Финансирование бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Бюджетные учреждения являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические основы финансирования бюджетных учреждений

5

1.1. Понятие, сущность бюджетных учреждений и источники их финансирования……………………………………………………………….

5

1.2. Особенности финансирования бюджетных учреждений на современном этапе…………………………………………………………….

8

Глава 2. Анализ финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации……………………………………………………………………..

15

2.1. Анализ финансирования государственного бюджетного учреждения на примере ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»………………………………………………………………………

15

2.2. Проблемы финансирования бюджетных учреждений и пути их преодоления……………………………………………………………………

20

Заключение…………………………………………………………………….

24

Список используемой литературы……………………

Файлы: 1 файл

Финансирование бюджетных учреждений.docx

— 46.52 Кб (Скачать файл)
  •  
    оплату товаров, работ, услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

 
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. 
 
Процедуру подтверждения денежных обязательств регламентирует статья 226 Бюджетного Кодекса РФ.  
 
В целях обеспечения целевого расходования бюджетных средств особое внимание органами казначейства уделяется процессу подтверждения денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств. Для этого представляемые получателями бюджетных средств документы проверяются на предмет:

  •  
    целевого использования бюджетных средств и обоснованности принятия денежных обязательств;

  •  
    соответствия платежных и иных подтверждающих расход документов утвержденным сметам доходов и расходов и лимитов бюджетных обязательств;

  •  
    правильности оформления документов в соответствии с действующим законодательством.

 
После регистрации бюджетного обязательства казначейство представляет получателю средств информацию о регистрации бюджетных обязательствах.  
 
При внесении изменений в бюджетное обязательство бюджетное учреждение представляет в казначейство документы, служащие основанием для изменения. 
 
В соответствии со статьей 225 БК РФ получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Следовательно, заключение договоров, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, возможно только после утверждения бюджетному учреждению главным распорядителем сметы доходов и расходов, и в пределах объемов утвержденных бюджетных ассигнований в разрезе каждого кода бюджетной классификации расходов.  
 
Принятие бюджетными учреждениями денежных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований является недопустимым. 
 
Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается.  
 
Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы доходов и расходов. Определяет объёмы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные расходы по экономическим статьям государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год. 
 
Глава 2. Анализ финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации 
 
2.1. Анализ финансирования государственного бюджетного учреждения на примере ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» 
 
Проведем анализ финансирования деятельности государственного бюджетного учреждения на примере ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» за 2009-2011гг. 
 
Стоит отметить, что объектами анализа финансирования деятельности бюджетного учреждения в системе образования являются следующие показатели:

  •  
    доходы и расходы по видам деятельности в разрезе статей, подстатей и элементов бюджетной классификации, их структура и динамика за анализируемый период по сравнению с планом (сметой);

  •  
    соотношение доходов и расходов.

 
Деятельность ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» осуществляется на основе смешанного финансирования. Основная часть средств на покрытие расходов колледжа поступает в порядке сметного финансирования из бюджета, и вторая, не менее значимая – из внебюджетных источников, основным из которых является плата за оказание образовательных услуг. В таблице 1 отражены основные показатели по финансированию колледжа за 2009 –2011гг. 
 
Таблица 1. Основные показатели финансирования деятельности ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» за 2009-2011гг., руб.

 
Наименование / Год

 
2009

 
2010

 
2011

 
Относительное отклонение к 2009

 
Доходы, в том числе:

 
53 891 873

 
54 007 727

 
53 355 595

 
-1,00%

 
бюджетные

 
30 460 624

 
29 458 760

 
28 369 470

 
-6,87%

 
внебюджетные

 
23 431 249

 
24 548 967

 
24 986 125

 
6,64%

 
Расходы

 
47 880 335

 
49 487 350

 
49 216 451

 
2,79%

 
Остатки средств на конец финансового года

 
6 011 538

 
4 520 377

 
4 139 144

 
-31,15%


 

 
Как видно из таблицы 1 суммарный объем финансовых средств, поступивших на обеспечение деятельности колледжа, за 2009-2011гг. уменьшился на 1%, основной причиной наблюдаемого сокращения послужило уменьшение бюджетных ассигнований, так за наблюдаемый период они уменьшились на 6,87%. Доходы от внебюджетного финансирования наоборот выросли на 6,64% и составили в 2011 году 24 986 125 рублей. 
 
По данным таблицы также следует, что расходы колледжа возросли за последние три года на 2,79% и составили в 2011 году 49 216 451 руб.  
 
Уменьшились также и остатки финансовых средств на конец финансового года, за наблюдаемый период сокращение составило 31,15%. 
 
