Доходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................
3
1 Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание....................
4
2 Функции налогов в бюджете.......................................................................
6
3 Анализ доходов федерального бюджета....................................................
7
Заключение ......................................................................................................
12
Список использованных источников.............................................................
14

Файлы: 1 файл

контра доходы бюджета.docx

— 43.29 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение...........................................................................................................

3

1 Налоговые доходы федерального  бюджета, их содержание....................

4

2 Функции налогов в бюджете.......................................................................

6

3 Анализ доходов федерального  бюджета....................................................

7

Заключение ......................................................................................................

12

Список использованных источников.............................................................

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

 

 

 

 

 

 

 

1 Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание

 

Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

В период абсолютизма развивается система прямых и косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов монарха от доходов государства. В России же в конце 19в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.

В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2013 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.

Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Налоги – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.

Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.

2 Функции налогов в бюджете

 

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Как известно, налоги выполняют две главные функции – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.

Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.

Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.

Источники и виды государственных доходов и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.

Рассматривая понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

- федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

- бюджетов  субъектов РФ и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- местных  бюджетов.

В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.

 

3 Анализ доходов федерального  бюджета

 

На 01.08.2014 г. доходы федерального бюджета составили 8 258 млрд.руб., из них:

4 542,51 млрд.руб. (55%) – налоговые поступления;

3 628,39 млрд.руб. (44%) – неналоговые доходы;

86,67 млрд.руб. (1%) – безвозмездные поступления.

Увеличение доходов бюджетной системы РФ  предусматривает следующие направления: совершенствование налогообложения недвижимости юридических и физических лиц, усиление налоговой нагрузки по акцизным платежам, дальнейшую оптимизацию налогового администрирования.

Таблица 1 – Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ  за 2011-12 гг. (млрд.руб.)

Виды налогов

Поступления налогов за 2011г.

Поступления налогов за 2011 г., %

Поступления налогов за 2012г.

Поступления налогов за 2012 г., %

Налог на прибыль организаций

2270,3

23,4

2355,4

21,5

НДС

1753,2

18,0

1886,1

17,2

НДФЛ

1994,9

20,5

2260,3

20,6

НДПИ

2042,5

21,0

2459,4

22,4

Имущественные налоги

678,0

6,2

785,3

7,2

Акцизы

603,9

6,2

783,6

7,2

Иные налоги и сборы

377,2

3,9

429,0

3,9

Итого

9720,0

100,0

10959,3

100,0


 

Анализ структуры налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ за 2011-12 гг. демонстрирует позитивные тенденции. Отсутствуют серьезные структурные сдвиги. Наибольшее поступление обеспечивает  налог на прибыль организаций. 1/5 поступлений приходится на НДФЛ.

Таблица 2 – Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2011-12 гг.

Виды налогов

Отклонения относительно 2011 г., млрд.руб.

Отклонения относительно 2011 г., %

Темп прироста налоговых поступлений в 2012 г., %

Налог на прибыль организаций

85,1

-1,9

103,8

НДС

132,9

-0,8

107,6

НДФЛ

265,4

0,1

113,3

НДПИ

416,9

1,4

120,4

Имущественные налоги

107,3

0,2

115,8

Акцизы

179,7

1,0

129,8

Иные налоги и сборы

51,8

-

113,7

Итого

1239,3

-

112,8


 

Таблица 3 - Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ  за 2012-13 гг. (млрд.руб.)

Виды налогов

Поступления налогов за 2012г.

Поступления налогов за 2012 г., %

Поступления налогов за 2013г.

Поступления налогов за 2013 г., %

Налог на прибыль организаций

1139,8

24,88

910,3

19,95

НДС

761,2

16,62

730,8

16,02

НДФЛ

814,3

17,78

913,6

20,02

НДПИ

1045,3

22,82

1039,9

22,79

Имущественные налоги

335,0

7,31

389,9

8,55

Акцизы

290,7

6,35

362,5

7,94

Иные налоги и сборы

194,2

4,24

215,8

4,73

Итого

4580,5

100

4562,8

100

Информация о работе Доходы федерального бюджета