Государственные внебюджетные фонды (на примере Российской Федерации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 07:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и значение государственных внебюджетных фондов
1.1 Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов
1.2 Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи
2. Роль фонда социального страхования в решении социальных задач
2.1 Место и роль социального страхования в системе социальной защиты населения
2.2 Состав и структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ (ФСС)
2.3 Проблемы и состояние социального страхования в России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

1) гражданам, не подлежащим  обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным  законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О  государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей");

2) гражданам, подвергшимся  радиационному воздействию, не подлежащим  обязательному социальному страхованию, в размерах сверх установленных  Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

3) гражданам, подвергшимся  радиационному воздействию, подлежащим  обязательному социальному страхованию, в размерах сверх установленных  Федеральным законом "О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей" в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов:

1) максимальный размер  пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по  временной нетрудоспособности в  связи с несчастным случаем  на производстве или профессиональным  заболеванием) за полный календарный  месяц не может превышать 17 250 рублей;

2) максимальный размер  пособия по беременности и  родам за полный календарный  месяц не может превышать 23 400 рублей.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не может превышать в 2008 году 38 500 рублей, в 2009 году 41 000 рублей и в 2010 году 43 500 рублей.

Настоящий Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" от 21 июля 2007 года №183 - ФЗ вступил в силу с 1 января 2008 года. Основные цифровые показатели из выступления Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по национальному проекту "Образование":

-обеспечено полное оснащение учебно-наглядными пособиями и оборудованием более 12 тыс. кабинетов "физики", "химии", "биологии";

-приобретено около 4 тыс. школьных автобусов (это без тех программ, которые реализуются на эту тему в регионах);

-более 11 млрд. руб. направлено в 2006 г. на выплату за классное руководство. Их получили почти 900 тыс. педагогов;

-определены 10 тыс. лучших учителей Российской Федерации;

-коллективам 3 тыс. школ, внедряющих инновационные технологии, выданы гранды по 1 млн. руб. на цели развития;

-17 лучших (по конкурсу) инновационных университетов получили на реализацию своих программ около 5 млрд. руб.;

-более 20 тыс. школ, включая сельские, обеспечены широкополосным доступом в Интернет;

-присуждены премии более чем 5 тыс. победителям и призёрам международных олимпиад и других ко

2.3 Проблемы и состояние социального  страхования в России

Во второй половине двадцатого века в связи с ростом значения в воспроизводственном процессе человеческого фактора и его безопасности получила развитие теория социального государства.

Социальное государство - это сложная система, создаваемая и функционирующая с целью улучшения здоровья нации, решения социальных проблем ненасильственными методами. По определению Всемирной организации здравоохранения, "здоровье - это состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие - это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями и возможностями, которые предъявляет, предоставляет окружающая среда". Здоровье характеризуется рядом параметров, важнейшими из которых являются продолжительность жизни и рост численности населения.

Число рисков, угрожающих обществу и отдельному человеку, достаточно велико. Риски носят физиологический, экономический и социальный характер. Это требует общественных форм защиты от любых рисков, в том числе и социальных.

В советской России проводилась социальная политика по защите социальных интересов граждан в основном в форме социального обеспечения, основанного на бюджетно-налоговых поступлениях. Переход к рыночной экономике потребовал глубоких реформ не только в экономике, но и в социальной политике. В настоящее время идет реформирование социальной защиты в направлении приспособления ее к рыночным условиям. Целью реформирования является повышение качества жизни, здоровья нации, повышение трудоспособности, защита человека в старости.

Система социальной защиты требует определенного, достаточно высокого уровня организации общества и общественного сознания. Среди механизмов общественного воздействия (управления) на социальные риски можно выделить:

-предупреждение (устранение) риска, что предполагает исключение источника риска в результате целенаправленных действий субъекта. В социальном риске действия субъекта направлены на сохранение и поддержание первичного трудового дохода как основного источника совокупного дохода;

-снижение (контроль) риска предполагает снижение вероятности реализации источника риска в результате действий субъекта риска. Снижение риска может осуществляться методами распределения (диверсификации) риска между субъектами риска. Разновидностью этого метода является страхование (передача риска), которое обеспечивает компенсацию риска пропорционально вкладу каждого в общую систему;

-поглощение риска - принятие его без дополнительных мер предупреждения, снижения или распределения (прямое финансирование обществом компенсации последствий риска в зависимости от тяжести последствий и устанавливаемых размеров общественных гарантий).

В зависимости от содержания элементов социальной защиты применяются разные способы управления социальными рисками, в основе которых лежит перераспределение национального дохода для предотвращения или компенсации социального риска.

Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: государственное вспомоществование (социальная помощь); совокупность государственных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения; социальное страхование (обязательное государственное и добровольное - корпоративное (коллективное) и индивидуальное страхование).