В таблице 2 представлена структура внебюджетных источников финансирования деятельности колледжа. 
 
Таблица 2. Структура внебюджетных источников финансирования деятельности ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» за 2009-2011гг., руб.

 
Наименование / Год

 
2009

 
2010

 
2011

 
Удельный вес

 
Относительное отклонение к 2009

 
Платное обучение

 
18 065 493

 
18 594 664

 
18 832 042

 
75,7%

 
4,2%

 
Благотворительные пожертвования

 
1 233 146

 
1 827 150

 
1 881 455

 
7,5%

 
52,6%

 
Прочие

 
4 132 610

 
4 127 153

 
4 272 627

 
16,8%

 
3,4%

 
Всего

 
23 431 249

 
24 548 967

 
24 986 125

 
100%

 
6,6%


 

 
Из таблицы 2 следует, что основным внебюджетным источником финансирования колледжа является предоставление платных образовательных услуг, их удельный вес в структуре всех внебюджетных источников в 2011 году составил 75,7%, за наблюдаемый период объем данного источника финансирования вырос на 4,2%.  
 
Вторым по значимости внебюджетным источником является статья «Прочее», под которой подразумевается предпринимательская деятельность столовой колледжа, ее удельный вес в общей структуре внебюджетных источников в 2011 году составил 16,8%, за наблюдаемы период доходы по данному источнику возросли на 3,4%. 
 
Как показано в таблице одним из внебюджетных источников финансирования деятельности колледжа являются благотворительные пожертвования, их удельный вес в 2011 году составил 7,5%. За 2009-2011гг. объем благотворительных пожертвований, направленных на софинансирование деятельности ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» возрос на 52,6% и составил в 2011 году 1 881 455 рублей.  
 
В таблице 3 представлена бюджетная смета колледжа за 2009-2011гг., по которой можно определить основные направления расходования средств, финансирование которых осуществляется из бюджета Самарской области. 
 
Таблица 3. Бюджетная смета ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» за 2009-2011гг., руб.

 
Наименование направлений расходования средств областного бюджета

 
Лимиты бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год

 
Удельный вес

 
Относительное отклонение к 2009

 
2009

 
2010

 
2011

 
Заработная плата

 
19 008 000

 
19 443 000

 
19 893 000

 
70,12%

 
4,7%

 
Услуги связи

 
50 000

 
52 000

 
55 000

 
0,19%

 
10,0%

 
Коммунальные услуги

 
1 046 000

 
1 073 000

 
1 057 000

 
3,73%

 
1,1%

 
Работы и услуги по содержанию имущества

 
256 000

 
224 000

 
245 000

 
0,86%

 
- 4,3%

 
Прочие работы и услуги

 
68 000

 
59 000

 
53 000

 
0,19%

 
- 22,1%

 
Пособия по социальной помощи населению (стипендии)

 
249 0000

 
248 0000

 
254 3000

 
8,96%

 
2,1%

 
Прочие расходы

 
7 543 000

 
6 127 000

 
4 523 900

 
15,95%

 
- 40,0%

 
Всего

 
30 461 000

 
29 458 000

 
28 369 900

 
100%

 
- 6,9%


 

 
Как показано в таблице 3 основной объем бюджетных средств, предназначенных для финансирования деятельности колледжа, направлен на выплату заработной платы, его удельный вес в общей структуре в 2011 году составил 70,12%. Также можно увидеть, что лимиты бюджетных расходов по выплатам заработной платы за последние три года выросли на 4,7% и составили в 2011 году 19 893 000 рублей. Значительная доля расходов на выплаты заработной платы характерна для всех бюджетных учреждений. 
 
Второй по величине статьей являются прочие расходы, их удельный вес в 2011 году составил 15,95%, однако стоит отметить, что за последние три года данное направление расходование бюджетных средств сократилось на 40,0%, это связано с совершенствованием механизмов бюджетного планирования. 
 
Удельный вес пособий по социальным выплатам населению (стипендий) в 2011 году составил 8,96% всех расходных обязательств, за наблюдаемый период суммарный объем социальных выплат (стипендий) возрос на 2,1%.  
 
Значительным по объемам расходования бюджетных средств является и направление по уплате коммунальных услуг, его удельный вес в 2011 году составил 3,73%, за 2009-2011гг. объем средств, предназначенных для финансирования этого направления, вырос на 1,1%, лимит расходования в 2011 году составил 1 057 000 рублей. 
 
В таблице 4 отображены показатели исполнения финансирования деятельности колледжа в 2011 году, анализ которых позволит определить эффективность использования бюджетных средств. 
 
