Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 09:55, контрольная работа

Описание работы

1.Теоретические основы реализации финансовой политики государства и методы ее реализации.
2.Финансовая политика как совокупность мер, принимаемых государством для достижения целей стабилизации ,развития экономики и финансов.
3.Задачи и перспективы проведения финансовой политики в РФ на современном этапе

Файлы: 1 файл

В процессе функционирования государство осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни.docx

— 39.42 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Теоритические  основы реализации финансовой  политики государства и методы  ее реализации.

2.Финансовая  политика как совокупность мер,  принимаемых государством для  достижения целей стабилизации ,развития  экономики и финансов.

3.Задачи  и перспективы проведения финансовой  политики в РФ на современном  этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В процессе функционирования государство осуществляет политическую деятельность в различных  сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика  в целом, а также отдельные  элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения.

Совокупность  государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций представляет собой финансовую политику. Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий.

Основу  финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу  использования финансов и предусматривают  решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики  и социальной сферы страны.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения её взаимосвязи с другими составными частями экономической политики: кредитной, ценовой, денежной. Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на её соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Важная  составная часть финансовой политики – установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают  бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика

 

1. Теоретические аспекты реализации финансовой политики государства и методы ее реализации

В процессе функционирования государство осуществляет политическую деятельность в различных  сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика  в целом, а также отдельные  элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения.

Совокупность  государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций представляет собой финансовую политику.

Финансовая  политика - основополагающий элемент  в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как  экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению  и использованию денежных средств, государство при организации  этих отношений определяет главные  цели и задачи, стоящие перед обществом  и соответственно перед финансовой системой.

Финансовая  политика – это составная часть  экономической политики государства. В ней конкретизуются главные  направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов.

Содержание  финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий. Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа:

определение и постановка главных целей, и  конкретизация перспективных и  ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни  общества;

определение основных направлений использования  финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

подбор  и расстановка кадров, способных  решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление  практических действий, направленных на достижение намеченных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем  этапе, но определяется оно содержанием  двух предыдущих ступеней.

Основу  финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу  использования финансов и предусматривают  решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики  и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей  и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными  проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и  социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти  мероприятия тесно взаимосвязаны  и взаимозависимы.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой  области общественной деятельности.

При выработке  финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического  развития общества. Она должна учитывать  специфику внутренней и международной  обстановки, реальные экономические  и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополнятся изучением опыта использования  экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения её взаимосвязи с другими составными частями экономической политики: кредитной, ценовой, денежной. Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на её соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

К наиболее важным задачам, поставленным перед  финансовой политикой, можно отнести  такие как:

обеспечение высокой занятости;

стимулирование  экономического роста;

реформирование  естественных монополий;

создание  условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения финансовой стабильности;

выравнивание  платежного баланса.

Во все  времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение  роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при  эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования  имеющихся финансовых ресурсов и  финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода – основного источника роста благосостояния общества.

Политика  охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы  общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или  социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике. Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения. При всех особенностях формирования финансовой политики можно выделить два целевых направления её проведения: фискальное и регулирующее.

Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием  доходов и расходов государства. В этом случае оптимальна ситуация, при которой все расходы государства  покрываются за счет его текущих  обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как  потребности в осуществлении  расходов более динамичны и, как  правило, превышают возможности  по сбору доходов[7, стр.403]. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. И то и другое направление сложны с точки зрения их практичного осуществления.

Особенно  труден поиск дополнительных доходов, потому что это приводит к росту  налогового бремени плательщиков и  противоречиво влияет на всю совокупность получаемых государством доходов. Механизм воздействия налоговой нагрузки на объем поступающих доходов  определяется законом Лэффера

Суть  закона заключается в следующем: первоначально рост налогового бремени  приводит к увеличению доходов государства  и постепенно достигается точка  оптимума, которая характеризует  наилучший уровень налогового изъятия, удовлетворяющий, с одной стороны, плательщиков, а с другой стороны, - государство, получающее максимум доходов. При дальнейшем повышении налогового бремени сверх оптимального уровня объем доходов сокращается и  стремится к нулевой отметке  при 100%-ном уровне изъятия. Такое  снижение доходов происходит объективно – за счет снижения стимулов развития экономической деятельности и субъективно – посредством сокрытия объектов обложения и уклонения от уплаты налогов.

Эта зависимость  между налоговым бременем и доходами проявляется только в условиях рыночной экономики, когда экономические  субъекты свободны в выборе своего поведения.

В условиях плановой экономики закон Лэффера  не действует в связи с тем, что все решения об использовании  финансовых ресурсов принимаются государством единолично и стимулом для производителя  является не объем оставшихся у него средств, а полнота выполнения директивного задания.

Закон представляет собой объективные взаимосвязи  в поведении государства и  экономических субъектов, но при  этом он не определяет конкретного  уровня изъятия средств. Оптимальный  уровень зависит от множества  факторов, характерных для той  или иной страны, среди которых  можно выделить экономические, социальные, политические, конкретно-исторические, психологические и другие.

Балансирование  доходов и расходов государства  возможно также при помощи сокращения расходов, но этот процесс достаточно сложен, потому что может затрагивать  интересы предпринимателей и больших  социальных групп..населения, что приводит к определенным социальным издержкам. Кроме того, уменьшение расходов очень часто не дает быстрого фискального эффекта, так как оно первоначально стимулирует увеличение смежных затрат.

Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает регулирование экономических процессов. Регулирование осуществляется в  связи с тем, что государство  располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов. К ним относятся: налоги, государственный  кредит, бюджетные ассигнования, различные  нормы и нормативы, при помощи которых регулируются финансовые отношения. С их помощью государство оказывает  воздействие на размер денежных средств, которыми располагают экономические  субъекты, и тем самым влияет на различные экономические процессы. К таким процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий.

Регулирование может осуществляться государством  стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов.

В настоящее  время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно используется для достижения целей экономического развития. Существуют два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующее регулирование направлено на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционное регулирование связано с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, чтобы сдержать деловую активность и стабилизировать денежное обращение.

При этом возникают определенные сложности, которые связаны с выбором  целей регулирования. С помощью  одного и того же механизма регулирования  нельзя воздействовать на все экономические  процессы для достижения одновременного положительного воздействия на них. Однако выбор целей в нормальной экономической ситуации осуществляется государством достаточно просто, так как экономический спад и рост инфляции обычно одновременно не происходят.

Сложным ценообразование бывает в условиях стагфляции, когда снижение экономической  активности и депрессия сочетаются с высокими темпами инфляции. В  этой ситуации государству приходится делать сложный выбор: либо регулировать денежное обращение, стабилизировать  цены и тем самым жертвовать экономическим  ростом, либо стимулировать деловую  активность и еще больше усиливать  инфляцию.

Информация о работе Финансовая политика государства