Государственный бюджет, его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

В условиях глобализации экономики эффективное и ответственное управление общественными финансами имеет фундаментальное значение с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста. Стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов и общественных финансов в более широком контексте является важнейшим условием управления возрастающими рисками функционирования общественных финансов. Эти риски в основном обусловлены действием таких факторов, как колебания цен на товарных рынках, в частности на нефть; нестабильность доходов от внешней торговли и международных капиталов и др.

Файлы: 1 файл

реферат .doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях глобализации экономики эффективное и ответственное  управление общественными финансами  имеет фундаментальное значение с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а  также общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста. Стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов и общественных финансов в более широком контексте является важнейшим условием управления возрастающими рисками функционирования общественных финансов. Эти риски в основном обусловлены действием таких факторов, как колебания цен на товарных рынках, в частности на нефть; нестабильность доходов от внешней торговли и международных капиталов и др.

Для России возрастает значение эффективного использования  бюджетных ресурсов для достижения целей и приоритетов государственной политики, поскольку граждане требуют более качественных и доступных общественных услуг и повышения эффективности и прозрачности системы государственного управления. Прогресс в решении этой стратегической задачи является одной из предпосылок для достижения России долгосрочных целей развития.

В последние  годы были приложены серьёзные усилия по модернизации системы управления общественными финансами. В России этот процесс начинался с восстановления эффективного бюджетно-налогового контроля и финансовой стабильности, а с начала 2000-х годов переключился на комплексную модернизацию системы управления общественными финансами, включающей создание Стабилизационного фонда, проведение налоговых реформ, формирование новой системы межбюджетных отношений и внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты. На основе накопленного к настоящему времени практического опыта сформулированы многие ставшие общепризнанными принципы, стандарты и критерии, которые представляют собой надёжную основу для дальнейшего прогресса в сфере управления общественными финансами.

Глобализация  экономики создаёт новые риски  для стабильности управления государственными финансами, в частности, за счёт воздействия  на общественные финансы со стороны неопределённости и резких изменений цен на сырьевые товары, такие как нефть; базовых демографических тенденций (например, старение населения, что ведёт в более высоким требованиям в отношении пенсионного обеспечения, социальной поддержки и здравоохранения); растущей взаимозависимости систем налогообложения. Эти проблемы подчёркивают необходимость продуманных и эффективно организованных методов управления финансами в целях ограничения неблагоприятных последствий на национальном уровне.

Бюджет представляет систему экономических отношений между государством, экономическими субъектами и населением. При помощи бюджета решаются в Российской Федерации вопросы финансового регулирования как на макроуровне, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической, социальной политики.

Бюджетная система  является одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективность функционирования которого оказывает непосредственное влияние на качество экономического роста и на уровень общественного благосостояния. Именно этим фактом объясняется столь серьёзное внимание, которое в последнее время стало уделяться вопросам бюджетного устройства и бюджетного процесса.

 

 

 

 

 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ РФ И ЕГО ФУНКЦИИ

 

Центральное место  в системе государственных финансов занимает государственный бюджет –  имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в её состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Государственный бюджет – это совокупность бюджетных  отношений по формированию и их использованию  бюджетного фонда страны.

Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план.

Как экономическая  категория бюджет представляет собой  денежные отношения, возникающие у  государства с физическими и  юридическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетных средств, т.е. бюджет выражает планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных средств различных экономических субъектов.

Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Являясь основным финансовым планом государства, он даёт органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает объёмы необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджет, как  фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, даёт органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта.

Бюджетное устройство, в свою очередь, определяет организацию  государственного бюджета и бюджетной  системы страны, взаимоотношения  между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

Бюджетная система  РФ – основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Построение  современной бюджетной системы  началось в 1991 г. и проходило на фоне серьёзных преобразований в российской экономике, которые в значительной степени определили первостепенные задачи, стоящие перед бюджетной системой. Особое место среди них занимают необходимость адаптации экономики к рыночным условиям хозяйствования.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов Федерации. Бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны и её государственным устройством  как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трёх уровней:

    • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • местных бюджетов, в том числе: бюджеты муниципальных районов, городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения; бюджеты городских и сельских поселений.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Бюджет муниципального образования является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения местного самоуправления

Сущность и  содержание бюджета определяется функцией государства, важная из которых это воспроизводство производственных отношений.

Централизация средств дает возможность маневрировать  ресурсами и сосредотачивать  их на решающих направлениях экономического и социального развития и осуществляют единую экономическую и финансовую политику на территорию страны.

В рамках бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) обеспечиваются образование и расходование денежных средств, предназначенных  для решения задач и выполнения функций, отнесённых к предметам  ведения субъекта РФ. Бюджет субъектов РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ, который в свою очередь вместе с федеральным бюджетом образует консолидированный бюджет РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Бюджетная система  РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, 1 областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты) (рис.1).

 


 

Рис.1 Схема консолидированного бюджета РФ

Как показывает рис.1, бюджеты, входящие в бюджетную  систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты  субъектов РФ не включаются в федеральный  бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Все бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, законов субъектов РФ и правовых актов представительных органов местного самоуправления соответственно [24].

Характеристика  бюджетной системы предполагает не только определение её структуры, но и принципов организации, что формирует содержание бюджетного устройства государства. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (гл. 5), принципы функционирования бюджетной системы РФ следующие:

    • единство бюджетной системы;
    • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов разных уровней;
    • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета;
    • эффективность и экономность использования бюджетных средств;
    • общее покрытие расходов бюджета;
    • гласность; достоверность бюджета;
    • адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчётности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учёта и отчётности бюджетов бюджетной системы, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.

Принцип разграничения  доходов и расходов между бюджетами  разных уровней означает закрепление  в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

Информация о работе Государственный бюджет, его функции