Государственный бюджет, его структура, проблемы регламентирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - осветить основные проблемы регламентирования государственного бюджета, попытаться найти пути решения проблем. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные особенности и функции государственного бюджета.
Рассмотреть структуру бюджета.
Проследить направления расходования бюджетных средств.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности, функции и задачи государственного бюджета.
1.1. Государственный бюджет и его особенности. 4-5
1.2. Сущность и функции государственного бюджета. 6-8
1.3. Структура государственного бюджета. 8-10
Глава 2. Проблема оптимизации бюджетных расходов в РФ
2.1. Проблема нецелевого использования бюджетных средств 11-12
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Введение в специальность.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего  профессионального образования

 

 

 

 

 

«ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ 

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Контрольная работа

по  дисциплине «Введение в специальность».

 

 

Тема: «Государственный бюджет, его структура, проблемы регламентирования».

 

 

 

 

Выполнила студентка

Гуманитарного факультета

Заочного отделения

Профиль: Финансы и кредит

группа ФК-12Б

Печенкина Ольга  Ивановна

 

Проверил преподаватель:

Ёлохова Ирина  Владимировна

 

Дата сдачи_____________________

 

 

 

 

 

Пермь – 2012

 

Оглавление

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Особенности, функции и задачи государственного бюджета.            

1.1. Государственный бюджет и его особенности.                              4-5

1.2. Сущность и функции государственного бюджета.                       6-8

1.3. Структура государственного бюджета.                                        8-10

Глава 2. Проблема оптимизации бюджетных расходов в РФ                     

2.1. Проблема  нецелевого использования бюджетных  средств      11-12

Заключение                                                                                                             13

Список литературы                                                                                                14

 

Введение.

Бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. За счёт финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции.

Проблема повышения  эффективности государственных  расходов для России стоит сейчас очень остро, так как, с одной  стороны, необходимы структурные реформы  в экономике и социальной сфере, а с другой - бюджетные ресурсы РФ очень незначительны, и в ближайшее время существенно их увеличить не представляется возможным.

Цель  работы - осветить основные проблемы регламентирования государственного бюджета, попытаться найти пути решения проблем. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть основные особенности и функции государственного бюджета.
  • Рассмотреть структуру бюджета.
  • Проследить направления расходования бюджетных средств.

Предмет исследования - государственный бюджет

Объект  исследования – процесс формирования и расходования государственного бюджета. 
Глава 1.  Особенности, функции и задачи государственного бюджета.

    1. Государственный бюджет и его особенности.

 

 Государственный бюджет (госбюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функции государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти сдают отчет о результатах своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю над их исполнением называется бюджетным процессом.

Будучи экономической  формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансами в целом, но одновременно имеет в отличие от других сфер и звеньев финансовых отношений свои особенности. К числу особенностей бюджета относятся:

1.  государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства и её использованием в целях удовлетворения потребностей и отдельных государственно-территориальных формирований;

2. с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже – национального богатства между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности;

3.  пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

4.  область распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

 

 

 

1.2. Сущность и функции государственного бюджета.

 

Экономическая сущность государственного бюджета  характеризуется чертами, специфика  которых не выходит за рамки общих с финансами свойств, т.е. способ выражения экономической сущности через соответствующие функции у финансов в целом и у их звеньев однотипны. Следовательно, государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции. Вместе с тем, поскольку бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций:

1. перераспределение национального дохода;

2. финансовое обеспечение социальной политики;

3. регулирование и стимулирование экономики;

4. контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств.

В этих функциях получает непосредственное выражение экономическая сущность государственного бюджета как инструмента  стоимостного распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Благодаря распределительной функции происходит централизация денежных средств в масштабе государства и их использование на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Контрольная функция позволяет судить о том, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении централизованных средств, экономно и эффективно ли они используются.

Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений.

Содержание распределительной  функции определяется процессом  перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности – производственной и непроизводственной, секторами экономики.

Межотраслевое перераспределение  базируется, с одной стороны, на налогах  и платежах, вносимых в бюджет юридическими и физическими лицами, а с другой – на финансировании за счёт бюджетных средств различных инвестиционных программ, оборотных средств, операционных и других расходов. Межтерриториальное перераспределение происходит путём закрепления налогов и доходов за соответствующими органами государственной власти, а так же посредством различных форм бюджетного регулирования. Это позволяет сформировать в каждой административно- территориальной единице такой бюджетный фонд, который обеспечивает её развитие в соответствии с планом социально-экономического развития.

Перераспределение денежных средств между производственной и непроизводственной сферами осуществляется посредством изъятия части финансовых ресурсов у предприятий материального  производства. А затем осуществляется бюджетное финансирование организаций непроизводственной сферы, причём финансирование играет огромную роль в формировании конечной структуры использования национального дохода.

Государственный бюджет выступает важным инструментом перераспределения государственного дохода между секторами экономики. Конечно, в настоящее время преобладающая часть денежных средств поступает в централизованный фонд из государственного сектора, однако для финансового обеспечения общегосударственных потребностей привлекаются также средства частных предпринимателей и других субъектов негосударственной сферы экономики.

Распределительная функция бюджета достаточно широко используется для регулирования  стоимостной структуры экономики, совершенствования отраслевых и  территориальных пропорций, усиления интеграционных процессов, в том числе на межгосударственном уровне.

Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных  ресурсов, которое отражается в соответствующих  показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Таким образом, функции бюджета, точнее сказать, функции бюджетно-налоговой политики в обобщенном виде сводятся к следующим:

а) предоставление нерыночных услуг (услуги общественного  характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);

б) перераспределение  доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);

в) государственное  регулирование (антимонопольное регулирование, занятости и др.);

г) осуществление  государственного контроля (внешний  контроль, внутренний контроль).

 

1.3. Структура государственного бюджета. 

Государственные внебюджетные фонды  — это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд социальной поддержки населения. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета.

Существуют  также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Как и государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые налоги шли не в ”общий котел” госбюджета, а расходовались строго по назначению - на строительство и содержание дорог, геологоразведку и т.д.    

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Расходная часть

Доходная  часть

БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Расходная часть

Доходная  часть

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Расходная часть

Доходная  часть

 

Табл. 1. Структура  Государственного бюджета

Бюджетная система Российской Федерации состоит  из трех звеньев:

  • федерального бюджета РФ;
  • бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами.

К ним относятся: республиканские бюджеты республик  в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

  • местных бюджетов.

Среди множества бюджетных проблем  следует, прежде всего, выделить четыре:   

- формирование доходов бюджетов  всех уровней; 

- вертикальная несбалансированность бюджетной системы;

- неопределенность положения бюджетов местных органов власти; 

- проблема стабилизации бюджета

 

Глава 2. Проблема оптимизации бюджетных расходов в РФ.

2.1. Проблема нецелевого использования бюджетных средств.

 

Местные органы самоуправления, используя бюджетные  рычаги, могут оказывать активное влияние на размещение предприятий различных отраслей народного хозяйства, развитие социальной инфраструктуры.

Необходимо  отметить специфику местных бюджетов как экономического метода управления, отмечающую их от других, в том числе и финансовых, методов. Она связана с пере распределительными характером бюджетных отношений. Ни одна из других финансовых категорий  не участвует в таком многовидовом и многоуровневом перераспределении финансов, как местные бюджеты. Через их систему перераспределяются средства между отраслями народного хозяйства, территориями, производственной и непроизводственной сферами, различными слоями населения.

Информация о работе Государственный бюджет, его структура, проблемы регламентирования