Фонд социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…………………..3
Глава 1. Фонд социального страхования Российской Федерации, его сущность и история развития…………………………………………………………………………………………..5
История развития Фонда социального развития Российской Федерации………………………………………………………………………5
Сущность, задачи и функции Фонда социального развития Российской Федерации
Место Фонда социального развития Российской Федерации в системе социального страхования
Глава 2. Анализ бюджет фонда социального страхования Российской Федерации за 2010-2012 года
Источники формирования бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
Направления расходования бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
Дефицит (профицит) бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 72.84 Кб (Скачать файл)

Председатель Фонда социального  страхования Российской Федерации  руководит деятельностью фонда  и несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на него задач, распределяет обязанности между  заместителями, вносит проект бюджета  Фонда социального страхования  Российской Федерации на утверждение  в Правительство Российской Федерации.

1.3 Место Фонда социального страхования Российской Федерации в системе социального страхования.

Социальное страхование, независимо обязательное или добровольное, всегда осуществляется в рамках страхового сообщества и за счет его средств. Его участниками или субъектами социального страхования являются юридические и физические лица. Юридические  лица – это предприятия, организации, учреждения независимо от формы собственности, на которых заняты работники. В процессе осуществления страхования они  вступают в определенные экономические, правовые, организационные отношения.

Статьей 22 Трудового кодекса  Российской Федерации определено, что  работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.

Субъектами обязательного  социального страхования являются страхователи – работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи – организации  любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными  платежами. Страхователями выступают  также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые  взносы.

Страховщики – участники  страхового процесса, создаваемые для  обеспечения прав застрахованных лиц  по обязательному социальному страхованию  при наступлении страховых случаев. В настоящее время страховщиками  являются: в пенсионом страховании – Пенсионный фонд Российской Федерации, в социальном страховании – Фонд социального страхования, в медицинском страховании – Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, страховые компании. В соответствии законодательством в обязательном социальном страховании страховщики являются некоммерческими организациями.

Застрахованные лица –  граждане Российской Федерации, а также  иностранные граждане и лица без  гражданства, работающие по трудовым договорам  и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории  граждан, у которых возникают  отношения по обязательному социальному  страхованию.

Фонд социального страхования  является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом после Пенсионного фонда  Российской Федерации. Фонд социального  страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда социального страхования, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду социального  страхования санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной  собственностью. Они не входят в  состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Цели функционирования системы  социального страхования заключаются  в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан.

В Фонд социального страхования  входят следующие исполнительные органы – региональные отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования на территории субъектов Российской Федерации, филиалы отделений и уполномоченные. Руководство деятельностью Фонда социального страхования осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда социального страхования создается центральный аппарат Фонда социального страхования, а в региональных отделениях и филиалах – аппараты органов Фонда социального страхования.

Организационная структура  Фонда социального страхования представлена на рисунке 1 .


 


 


 


 


 

 



 

 

Рисунок 1. Организационная  структура Фонда социального страхования.

При Фонде социального страхования образуется правление, а при региональных отделениях – координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Фонд социального страхования, его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках. Местонахождение Фонда социального страхования – город Москва.

В законодательстве Российской Федерации понятия "социальное страхование" и "обязательное социальное страхование" синонимичны, что объясняется высокой степенью участия государства в данной сфере.

Под законодательной базой  социального страхования понимается совокупность законов и подзаконных  актов, регулирующих деятельность системы  социального страхования. В современной  России действующая система социального  страхования опирается на довольно обширную законодательную базу. Она  включает в себя законодательные  акты общего страхового законодательства, отдельные положения которого прямо  или косвенно регулирует социальное страхование, законы, регулирующие отдельные  его направления, правовые акты субъектов  Российской Федерации, а также подзаконные  акты – постановления Правительства  Российской Федерации, приказы, инструкции министерств и ведомств, внебюджетных фондов. Основополагающие принципы в  области социального страхования  установлены Конституцией Российской Федерации. Законодательная база обязательного  социального страхования включает в себя:

  1. Правовые акты общего страхового законодательства, которые устанавливают общие принципы и условия для всех форм и видов страхования:
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации.
  1. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", который является базовым законом системы социального страхования.
  1. Правовые акты отдельных направлений социального страхования, которые регулируют конкретные виды и направления:
  • Федеральный закон от 28 июня 1991 г. №1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ";
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ";
  • Ежегодные федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского и социального страхования);
  • Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Неотделимой частью страхового законодательства являются нормативные  указы Президента России. В них  могут формулироваться основные направления в развитии специального законодательства о страховании, устанавливаться  правила и условия деятельности участников страхового процесса.

