Функции государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 Доходы бюджета  могут носить налоговый и неналоговый  характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

 Неналоговые  доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни - косвенные налоги и налоги с юридических лиц. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Через расходы  и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения  эффективности производства. Государственная  поддержка оказывается передовым  отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

Важное значение имеет социальная направленность бюджетных  средств. Культура в широком смысле — один из центральных компонентов  экономического развития. Ускоренное развитие человеческих способностей —  главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты — поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, безработных, малообеспеченных семей), а также учреждений здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводиться активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально слабых слоев населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.

 В процессе  финансового планирования бюджет  оказывает наибольшее воздействие  на отрасли хозяйства и учреждения  непроизводственной сферы. Будучи  основным финансовым планом образования  и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.2

Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в  народном хозяйстве. Хотя через бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

 В процессе  бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета Российской Федерации.

Названные функции  бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических  институтов и характера государственной экономической политики. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов.

Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.3

 

 

 

Бюджетная система, ее сущность и составляющие

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы  страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система - главное звено финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

 Унитарное  (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

 Федеративное (объединенное) государство - это  форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трёхзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

 Конфедеративное  (союзное) государство - это постоянный  союз суверенных государств, созданный  для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

 

 За более  чем тысячелетнюю историю России  ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеральном государственном устройстве. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

- федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

- бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных  бюджетов) и

 бюджетов  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- местных бюджетов.

 Бюджетная  система Российской Федерации  включает: федеральный бюджет, 21 республиканский  бюджет республик в составе  РФ, 55 краевых и областных бюджетов  и бюджета городов Москвы и  Санкт-Петербурга, один областной  бюджет автономной области, 10 окружных  бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета). Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджета субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджета.

 Принципы  функционирования бюджетной системы  Российской Федерации следующие:

- единство бюджетной  системы;

- разграничение  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельность  бюджетов разных уровней;

- полнота отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

- сбалансированность  бюджета;

- эффективность  и экономность использования  бюджетных средств;

- общее покрытие расходов бюджета;

- гласность;

- достоверность  бюджета;

- адресность  и целевой характер использования  бюджетных средств.

1. Единство бюджетной  системы означает единство правовой  базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации - это закрепление (полностью  или частично) соответствующих видов  доходов и полномочий по осуществлению  расходов за органами власти  Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим  является принцип самостоятельности  всех бюджетов:

1) право законодательных  (представительных) органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных  источников доходов бюджетов  каждого уровня бюджетной системы,  определяемых в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4) право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно  определять направления расходования  средств соответствующих бюджетов;

5) право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно  определять источники финансирования  дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов означает, что все доходы  и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность  бюджета - каждый бюджет должен  быть сбалансирован, т. е. объем  предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность  и экономность использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении  бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Общее покрытие  расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Гласность  - это обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полнота представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность  бюджета означает надежность  показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность  и целевой характер бюджетных  средств – бюджетные средства  выделяются в распоряжение конкретных  получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 4

Информация о работе Функции государственного бюджета