Социальное обеспечение, осуществляемое прямым финансированием из госбюджета, перераспределяет доходы только в соответствии с риском независимо от индивидуального участия в создании национального дохода. Страхование как метод управления социальными рисками перераспределяет доходы в соответствии и с риском, и с индивидуальным доходом.

В зависимости от субъектов, участвующих в воздействии на социальные риски, выделяются 3 уровня: государственный, корпоративный (коллективный) и индивидуальный.

Соответственно этому выделяются три уровня социальной защиты:

-первый уровень - государственный (перераспределение происходит на уровне всего общества в целом). Государственный уровень представлен государственным социальным обеспечением, государственным страхованием и налоговыми льготами на доходы лиц, имеющих социальные риски;

-второй уровень - коллективный (корпоративный). В рамках этого уровня происходит перераспределение дохода внутри определенной группы населения, трудовых коллективов, профессиональных организаций и т.д. Этот уровень представлен корпоративным социальным обеспечением (социальные фонды предприятий, профсоюзов), личным страхованием с участием работодателя;

-третий уровень - индивидуальный: перераспределение дохода осуществляется в индивидуальном порядке в соответствии с потребностями и возможностями отдельных субъектов (как физических, так и юридических лиц). Этому уровню соответствуют личные сбережения, личное страхование в индивидуальной форме.

В развитых странах происходят изменения в традиционных подходах к государственному регулированию социальной сферы и наблюдается общее снижение государственного обеспечения по сравнению с базовым уровнем при растущем уровне жизни. При этом предпринимаются шаги дополнить прямое обязательное перераспределение доходов за счет налогово-бюджетной системы и уплаты общественных страховых взносов косвенным регулированием.

В итоге в структуре источников средств на социальные расходы в зарубежных странах доля госбюджета и взносов предпринимателей (работодателей) имеет тенденцию к снижению и, наоборот, доля взносов работников (застрахованных) и иные поступления от доходов и капитала имеют тенденцию к повышению, что, конечно, возможно при достижении достаточно высокого уровня жизни.

В России основой социальной защиты является единая общенациональная система обязательного социального страхования. Социальное страхование есть способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. С другой стороны, социальное страхование как финансовая категория - это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, что позволяет формировать и расходовать фонды денежных средств для материального обеспечения членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или трудоспособных, но не имеющих возможности реализовать эту способность по различным причинам.

Внебюджетные фонды - это одна из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения с целью обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса и общеэкономических условий развития. Фонды социального назначения являются специализированными финансово-кредитными учреждениями при Правительстве РФ, осуществляющими управление средствами государственного социального страхования на всей территории РФ в разрезе 4 отраслей социального страхования.

Фонд социального страхования (ФСС РФ) занимается обязательным общим социальным страхованием и обязательным профессиональным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В ведении Пенсионного фонда РФ (ПФ РФ) находится пенсионное страхование. Кроме того, есть фонды обязательного медицинского страхования - Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФ ОМС РФ и ТФ ОМС РФ).

Так как внебюджетные страховые фонды формируются на основе перераспределения доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного перераспределения национального дохода, это обстоятельство делает социальное страхование особо восприимчивым к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста и увеличение инфляции незамедлительно сказываются на собираемости взносов в указанные фонды, что в конечном счете приводит к накоплению социальных проблем в обществе.

Цель введения ЕСН - сохранить и укрепить единую общенациональную систему государственного социального страхования. Специальные внебюджетные фонды формируются из целевого единого социального налога работодателей при поддержке государства. Указанные фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Они сохраняют роль институтов, осуществляющих оперативное управление и расходование соответствующих средств. Введение ЕСН не меняет порядок формирования бюджетов указанных фондов. И механизм распределения средств этих фондов остается прежним (на основе страховых принципов) с применением персонифицированного учета. Так как ЕСН носит строго целевой характер, каждый из фондов получает в виде доходов определенную часть от суммы ЕСН, предусмотренную как процентную ставку с одинаковой налоговой базы.

При новом порядке упрощается система налогообложения, снижаются затраты по взиманию налоговых сумм. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, теперь будет осуществляться только налоговыми органами.

Изменение методов финансирования системы социальной защиты обусловлено не только проблемами собираемости страховых взносов и обеспечения полноты фондов, но и расширением и повышением уровня пособий, увеличением объемов и стоимости медицинских услуг, изменениями в демографическом составе населения (его старением), сохранением безработицы. Это означает, что действует тенденция опережающих темпов роста расходов на социальные цели по сравнению с темпами роста поступлений в эти доходы, позволяющих финансировать эти расходы.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды (на примере Российской Федерации)