Таблица 4. Сметные назначения и финансирование ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» за 2011г., руб.

 
Наименование статьи

 
Утверждено по смете на год

 
Профинансировано за год

 
Процент исполнения финансирования

 
Заработная плата

 
19893000

 
19892801,07

 
99,99%

 
Услуги связи

 
55000

 
54945

 
99,90%

 
Коммунальные услуги

 
1057000

 
1035860

 
98,00%

 
Работы и услуги по содержанию имущества

 
245000

 
242550

 
99,00%

 
Прочие работы и услуги

 
53000

 
51940

 
98,00%

 
Пособия по социальной помощи населению (степендии)

 
2543000

 
2441280

 
96,00%

 
Прочие расходы

 
4 523 900

 
4297705

 
95,00%

 
Всего

 
28 369 900

 
28017081

 
100,00%


 

 
Из таблицы 4 следует, что суммы финансирования деятельности колледжа за 2011 не сильно отличаются от сметных показателей, наибольшая степень исполнения наблюдается по следующим расходным направлениям: заработная плата – 99,99%; услуги связи – 99,90%; работы и услуги по содержанию имущества – 99,00%; наименьший процент исполнения наблюдается по статье «прочие расходы» – 95,00%.  
 
В связи с новым порядком финансирования через казначейство суммы в графе «Профинансировано за год» отражают не средства на счете учреждения, а средства, перечисленные со счета в казначействе на покрытие расходов ГОУ. Соответственно, так как на покрытие расходов колледжа были перечислены приблизительно такие суммы, какие указаны в смете, то смета отражает реальную потребность в средствах. 
 
В целом после перехода на казначейскую систему роль анализа бюджетного финансирования несколько снизился в силу того, что значительно сократилась самостоятельность учреждения при распоряжении выделенными средствами, а значит, и возможность влиять на эффективность их использования. 
 
В условиях развития рыночных отношений и сокращения государственного финансирования бюджетные учреждения вынуждены вести поиск дополнительных источников доходов за счет оказания платных услуг по основной деятельности. 
 
Анализируя систему финансирования ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» можно сделать вывод, что основную долю в общей структуре финансирования занимают бюджетные ассигнования полученные колледжем из бюджета Самарской области. Однако этих средств не хватает на полное финансовое обеспечение деятельности колледжа, а главное на капитальные вложения для его развития. Поэтому ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» на сегодняшний день ведет работу по привлечению внебюджетных источников финансирования, главным из которых является оказание платных образовательных услуг и осуществление другой предпринимательской деятельности (например, содержание столовой в колледже), направленной на достижение поставленных перед учреждением целей.  
 
2.2. Проблемы финансирования бюджетных учреждений и пути их преодоления 
 
Следствием постоянного и серьезного недофинансирования бюджетных учреждений становится снижение уровня их материально-технического обеспечения, низкий уровень оплаты кадрового состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных специалистов, работающих в бюджетной сфере. Все это ведет к снижению качества оказания государственных и муниципальных услуг в социальной сфере. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию Российской Федерации, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в области финансирования бюджетных учреждений. 
 
Существенное недофинансирование бюджетных учреждений во многом объясняется следующими факторами. 
 
Во-первых, сохранение до сих пор административного принципа финансирования бюджетного сектора по всей вертикали бюджетов, при котором вышестоящие финансовые органы доводят до нижестоящих лимиты финансирования, не считаясь с их потребностями, а исходя из затрат прошлых лет. Недостаточно учитывается также рост цен, существенно повышающий потребность в финансировании. 
 
Во-вторых, при разграничении бюджетов по трем уровням прямое и непосредственное воздействие государства на объем и структуру бюджетных ассигнований ограничено. Так, например, сегодня на федеральном уровне за государством сохраняются только следующие полномочия по организации оплаты труда в бюджетных учреждениях: 
 
– установление минимальной заработной платы; 
 
– регулирование оплаты труда относительно бюджетных отраслей; 
 
– территориальное и налоговое регулирование заработной платы. 
 
В-третьих, для эффективного оперативного управления финансовыми ресурсами бюджетным учреждениям необходимы гарантии своевременного их получения в полном объеме. Такие гарантии призваны, в частности, обеспечить современные методы планирования потребности в бюджетных ассигнованиях. 
 
Ограничение бюджетного финансирования сформировало у бюджетных учреждений устойчивую тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности у учреждений, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. Недостаток бюджетного финансирования покрывается внебюджетными средствами, получаемыми преимущественно за счет:

Информация о работе Финансирование бюджетных учреждений