношению к экономическим колебаниям;

- государственный бюджет целесообразно балансировать на циклической основе, то есть с положительным сальдо при буме и отрицательным - при спаде производства.

Между тем типичен  бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется  это прежде всего возрастанием роли государства в разных сферах жизни  общества, увеличением численности  государственных служащих, умножением расходов на военно-промышленный комплекс и др. В результате темпы затрат государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.

С быстрым ростом бюджетных  расходов столь же быстро увеличивается  внутренний государственный долг. Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных последствий. Этот долг составляет возрастающую часть ВНП, что уменьшает долю дохода, идущую на потребление и накопление. В бюджете выделяется все увеличивающаяся часть расходов для погашения процентов по внутреннему долгу.

Широкая продажа государственных ценных бумаг предприятиям и населению неизбежно ведет к повышению процентных ставок и к увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый "эффект вытеснения". С рынка ценных бумаг вытесняются иные продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции.

Во многих странах  Запада в 90-е годы был взят курс на ограничение темпов роста государственных расходов и стабилизацию их уровня в валовом национальном продукте. С этой целью свертывались низкоэффективные, малопопулярные социально-экономические программы, сокращались военные расходы, проводилась частичная конверсия оборонной промышленности, что благоприятно сказалось на снижении бюджетного дефицита29.

Подводя итоги рассмотрения фискальной политики и государственного бюджета, пришли к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Как крупнейшая экономическая  реальность, охватывающая все сферы  жизни страны, государственные расходы  играют центральную роль при определении  структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

Изменение государственных  расходов и налогов оказывает  влияние на величину дохода. Это  повышает возможности использования  фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска  следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

 

Глава 2. Характеристика фискальной политики России на

современном этапе

 

2.1. Реформирование  бюджетной и налоговой системы  в России

 

Реформирование бюджетной  и налоговой систем в России в период 2008 -2010 гг. проводится в сложных условиях. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, кризисной экономической ситуацией, проведением крупных мер по социальной защите населения и т.д.

В современных условиях согласно стратегическим ориентирам - содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учёте критериев эффективности и результативности бюджетных расходов - позволило существенно продвинуться в достижении определённых на среднесрочную перспективу целей бюджетной политики:

- улучшения качества жизни населения,

-создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере,

- решения проблем макроэкономической сбалансированности,

- повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами30.

В современных условиях меняется структура доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений. Поэтому главное значение в осуществлении фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.

 

 

 

Налоговая политика

 

В современных условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой системы по следующим направлениям:

- корректировка налогового законодательства.

С 2009 года в целях стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты. Введён повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности31.

Введены единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий порядок возмещения этого налога, упрощена процедура получения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, стимулирующие  более активное участие некоммерческих организаций в осуществлении  социальной деятельности за счёт исключения целевых поступлений отдельных видов денежных средств при отделении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Реформирована система  налоговых вычетов, предоставляемых  физическим лицам. Введён новый вычет  на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение с увеличением предельной суммы единого вычета до 100 тыс. рублей32.

- корректировка межбюджетных отношений.

Принятые в 2009 году поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации завершили закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Наряду с заложенными в методиках выравнивания бюджетной обеспеченности регионов стимулами это стало одним из факторов устойчивого роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации33.

Серьезную озабоченность  вызывает и тот факт, что ряд  субъектов РФ отложило до 2011 года завершение реформы местного самоуправления и формирование связанных с ней инструментов и методов межбюджетных отношений. Далеко не всегда органами государственной власти субъектов РФ соблюдаются установленные Бюджетным кодексом РФ принципы финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями, в том числе – закрепление за местными бюджетами на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. С трудом преодолеваются традиции «централизованного регулирования» доходов и расходов местных бюджетов.

Для современного периода становится важной разработка концепции повышения стимулирующей функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.

Стратегия усиления стимулирующей  функции налогообложения и количественного  увеличения инвестиций предполагает их программное обеспечение. В состав этой программы должны входить определенные меры органов государственного и территориального управления, реализуемые в логической последовательности.

К этим мерам относятся:

- обеспечение стабильного  налогового законодательства, недопустимость  любых изменений в налоговой схеме в течение всего хозяйственного года. Более того, предполагается продолжительный по горизонту мораторий на внесение поправок, усиливающих налоговое бремя;

- отказ от неоправданной  множественности налогов, число  которых только в России с учетом местных налогов приблизилось к 100;

- устранение имеющейся  дискриминации в дифференциации  налогоплательщиков в зависимости  от форм собственности;

- установление низких  налогов на производителей и  «удешевление» кредита;

- усиление целенаправленности налоговой системы. В условиях спада производства важно поставить в привилегированное положение предприятия (фирмы), реально увеличивающие объемы производства и осуществляющие инвестирование средств в его рост. Сделать это можно разными способами, например, освободив от налогов часть прибыли, полученной от увеличения объема реализации в сопоставимых ценах. Желательно также полностью освободить от налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемую на развитие производства, НИОКР, содержание объектов социальной сферы;

- придание действенного  и конкретного характера налоговым  льготам, которые теперь в большинстве  носят декларативный и показной  характер, в результате чего теряют  стимулирующее значение. Вновь создаваемым  или реконструированным предприятиям необходимо предоставлять льготы с момента не их регистрации, а получения первой прибыли34.

Как показывает мировой  опыт развитых стран, современная налоговая  система должна стимулировать научно-технический  прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В тоже время она должна подавлять такие негативные тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивная активность, инфляция35.

 

Бюджетная политика

 

При определении целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.

Внешние факторы оказывают  серьёзное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет нынешняя структура российской экономики ещё не отвечает современным требованиям развивающейся страны. Она существенно отличается о структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования  её структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

Информация о работе Государственный бюджет и фискальная политика в России на современном этапе