Нормативные постановления  Правительства Российской Федерации  являются важным источником социального  страхового законодательства. Ими утверждаются: статус отдельных участников страховых  правоотношений, различные списки профессий, работ и должностей, которые дают право на получение материального  возмещения при наступлении страхового случая, при этом конкретные условия  и правила предоставления страховых  выплат устанавливаются федеральными законами. Кроме того, в форму  постановлений Правительства Российской Федерации облекаются программы  реформирования национальной системы  страхования.

Важнейшая экономическая  функция социального страхования  заключается в создании необходимых  условий для воспроизводства  трудовых ресурсов. Вместе с тем  социальное страхование – это  неотъемлемая часть социальной политики государства. В этом плане рационально  организованная система социального  страхования – один из важных институтов обеспечения социальной справедливости, поддержания политической стабильности, обеспечения социальной безопасности в обществе.

Через механизм социального  страхования общество решает следующие  задачи:

  • формирует внебюджетные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе;
  • обеспечивает необходимые количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов;
  • сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества;
  • добивается повышения жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс.

В Российской Федерации был введен Федеральный закон от 24.07.1998 г. №125-ФЗ ″Об обязательном страховании социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний″. Страховые взносы в этом случае начисляются на заработную плату по соответствующим тарифам. Тарифные ставки у каждого предприятия разные. Соответственно, они тем выше, чем выше степень риска работы на данном предприятии.

Тариф страховых взносов установлен по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Страховые взносы в Фонде социального страхования регулируются постановлением Правительства Российской Федерации и уплачиваются ежемесячно одновременно с получением (перечислением) в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы работникам за истекший месяц. Указанные средства перечисляются на единый текущий счет Фонд социального страхования и его исполнительных органов.

Законодательство Российской Федерации предусматривает применение к работодателям и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в Фонд социального страхования суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов, в том числе при сдаче расчетных ведомостей. Пени начисляются на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки дополнительного вложения капитала Центрального Банка Российской Федерации, действующей на начало бюджетного года.

За не своевременное зачисление или перечисление по вине банков и иных кредитных организаций страховых взносов, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций на счета исполнительных органов Фонда социального страхования соответствующий исполнительный орган Фонда социального страхования взыскивает с банков и иных кредитных организаций пени за каждый день просрочки в размере 1% этих сумм. 
В 2009 г. был принят Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования", который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Таким образом, бюджет Фонда  социального страхования и отчет  о его исполнении утверждаются федеральным  законом, а бюджеты региональных отделений и отчеты об их исполнении, после рассмотрения правлением Фонда  социального страхования, утверждаются Председателем Фонда социального  страхования. Фонд социального страхования  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами  Президента Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, а также Положением о  Фонде социального страхования  Российской Федерации.

 

 

 

Глава 2. Бюджет Фонда  социального страхования Российской Федерации

2.1 Источники формирования Бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

Источниками формирования доходной части бюджета Фонда социального страхования являются часть единого социального налога, страховые взносы организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием на работу граждан, а также доходы от инвестирования части временно свободных средств, добровольные поступления граждан и организаций и другие доходные источники. Средства Фонда социального страхования подлежат только целевому расходованию, а именно: в целях выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, пособий на погребение, в целях покрытия расходов на санаторно-курортное лечение и т.д. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года №125-Ф "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при осуществлении данного вида страхования Фонд социального страхования участвует в качестве страховщика. Страхователем же являются сами работодатели.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