Государственный бюджет и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы является рассмотрение проблем дефицита бюджета и государственного долга.
Задачи работы:
1) Рассмотрение и выявление проблем бюджетного дефицита;
2) Сущность, обслуживание и проблемы государственного долга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
Государственный бюджет и его структура……………………………4
Внутренний и внешний долг………………………………...…………9
Место государственного долга в государственном бюджете РФ..…15
Экономические последствия………………………………………….17
Способы стабилизации и сокращения государственного долга……20
Заключение……………………………………………..…………………26
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Государственный долг и механизм его регулировнаия.docx

— 258.03 Кб (Скачать файл)

Управление государственным внутренним долгом РФ, в том числе определение порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ, осуществляется Правительством РФ в соответствии с законодательными актами. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится ЦБ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Правительство РФ ежегодно не позднее мая текущего года должно публиковать данные о состоянии  государственного внутреннего долга  РФ за предыдущий финансовый год.

Объем государственного внутреннего долга  Российской Федерации

     

По состоянию на

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации, млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Росийской  Федерации

01.01.1993

3,57

0,08

01.01.1994

15,64

0,33

01.01.1995

88,06

2,14

01.01.1996

187,74

7,46

01.01.1997

364,46

17,24

01.01.1998

490,92

3,47

01.01.1999

529,94

0,88

01.01.2000

578,23

0,82

01.01.2001

557,42

1,02

01.01.2002

533,51

0,02

01.01.2003

679,91

8,62

01.01.2004

682,02

5,58

01.01.2005

778,47

12,93

01.01.2006

875,43

18,86

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36

01.01.2011

2940,39

472,25

01.01.2012

4190,55

637,33




 

 

 

В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются: 
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации; 
3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая  целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства  Российской Федерации, выраженные в  иностранной валюте.

Государственные внешние  заимствования Российской Федерации  осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для  погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления  государственных внешних заимствований  Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных  гарантий для привлечения внешних  кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации  осуществлять внешние заимствования  может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.

 

 

 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 декабря 2011 года

     
     

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

35 838,1

26 824,9

     

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

559,6

418,9

     

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 484,1

1 110,8

     

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 010,9

756,7

     

Коммерческая задолженность  бывшего СССР***

56,3

42,1

     

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 553,6

1 911,4

     

Задолженность по внешним  облигационным займам

29 183,4

21 843,8

внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 497,0

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 594,6

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 619,7

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 871,2

 

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

 

17 717,1

 

13 261,3

     

Задолженность по ОВГВЗ

24,6

18,4

     

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

965,6

722,8

     

* в соответствии со  статьей 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации внешним  долгом являются обязательства,  возникающие в иностранной валюте

     

** объем государственного  внешнего долга Российской Федерации  в евро исходя из соотношения  доллар/евро по курсу Банка  России на последний день месяца  перед отчетной датой

     

*** обязательства, не урегулированные  по завершении переоформления  коммерческой задолженности бывшего  СССР и расчетов с Лондонским  клубом кредиторов


 

 

  1. Место государственного долга в государственном бюджете РФ.

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в  системе финансовых отношений, структуре  активов и пассивов экономики. В  соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает  к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.

Размеры и структура государственного внутреннего долга даны в программе  государственных внутренних заимствований  Российской Федерации, субъектов Федерации  и муниципальных образований. Программа  входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета  на очередной финансовый год. 

Предельные объемы внутреннего  долга утверждаются законом о  бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом  субъекта федерации или местным  органом власти). Предельный объем  может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных  средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями  на финансирование бюджета соответствующего уровня. 

Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов  бюджета на текущий финансовый год  без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных  образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без  участия финансовой помощи вышестоящих  бюджетов и заемных средств в  текущем году. 

Предельный размер расходов на обслуживание  государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции: ревизия бюджета субъекта Федерации; передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта; иные меры.

Размер и структура  внешнего долга России отражены в  программе внешних заимствований  РФ и предоставляемых Россией  государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований.  Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. На весь срок займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ. 

Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее  включаются соглашения о займах, заключенные  в предыдущие годы. 

Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних  заимствований России на очередной  финансовый год  утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Предельный размер государственных  внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может  превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга.

 

 

  1. Экономические последствия.

 

Как государственный долг и его  рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий государственный  долг в какой-то момент привести к  банкротству нации? Накладывается  ли долг каким-то образом необоснованное бремя на наших детей и внуков? 

Все эти вопросы неверные и надуманные. Долг не приведёт к банкротству правительства  или нации в целом. Также, за исключением  специфических условий, не налагает долг какого-либо бремени и на будущее  поколение. Рассмотрим более внимательно  почему это не происходит. 

К банкротству не может привести по трём причинам. Во-первых, нужно отметить, что нет никаких причин, которые  заставляли бы сокращаться государственный  долг не говоря уже о необходимости  его полной ликвидации. 

На практике, как только подходит ежемесячный срок платежа по каким-то частям этого долга, правительство  обычно не сокращает расходы и  не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил. Правительство  всего лишь рефинансирует свой долг, т.е. продаёт новые облигации и  использует выручку для выплаты  держателям погашаемых облигаций. 

Во-вторых, правительство по конституции  имеет право облагать население  налогами и собирать их. Если это  приемлемо для избирателей, увеличение налогов является тем способом, который  есть у правительства для получения  достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. Терпящие финансовое бедствие частные  хозяйства и корпорации не могут  получить доходы за счёт сбора налогов; правительство может. Частные хозяйства  и корпорации могут обанкротиться; правительство не может. 

В-третьих, банкротство правительства  очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право  печатать деньги, которыми можно заплатить  и основную сумму долга, и проценты по долгу. 

Рост гос. долга не ведет к  созданию какого-либо бремени для  будущих поколений. Потому что держателями  гос. долга являются сами гражданина этой страны, т.е. население должно самим  себе. Около 87% правительственных облигаций  размещены внутри страны, т.е. они  находятся в руках граждан  и организаций. Таким образом, государственный  долг является одновременно и общественным активом. В то время как государственный  долг представляет собой сумму обязательств перед гражданами (как перед налогоплатильщиками), большая часть того же самого долга  одновременно является активами этих же самых граждан (как держателей облигаций). Погашение гос. долга, следовательно, вызвало бы гигантский объём трансфертных платежей, при которых граждане должны были бы выплатить более высокие налоги, а правительство в свою очередь должно было бы выплатить большую часть этих налоговых поступлений тем же самым налогоплатильщикам (частным лицам и организациям) для погашения облигаций, находящихся в их распоряжении. Хотя в результате такого гигантского финансового трансферта произошло бы значительное перераспределение дохода, оно не обязательно вызвало бы немедленное снижение совокупного богатства в экономике или снижение уровня жизни. Погашение государственные облигаций, находящихся в распоряжении резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности из экономики страны в целом. 

Но распределение собственности  на правительственные облигации  является, безусловно, неравномерным, т.е. государство должно не всем, а  лишь меньшинству населения. Также, сегодняшний уровень государственного долга требует осуществление  ежегодных процентных платежей. Если не использовать прирост размеров долга, эти ежегодные выплаты процентов  должны производиться из суммы налоговых  поступлений. Такие дополнительные налоги могут погашать стремление брать  на себя риск, стремление к инновациям, к инвестициям, к работе. Подобным косвенным образом существование  большого государственного долга может  подорвать экономический рост. Не все облигации находятся внутри страны, некоторой частью владеют  граждане или организации других стран. Эту часть государственного долга мы, безусловно, не ”должны  сами себе”, и в реальных терминах выплата процентов и сумму  основного долга требует в  данном случае передачи нашего реального  выпуска продукции в распоряжение других стран. В качестве исключения из моих предшествующих комментариев можно назвать путь, следуя которым  государство может перенести  реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений. Рассмотрим два сценария, которые дадут нам два результата. 

Информация о работе Государственный бюджет и его структура