Государственный бюджет, его социально-экономическая сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Понятие бюджетного процесса и его этапы. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Налоговые доходы федерального бюджета. Направления использования средств региональных бюджетов.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 49.13 Кб (Скачать файл)

 

  1. Государственные доходы и методы их мобилизации.

При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса:

1) мобилизация финансовых  ресурсов в распоряжение государственных  структур;

2) использование их на  различные государственные потребности. Первый из этих процессов находит  свое выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов. Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий . При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.

Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов. Важной задачей является оптимизация пропорций в распределении государственных доходов с целью обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и активизация влияние государственных доходов на эффективность хозяйствования.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.

К централизованным государственным доходам помимо бюджетных относят ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости (упразднен с 2001 г.), фонда медицинского страхования.

Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов, выступает стоимость общественного продукта (частично - национального богатства), которая на разных этапах и стадиях распределения предстает в разных финансовых формах. Так, объектом распределения на государственных предприятиях выступает выручка от реализации продукции, и такие ее составные части как прибыль, заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и др. В качестве объекта бюджетных отношений, могут рассматриваться такие формы, как прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь объектом государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.) в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство. Аккумуляция государственных доходов в этом случае осуществляется через использование переходящих остатков бюджетных средств, направляемых на покрытие расходов, продажу золотого запаса, платную приватизацию государственного имущества и т.п.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К внутренним - относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним - относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репационных платежей. Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства.

В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.

Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными   методами,   образует   систему   государственных   доходов. Система государственных доходов призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования - предприятий (объединений, организаций).

Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.п.

Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования, средств, в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики. Рост займов в период экономического кризиса может даже опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы.Займы находят применение в разных звеньях государственных финансов: федеральном, республиканском и местном бюджете; при формировании внебюджетных фондов; в составе привлеченных средств государственных предприятий. Они широко применяются для покрытия бюджетного дефицита, причем, не только на федеральном и республиканском уровне, но и на местном, а функционирование финансового рынка позволяет использовать их для покрытия расходов государственных предприятий.

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов. Последнее , может быть обеспечено как за счет повышения ставок действующих налогов, так и путем введения новых видов налоговых платежей. Существует и обратное влияние   налогов   на   займы.   Например,   рост   налогов   неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет определенный предел.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причем не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. Бумажно-денежная и кредитная эмиссии, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с развитым рыночным хозяйством обычно стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя ее выпуском займов. Однако и займы могут ускорять течение инфляционных процессов. Ведь владельцы государственных облигаций, реализуя их на финансовом рынке, могут провоцировать инфляционный процесс, хотя последний протекает не в таких масштабах и не такими темпами, как это происходит при эмиссии.

  1.   Понятие бюджетного процесса и его этапы.

Бюджетное планирование – важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность бюджетного планирования заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства.

В качестве принципов бюджетного планирования выделяют:

·  единство правового регулирования;

·  непрерывность планирования годового бюджета;

·  балансовый метод и др.

Бюджетный процесс– регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ.

Задачами бюджетного процесса являются:

·  выявление материальных и финансовых резервов государства;

·  максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;

·  обеспечение сбалансированности бюджетов;

·  согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой;

·  осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т. д.

Бюджетный процесс, включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

1)  составление проектов  бюджетов;

2)  рассмотрение бюджетов;

3)  утверждение бюджетов;

4)  исполнение бюджетов, а также составление отчетов  об исполнении бюджетов и их  утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

Продолжительность всех стадий бюджетного процесса от начала составления проектов бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении различна по странам, но, как правило, в связи со сложностью работ, выполняемых на каждой стадии, занимает период около трех лет.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии с БК РФ, включаются:

·  финансовые органы;

·  органы денежно-кредитного регулирования (Банк России);

·  органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

  1. Классификация расходов бюджета. 
     
    Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация,  РФ утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» с изменениями и дополнениями от 18.12.2006 г.» 
    Бюджетная классификация РФ, является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования, дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.  
     
    Бюджетная классификация разделяет бюджетные расходы по следующим признакам: 
    а) экономическая классификация расходов; 
    б) ведомственная классификация расходов; 
    в) функциональная (предметная) классификация расходов; 
     
    Экономическая классификация – это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Например, в бюджетах всех уровней предусматриваются текущие расходы, закупки товаров и услуг, оплата труда служащих в государственных учреждениях, транспортных услуг, услуг связи, выплата субсидий, капитальные расходы и пр. 
     
    Ведомственная классификация расходов, бюджетов, субъектов Российской Федерации является группировкой расходов, бюджетов, субъектов Российской Федерации, и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным, распорядителям, средств, бюджетов, субъектов Российской Федерации по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. 
    Деление расходов между федеральными министерствами и важнейшими ведомствами, она выражается в следующих четырех документах: 
    1)  Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета; 
    2)  Классификация целевых статей расходов федерального бюджета; 
    3)  Классификация видов расходов федерального бюджета; 
    4)  Распределение расходов по целевым статьям и видам расходов по прямым получателям средств из федерального бюджета. 
     
    Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом.  
     
    Функциональная (предметная) классификация бюджетных расходов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства. К этим функциям относятся: 
    1.  Государственное управление и местное самоуправление. 
    2. Судебная власть. 
    3. Международная деятельность. 
    4. Национальная оборона. 
    5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства. 
    6.  Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу. 
    7.  Промышленность, энергетика и строительство. 
    8.   Сельское хозяйство и рыболовство. 
    9.  Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия. 
    9.  Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика. 
    10. Развитие рыночной инфраструктуры. 
    11.  Жилищно-коммунальное хозяйство. 
    12.  Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. 
    13.  Образование. 
    14.  Культура, искусство и кинематография. 
    15.  Средства массовой информации. 
    16. Здравоохранение и физическая культура. 
    17.  Социальная политика. 
    18. Обслуживание государственного долга. 
    19.  Пополнение государственных запасов и резервов. 
    20.  Финансовая помощь бюджетам других уровней. 
    21.  Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров. 
    22.  Мобилизационная подготовка экономики. 
    23. Формирование целевых бюджетных средств. 
    24. Прочие расходы.

Информация о работе Государственный бюджет, его социально-экономическая сущность и структура